Щодо особливостей ведення касових операцій
ДПС України; Letter on March 18, 20115419/6/29-7015/278
Document v5419837-11, current version — Adoption on March 18, 2011

         ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ 
П И С Ь М О
18.03.2011 N 5419/6/29-7015/278

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела
письмо <...>, направленное Администрацией Президента Украины
письмом от 18.02.2011 г. N 03-01/570, относительно особенностей
ведения кассовых операций и в пределах компетенции сообщает
следующее.
Частью второй статьи 19 Конституции Украины от 28.06.96 г.
N 254к/96-ВР ( 254к/96-ВР ) (с изменениями и дополнениями)
предусмотрено, что органы государственной власти и местного
самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на
основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены
Конституцией и законами Украины.
В соответствии с Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г.
N 2755 ( 2755-17 ) и Законом Украины от 04.12.90 г. N 509-XII
( 509-12 ) "О государственной налоговой службе в Украине" задачей
органов государственной налоговой службы является осуществление
контроля за соблюдением плательщиками налогов налогового
законодательства, достоверности, полноты начисления и уплаты
налогов и сборов, а также другого законодательства, контроль за
которым возложен на органы государственной налоговой службы.
При осуществлении проверок операций с наличностью органы
государственной налоговой службы руководствуются нормами Положения
о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине,
утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины
"Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в
национальной валюте в Украине" от 15.12.2004 г. N 637 ( z0040-05 )
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 г. за
N 40/10320, далее - Положение), которым определены требования
относительно ведения таких операций.
За установленные при проверке нарушения норм по регулированию
обращения наличности в соответствии с Указом Президента Украины от
12.06.95 г. N 436/95 ( 436/95 ) "О применении штрафных санкций за
нарушение норм по регулированию обращения наличности" (далее -
Указ N 436) органы государственной налоговой службы применяют к
субъектам хозяйствования финансовые санкции в виде штрафа.
Что касается сроков применения административно-хозяйственных
санкций, то они могут быть применены к субъекту хозяйствования в
течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее
чем через год со дня нарушения данным субъектом установленных
законодательными актами правил осуществления хозяйственной
деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом (статья 250
Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ), далее - Хозяйственный
кодекс).
Однако статьей 4 Хозяйственного кодекса ( 436-15 ) указано,
что финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования,
возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов
всех уровней, административные и другие отношения управления с
участием субъектов хозяйствования, в которых орган государственной
власти или местного самоуправления не является субъектом,
наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не
осуществляет организационно-хозяйственные полномочия в отношении
субъекта хозяйствования, не являются предметом регулирования
данного Кодекса.
Таким образом, считаем, что ограничения сроков применения
штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения
наличности, предусмотренные статьей 250 Хозяйственного кодекса
( 436-15 ), не распространяются на финансовые санкции в виде
штрафа, которые применяются органами государственной налоговой
службы к субъектам хозяйствования за нарушение требований
Положения N 637 ( z0040-05 ).
Что касается оприходования наличности, то в соответствии с
пунктом 2.6 Положения ( z0040-05 ) вся наличность, поступающая в
кассы, должна своевременно (6 день получения наличных средств) и в
полной сумме оприходоваться.
Суммы оприходуемой наличности должны соответствовать суммам,
определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.
В случае проведения наличных расчетов с применением
регистратора расчетных операции (далее - РРО) или использованием
расчетной книжки (далее - РК) оприходованием наличности является
осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их
фактических поступлений в книге учета расчетных операцій
( z0106-01 ) на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных
РК).
Согласно п. 1.2 Положения ( z0040-05 ) оприходование
наличности - это проведение предприятиями и предпринимателями
учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических
поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов,
книге учета расчетных операцій ( z0064-93 ).
Пунктом 7.3 Положения ( z0040-05 ) определено, что
ответственность за соблюдение порядка ведения операций с
наличностью возлагается на предпринимателей, руководителей
предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с
наличностью, привлекаются к ответственности в установленном
законодательством Украины порядке.
В частности, Указом N 436 ( 436/95 ) установлено, что в
случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности,
физическими лицами - гражданами Украины, являющимися субъектами
предпринимательской деятельности, норм по регулированию обращения
наличности в национальной валюте к ним применяются финансовые
санкции в виде штрафа: за неоприходование (неполное и/или
несвоевременное) оприходование в кассах наличности - в пятикратном
размере неоприходованной суммы.
Закон Украины от 06.07.95 г. N 265/95-ВР ( 265/95-ВР ) "О
применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли,
общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) в
соответствии с преамбулой определяет правовые основы применения
регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного
питания и услуг, а действие данного Закона распространяется на
всех субъектов хозяйствования и их хозяйственные единицы, которые
осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной
форме.
В соответствии со статьей 3 Закона N 265 ( 265/95-ВР )
субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в
наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных
карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров
(предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и
услуг, обязаны проводить расчетные операции на полную сумму
покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные,
опломбированные в установленном порядке и переведенные в
фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с
распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих
выполнение расчетных операций, и выдавать лицу, получающему или
возвращающему товар, расчетный документ установленной формы на
полную сумму проведенной операции.
Статьей 9 Закона N 265 ( 265/95-ВР ) определен исчерпывающий
перечень случаев освобождения субъектов хозяйствования от
применения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек при
проведении расчетов, в том числе с оформлением приходных и
расходных кассовых ордеров.
Следовательно, субъекты хозяйствования, за исключением
случаев, установленных статьей 9 Закона N 265 ( 265/95-ВР ),
обязаны проводить расчетные операции через регистраторы расчетных
операций.
Заместитель председателя
комиссии по проведению
реорганизации ГНА Украины,
заместитель Председателя
ГНА Украины И.Носачова



on top