Печатать   Шрифт: или Ctrl + mouse wheel

                         Модельный закон 
о почтовой деятельности

Принят
на двадцать шестом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 26-7
от 18 ноября 2005 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет и цели правового регулирования настоящего
Закона
1. Настоящий Закон устанавливает правовые и экономические
основы деятельности в области почтовой и курьерской связи,
определяет права и обязанности органов государственной власти и
органов местного самоуправления в области почтовой и курьерской
связи, устанавливает статус операторов почтовой и курьерской
связи, регулирует отношения, возникающие между ними и
пользователями услуг почтовой и курьерской связи.
2. Целями настоящего Закона являются:
- создание гарантий получения универсальных услуг почтовой
связи на равных условиях на всей территории государства;
- обеспечение должного качества услуг почтовой и курьерской
связи;
- защита прав и интересов пользователей услуг почтовой и
курьерской связи;
- защита прав и интересов национального оператора почтовой
связи и операторов курьерской связи;
- обеспечение тайны связи;
- обеспечение свободы транзита почтовых и курьерских
отправлений;
- обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на
рынке услуг курьерской связи, в том числе с иностранными
операторами услуг курьерской связи;
- обеспечение потребности в услугах почтовой связи для нужд
государственного управления, обороны, безопасности государства и
охраны правопорядка (далее - государственных нужд).
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися
ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных
участках, предназначенный для получения адресатами отдельных видов
почтовых отправлений и, с разрешения собственника, курьерских
отправлений;
адресат - пользователь услугами почтовой и курьерской связи,
которому адресованы почтовое отправление, почтовый перевод или
курьерское отправление;
бандероль - вид почтового отправления с печатными изданиями,
рукописями, фотографиями, а также иными вложениями, размер и вес
которого устанавливаются правилами оказания услуг почтовой и
курьерской связи;
контрольные сроки - промежуток времени, установленный для
пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов денежных
средств от объекта почтовой связи места их приема до объекта
почтовой связи места их выдачи;
курьерские отправления - почтовые карточки, письма,
бандероли, отправка которых производится не в порядке оказания
национальным оператором почтовой связи универсальных услуг
почтовой связи, посылки, а также периодические и иные печатные
издания;
национальный оператор почтовой связи - юридическое лицо,
предоставляющее универсальные услуги почтовой связи на всей
территории государства, за которым закрепляется также
исключительное право на осуществление иных услуг почтовой связи в
соответствии с настоящим Законом;
объекты почтовой и курьерской связи - сооружения и средства
почтовой и курьерской связи;
оператор курьерской связи - юридическое лицо любых
организационно-правовых форм или индивидуальный предприниматель,
предоставляющие услуги курьерской связи;
письмо - вид почтового и курьерского отправления с письменным
сообщением, а также иным вложением, размер и вес которого
устанавливаются правилами оказания услуг почтовой и курьерской
связи;
пользователи услугами почтовой и курьерской связи -
физические лица и организации, в том числе органы государственной
власти и органы местного самоуправления, пользующиеся услугами
почтовой и курьерской связи;
посылка - вид курьерского отправления с вложением, не
запрещенным к пересылке нормативно-правовыми актами государства,
размер и вес которого устанавливаются правилами оказания услуг
почтовой и курьерской связи;
почтовая карточка - вид почтового и курьерского отправления
на специальном бланке, пересылаемом в открытом виде, размер и вес
которого устанавливаются правилами оказания услуг почтовой и
курьерской связи;
почтовый маршрут - путь следования почтового транспорта между
объектами почтовой связи;
почтовые отправления - почтовые карточки, письма, бандероли,
отправляемые в порядке оказания универсальных услуг почтовой
связи;
почтовый перевод денежных средств - предоставляемая
национальным оператором почтовой связи услуга по приему,
обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных
средств с использованием сетей почтовой связи;
почтовый абонентский ящик - специальный запирающийся ящик,
предназначенный для получения адресатами отдельных видов почтовых
отправлений и, с разрешения собственника, курьерских отправлений;
секограммы - почтовые отправления слепых (официально
признанных учреждений для слепых) или слепым (официально
признанным учреждениям для слепых), которые соответствуют
требованиям правил оказания услуг почтовой и курьерской связи; в
качестве секограмм могут пересылаться письма, написанные
секографическим способом, клише со знаками секографии, а также
звуковые записи и специальная бумага, предназначенные
исключительно для слепых;
сооружения почтовой и курьерской связи - объекты инженерной
инфраструктуры, в том числе здания, строения, используемые для
размещения средств почтовой и курьерской связи;
средства почтовой и курьерской связи - технические и
программные средства, используемые при оказании услуг почтовой и
курьерской связи;
универсальные услуги почтовой связи - оказываемые по
доступным, регулируемым государством ценам услуги по обмену
почтовыми отправлениями, а также оказываемые бесплатно услуги по
доставке наземным транспортом секограмм;
услуги курьерской связи - деятельность по приему, обработке,
перевозке (передаче) и доставке (вручению) почтовых карточек,
писем, бандеролей, периодических печатных изданий и посылок,
выходящая за рамки исключительных прав национального оператора
почтовой связи в соответствии с настоящим Законом;
услуги почтовой связи - деятельность по оказанию
универсальных услуг почтовой связи и услуг, в отношении которых
национальный оператор почтовой связи имеет исключительные права в
соответствии с настоящим Законом.
Статья 3. Виды почтовой деятельности
1. Почтовая деятельность включает в себя предоставление услуг
почтовой связи, специальной связи, фельдъегерской связи
(регулируется специальным нормативно-правовым актом) и курьерской
связи (регулируется специальным нормативно-правовым актом).
2. Почтовая связь осуществляется национальным оператором
почтовой связи в соответствии с национальным законодательством
стран Содружества.
Статья 4. Законодательство о почтовой деятельности
1. Законодательство о почтовой деятельности основывается на
конституции государства и состоит из настоящего Закона, законов о
почтовой деятельности государств и издаваемых в соответствии с
ними иных нормативно-правовых актов государства, регулирующих
отношения в области почтовой деятельности.
2. Законодательные и иные нормативно-правовые акты
государства, прямо или косвенно касающиеся сферы почтовой
деятельности, должны соответствовать настоящему Закону. В случае
возникновения разногласий действуют нормы настоящего Закона.
3. Если международным договором установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила
международного договора.
Статья 5. Сфера действия настоящего Закона
1. Положения настоящего Закона распространяются на
специальную связь и на фельдъегерскую связь лишь в части, не
урегулированной в специальном нормативно-правовом акте.
2. Порядок оказания услуг почтовой связи и услуг курьерской
связи конкретизируется правилами оказания услуг почтовой и
курьерской связи, утверждаемыми в устанавливаемом
законодательством государств порядке.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ПОЧТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 6. Общее государственное регулирование
1. Регулирование почтовой деятельности относится к
исключительной компетенции государства.
2. Органы, осуществляющие государственное регулирование
почтовой деятельности, определяются законодательными актами
государства.
3. Президент, правительство и иные государственные органы
осуществляют государственное регулирование деятельности операторов
почтовой и курьерской связи в пределах своей компетенции.
4. Органы, осуществляющие государственное регулирование
почтовой деятельности, не несут ответственности за деятельность
операторов почтовой и курьерской связи.
Статья 7. Нетарифные методы государственного регулирования
Органы, осуществляющие государственное регулирование почтовой
деятельности, в пределах своей компетенции вправе использовать
следующие методы воздействия на почтовую деятельность:
- определять государственную политику;
- разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты;
- разрабатывать и принимать государственные программы;
- организовывать государственный надзор;
- устанавливать единые нормы (правила, стандарты,
требования);
- осуществлять создание, реорганизацию и ликвидацию
национального оператора почтовой связи, определять его
организационно-правовую форму;
- предоставлять льготы;
- выполнять функции администрации связи при осуществлении
международного сотрудничества в области почтовой деятельности.
Статья 8. Тарифные методы государственного регулирования
1. Тарифы на услуги почтовой связи устанавливаются
национальным оператором почтовой связи самостоятельно, если иное
не предусмотрено настоящим Законом.
2. Тарифы на услуги курьерской связи устанавливаются
операторами курьерской связи самостоятельно, если иное не
предусмотрено настоящим Законом.
3. Предельный уровень тарифа на универсальные услуги почтовой
связи ежегодно устанавливается правительством по представлению
органа исполнительной власти в области почтовой связи.
4. Тариф должен обеспечивать компенсацию экономически
обоснованных затрат, связанных с оказанием универсальных услуг
применительно ко всей территории государства, а также возмещение
обоснованной нормы прибыли.
5. Минимальный уровень тарифа на курьерские услуги,
аналогичные по своему содержанию универсальным услугам, должен
быть в N раз выше установленного правительством тарифа на
универсальные услуги почтовой связи.
Статья 9. Компетенция местных органов исполнительной власти и
их взаимодействие с национальным оператором почтовой связи
1. Местные органы исполнительной власти на основе ежегодно
заключаемого с национальным оператором почтовой связи договора о
сотрудничестве:
- оказывают содействие национальному оператору почтовой связи
в размещении объектов почтовой связи;
- выделяют нежилые помещения для размещения объектов почтовой
связи национального оператора почтовой связи;
- способствуют оснащению объектов почтовой связи
национального оператора почтовой связи средствами механизации,
автоматизации и информатизации;
- при планировании комплексного и социального развития
рассматривают вопросы развития, финансирования и технического
обеспечения объектов почтовой связи.
2. Местные органы исполнительной власти:
- способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы
местных почтовых маршрутов;
- оказывают содействие национальному оператору почтовой связи
в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные
пункты в установленные контрольные сроки;
- оказывают содействие национальному оператору почтовой связи
в обеспечении сохранности доставляемых по почтовым маршрутам
почтовых отправлений и денежных средств;
- рассматривают предложения национального оператора почтовой
связи о предоставлении льгот по уплате налогов, зачисляемых в
соответствующие местные бюджеты, и льгот по арендной плате за
пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- оказывают содействие в размещении абонентских почтовых
шкафов и почтовых абонентских ящиков, контролируют обеспечение
организациями, эксплуатирующими жилые дома, и собственниками жилых
домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских
почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.
Глава 3. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
И УСЛУГ КУРЬЕРСКОЙ СВЯЗИ
Статья 10. Договор об оказании услуг
1. Услуги почтовой связи и услуги курьерской связи
оказываются пользователям услуг почтовой и курьерской связи на
основе договора об оказании услуг почтовой связи или договора об
оказании услуг курьерской связи, заключаемого в соответствии с
гражданским законодательством и правилами оказания услуг почтовой
и курьерской связи.
2. Договор об оказании услуг почтовой связи или курьерской
связи является публичным.
Статья 11. Лицензирование
1. Лицензирование в области почтовой деятельности
осуществляется в соответствии с законодательством государства.
2. Лицензия выдается на осуществление совокупности операций,
составляющих единый процесс оказания почтовых или курьерских услуг
без дробления на отдельные виды деятельности.
Статья 12. Универсальные услуги почтовой связи
1. Универсальными услугами почтовой связи являются:
- услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей
в обмене почтовыми карточками, письмами и бандеролями в пределах
территории государства;
- услуги почтовой связи по удовлетворению нужд слепых и
официально признанных учреждений для слепых в обмене секограммами,
перевозимыми наземным транспортом.
2. Универсальные услуги почтовой связи, за исключением услуг
по доставке наземным транспортом секограмм, оказываются по
доступным ценам. Услуги по доставке наземным транспортом секограмм
оказываются бесплатно.
3. Обязательство по оказанию универсальных услуг почтовой
связи возлагается на национального оператора почтовой связи.
4. Качество универсальных услуг почтовой связи должно
отвечать требованиям надежности, доступности и срочности оказания
универсальных услуг почтовой связи, содержащимся в правилах
оказания услуг почтовой и курьерской связи. В отношении
труднодоступных районов страны допускается отступление от этих
требований.
5. Гарантируется равный доступ всех пользователей услуг
почтовой связи к универсальным услугам почтовой связи.
6. Национальный оператор почтовой связи публикует информацию
об универсальных услугах почтовой связи и предоставляет ее
бесплатно всем пользователям универсальных услуг почтовой связи в
любом объекте почтовой связи на территории страны.
Статья 13. Национальный оператор почтовой связи
1. Национальный оператор почтовой связи имеет исключительное
право на оказание универсальных услуг почтовой связи.
2. Национальный оператор почтовой связи имеет право на
оказание курьерских услуг и осуществление иной деятельности, не
запрещенной национальным законодательством.
Статья 14. Операторы курьерской связи
Операторы курьерской связи имеют право на оказание курьерских
услуг, а также на осуществление иной деятельности, не запрещенной
национальным законодательством.
Статья 15. Тайна связи
1. Национальный оператор почтовой связи и операторы
курьерской связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
2. Действия, считающиеся нарушением тайны связи,
конкретизируются в правилах оказания услуг почтовой и курьерской
связи.
Статья 16. Права и обязанности пользователей услуг почтовой и
курьерской связи
1. Пользователи услуг почтовой связи вправе отправить
почтовую карточку, письмо или бандероль, осуществить почтовый
перевод денежных средств, получить почтовую карточку, письмо,
бандероль или почтовый перевод денежных средств, обратиться с
требованием об их возврате, отказаться от их получения в
соответствии с правилами оказания услуг почтовой и курьерской
связи.
2. Пользователи услуг курьерской связи вправе отправить
почтовую карточку, письмо, бандероль или посылку, а также
периодические и иные печатные издания, получить почтовую карточку,
письмо, бандероль или посылку, а также периодические и иные
печатные издания, обратиться с требованием об их возврате,
отказаться от их получения в соответствии с правилами оказания
услуг почтовой и курьерской связи.
3. Не допускается пересылка запрещенных вложений. Перечень
запрещенных к пересылке предметов и веществ определяется правилами
оказания услуг почтовой курьерской связи.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОЧТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Сеть почтовой связи
Сеть почтовой связи представляет собой совокупность
сооружений почтовой связи, средств почтовой связи и почтовых
маршрутов, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу),
доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление
почтовых переводов денежных средств.
Статья 18. Сеть курьерской связи
Сеть курьерской связи представляет собой совокупность
сооружений курьерской связи, средств курьерской связи и курьерских
маршрутов, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу),
доставку (вручение) курьерских отправлений.
Статья 19. Доступ к сети почтовой и курьерской связи
1. Доступ к сети почтовой связи операторов курьерской связи
предоставляется на договорной основе.
2. Доступ национального оператора почтовой связи к сети
курьерской связи предоставляется на договорной основе.
Статья 20. Правовой статус объектов почтовой и курьерской
связи
1. Объекты почтовой и курьерской связи могут находиться в
государственной собственности, муниципальной собственности, а
также в собственности физических и юридических лиц.
2. Пользователи услуг почтовой и курьерской связи вправе
установить индивидуальные абонентские почтовые шкафы или почтовые
абонентские ящики, являющиеся их собственностью.
3. Национальный оператор почтовой связи, без противоречия с
пунктом 2 настоящей статьи, вправе устанавливать индивидуальные
абонентские почтовые шкафы или почтовые абонентские ящики,
являющиеся его собственностью. Использование этих индивидуальных
абонентских почтовых шкафов или почтовых абонентских ящиков
операторами курьерской связи возможно лишь на основании договора с
национальным оператором почтовой связи.
Статья 21. Оказание услуг почтовой связи для государственных
нужд
Услуги почтовой связи для государственных нужд оказываются
национальным оператором почтовой связи.
Статья 22. Раздельный учет
Национальный оператор почтовой связи обязан вести раздельный
учет доходов и расходов от оказания универсальных услуг почтовой
связи и услуг почтовой связи для государственных нужд и доходов и
расходов от оказания других услуг.
Статья 23. Использование языков при оказании услуг почтовой и
курьерской связи
1. Адреса отправителей и получателей почтовых и курьерских
отправлений и почтовых переводов денежных средств, пересылаемых в
пределах страны, оформляются на языках, установленных национальным
законодательством.
2. Международные почтовые отправления обрабатываются на
языках, определяемых международными договорами государства.
Статья 24. Учетно-отчетное время в области почтовой и
курьерской связи
1. В технологических процессах почтовой и курьерской связи
операторами почтовой и курьерской связи применяется единое
учетно-отчетное время.
2. В международной связи учетно-отчетное время определяется
международными договорами государства.
Статья 25. Международное сотрудничество
1. Международное сотрудничество в области почтовой и
курьерской связи осуществляется в соответствии с законодательством
и международными договорами государства.
2. Государство, являясь членом Всемирного почтового союза,
входит в единую почтовую территорию и гарантирует на всей своей
территории свободу транзита.
3. В международной деятельности в области почтовой связи
орган исполнительной власти в области почтовой связи выступает в
качестве почтовой администрации государства в пределах полномочий,
определенных национальным законодательством, представляет и
защищает интересы государства в области почтовой связи при
взаимодействии с почтовыми администрациями других государств и в
международных организациях.
4. Орган исполнительной власти в области почтовой связи
обеспечивает проведение расчетов с другими почтовыми
администрациями за международный почтовый обмен в соответствии с
актами Всемирного почтового союза.
Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ПОЧТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 26. Подача жалоб в отношении услуг почтовой и
курьерской связи и их рассмотрение
1. Пользователь услугами почтовой и курьерской связи вправе
обжаловать в административном и судебном порядке решения и
действия (бездействие) органа или должностного лица, имеющие
отношение к почтовой и курьерской связи, а также национального
оператора почтовой связи, относящиеся к оказанию услуг почтовой и
курьерской связи.
2. Оператор почтовой и курьерской связи обязан иметь книгу
жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию
пользователя услуг почтовой и курьерской связи.
3. Рассмотрение жалоб пользователей услуг почтовой и
курьерской связи осуществляется в порядке, установленном
национальным законодательством государства.
Статья 27. Предъявление претензий в отношении услуг почтовой
и курьерской связи и их рассмотрение
1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг почтовой
или курьерской связи, пользователь услуг почтовой или курьерской
связи до обращения в суд предъявляет оператору почтовой связи или
оператору курьерской связи претензию.
2. В претензии должны быть указаны сведения о неисполнении
или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании
услуг почтовой или курьерской связи, а в случае предъявления
претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного
ущерба.
3. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг
почтовой или курьерской связи или иного удостоверяющего факт
заключения договора документа (квитанция, опись вложения и т.п.) и
иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по
существу.
4. Претензии по вопросам, связанным с недоставкой,
несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового или
курьерского отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой
переведенных денежных средств, предъявляются в течение шести
месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления
почтового перевода денежных средств.
5. Если иное не предусмотрено в настоящем Законе, претензия
должна быть рассмотрена не позднее чем через N дней (*) со дня ее
регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу,
предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.
Претензии, связанные с почтовыми или курьерскими отправлениями и
почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых)
в пределах одного поселения, рассматриваются в течение N дней (**)
со дня регистрации претензий. _______________
(*) Рекомендуемый срок - 60 дней.
(**) Рекомендуемый срок - 5 дней.
6. При отклонении претензии полностью или частично либо
неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки
пользователь услуг почтовой или курьерской связи имеет право
предъявить иск в суд.
Статья 28. Лица, имеющие право на предъявление претензий
Право на предъявление претензий имеют отправитель или
получатель почтовых или курьерских отправлений, а также
уполномоченные ими в установленном порядке лица.
Статья 29. Место предъявления претензий
Претензии могут предъявляться как оператору почтовой связи
или оператору курьерской связи, принявшему почтовое или курьерское
отправление, так и оператору почтовой связи или оператору
курьерской связи по месту назначения почтового или курьерского
отправления.
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства
1. В случаях и в порядке, установленных национальным
законодательством государства, лица, нарушившие законодательство в
области почтовой и курьерской связи, несут уголовную,
административную и гражданско-правовую ответственность.
2. Убытки, причиненные в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат
возмещению операторам почтовой связи, операторам курьерской связи
и пользователям услуг почтовой и курьерской связи в соответствии с
национальным законодательством.
3. Операторы почтовой связи и операторы курьерской связи
несут имущественную ответственность за утрату или повреждение
ценного почтового или курьерского отправления в размере
объявленной ценности и оплаченного тарифа за пересылку.
4. В предусмотренных правилами оказания услуг почтовой и
курьерской связи случаях помимо возмещения убытков уплачивается
штрафная неустойка.
5. Если иное не предусмотрено законом, работники операторов
почтовой и курьерской связи несут материальную ответственность
перед своими работодателями за утрату или задержку доставки
почтовых и курьерских отправлений, повреждение их вложений,
происшедшие по их вине при исполнении ими должностных
обязанностей, в размере ответственности, которую несет оператор
почтовой и курьерской связи перед пользователем услуг почтовой и
курьерской связи.
6. Национальный оператор почтовой связи и операторы
курьерской связи не несут ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по доставке почтовых
отправлений, почтовых переводов денежных средств или курьерских
отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине
пользователя услуг почтовой или курьерской связи либо вследствие
действия непреодолимой силы.