Документ 997_a26, текущая редакция — Принятие от 08.12.1998

                         Модельный закон 
о государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов

Принят
на двенадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 12-9
от 8 декабря 1998 года)
В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих
функции, выполнение которых может быть сопряжено с
посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих
условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и
другими правонарушениями настоящий Закон устанавливает систему мер
государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и
их близких.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Обеспечение государственной защиты судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов состоит в
осуществлении уполномоченными на то государственными органами
предусмотренных настоящим Законом мер безопасности, правовой и
социальной защиты (далее - меры государственной защиты),
применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и
имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Меры государственной защиты могут также применяться в
отношении близких родственников, а в исключительных случаях также
иных лиц (далее - близкие), на жизнь, здоровье и имущество которых
совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной
деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее
характера, либо из мести за указанную деятельность.
Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
Государственной защите в соответствии с настоящим Законом
подлежат:
1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов,
народные заседатели, присяжные заседатели;
2) прокуроры;
3) следователи;
4) лица, производящие дознание;
5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
6) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а
также исполнение приговоров, определений и постановлений судов
(судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и
прокуроров;
7) сотрудники органов контрразведки;
8) судебные исполнители;
9) работники государственных контрольных органов,
осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных
правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
10) работники таможенных органов, налоговых органов, органов
надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного
охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной
лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора,
контрольно-ревизионных подразделений министерства финансов,
осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и
иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение
правонарушений;
11) близкие лица, перечисленных в пунктах 1 - 10 части первой
настоящей статьи.
Перечисленные в части первой настоящей статьи лица, в
отношении которых в установленном порядке принято решение о
применении мер государственной защиты, далее именуются "защищаемые
лица".
Статья 3. Виды государственной защиты
В соответствии с настоящим Законом и другими национальными
законами защищаемым лицам обеспечивается:
1) применение уполномоченными на то государственными органами
(далее - органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в
целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение
сохранности их имущества;
2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том
числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их
жизнь, здоровье и имущество;
3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих
реализацию установленного настоящим Законом права на материальную
компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных
повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или
повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
Статья 4. Прокурорский надзор за исполнением законов
при осуществлении мер государственной защиты
Надзор за исполнением законов при осуществлении мер
государственной защиты возлагается на генерального прокурора и
подчиненных ему прокуроров.
Глава 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Виды мер безопасности
Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и
сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность,
могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры
безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и
оповещения об опасности;
3) временное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых
лицах;
5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы
(службы) или учебы;
6) переселение на другое место жительства;
7) замена документов, изменение внешности.
Статья 6. Личная охрана, охрана жилища и имущества
При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы
посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их
согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляется их
личная охрана, охрана их жилища и имущества.
При необходимости жилище и имущество защищаемых лиц могут
быть оборудованы средствами противопожарной и охранной
сигнализации, номера их телефонов и государственные
регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут
быть заменены.
Статья 7. Выдача оружия, специальных средств
индивидуальной защиты и оповещения об опасности
С учетом степени угрозы для жизни и здоровья защищаемых лиц
органы, обеспечивающие безопасность, могут выдавать указанным
лицам оружие, в том числе служебное или боевое, специальные
средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
Порядок выдачи оружия защищаемым лицам, за исключением лиц,
имеющих право на ношение и хранение оружия в соответствии со своим
должностным положением, устанавливается правительством.
В случае необходимости применения оружия защищаемые лица
должны действовать в соответствии с действующим национальным
законодательством.
Статья 8. Временное помещение в безопасное место
В случае необходимости защищаемые лица, достигшие
совершеннолетия, могут быть с их согласия, а несовершеннолетние -
с согласия родителей или лиц, их заменяющих, помещены в места, в
которых им будет обеспечена безопасность.
Статья 9. Обеспечение конфиденциальности
сведений о защищаемых лицах
По решению органа, обеспечивающего безопасность, может быть
наложен временный запрет на выдачу данных о личности защищаемых
лиц, их месте жительства и иных сведений о них из адресных бюро,
паспортных служб, подразделений государственной автомобильной
инспекции, справочных служб автоматической телефонной связи и
других информационно-справочных фондов, за исключением случаев,
когда такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с
производством по уголовному делу.
В отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 10 части первой
статьи 2 настоящего Закона, конфиденциальность сведений может быть
обеспечена одновременно с их вступлением в должность или
назначением на должность.
Статья 10. Перевод на другую работу (службу),
изменение места работы (службы) или учебы,
переселение на другое место жительства
По заявлению или с согласия защищаемых лиц, указанных в
пунктах 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, они могут
быть переведены на другую, временную или постоянную, работу
(службу), переселены на другое, временное или постоянное, место
жительства.
Статья 11. Замена документов, изменение внешности
В исключительных случаях, когда безопасность защищаемого лица
нельзя обеспечить другими мерами, по его заявлению или с его
согласия ему могут быть выданы документы, удостоверяющие личность,
и иные документы с измененными анкетными данными, а также может
быть произведено изменение его внешности.
Глава 3. ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ.
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 12. Органы, обеспечивающие безопасность
Применение и осуществление мер безопасности возлагается:
1) в отношении судей, народных заседателей, присяжных
заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и
должностных лиц контролирующих органов, указанных в части первой
статьи 2 настоящего Закона, а также их близких - на органы
внутренних дел;
2) в отношении должностных лиц органов внутренних дел,
органов контрразведки, таможенных органов, а также их близких - на
указанные органы соответственно;
3) в отношении должностных лиц налоговых органов, а также их
близких - на налоговые органы.
В органах внутренних дел, органах контрразведки, таможенных
органах и налоговых органах в целях обеспечения безопасности
защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные
подразделения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров
и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих
дознание, а равно их близких осуществляются также командованием
соответствующей воинской части или начальником соответствующего
военного учреждения.
Статья 13. Повод и основание для применения мер безопасности
Поводом для применения мер безопасности в отношении
защищаемого лица является:
1) заявление указанного лица;
2) обращение председателя суда либо руководителя
соответствующего правоохранительного или контролирующего органа;
3) получение органом, обеспечивающим безопасность,
оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности
указанного лица.
Основанием для применения мер безопасности является наличие
достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы
безопасности защищаемого лица.
Статья 14. Решение о применении мер безопасности
Орган, обеспечивающий безопасность, получив указанное в части
первой статьи 13 настоящего Закона заявление (обращение,
информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан
в срок не более трех суток принять решение о применении либо об
отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности.
В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности
применяются незамедлительно.
В случаях, предусмотренных в пунктах 2 и 3 части первой
статьи 13 настоящего Закона, для принятия решения о применении мер
безопасности необходимо согласие защищаемого лица.
О принятом решении о применении мер безопасности органом,
обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное
постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их
осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и председателю
суда (руководителю соответствующего правоохранительного или
контролирующего органа), обратившемуся с просьбой о применении мер
безопасности в отношении указанного лица. При этом защищаемому
лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых
необходимо для его безопасности.
Отказ в применении мер безопасности может быть обжалован
защищаемым лицом, а также председателем суда (руководителем
соответствующего правоохранительного или контролирующего органа),
обратившимся с просьбой о применении мер безопасности в отношении
указанного лица, в вышестоящий по подчиненности орган,
обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд. Жалоба
подлежит рассмотрению незамедлительно.
Статья 15. Порядок применения мер безопасности
Порядок применения мер безопасности определяется настоящим
Законом и изданными в его исполнение нормативными правовыми
актами.
Указанные меры не должны ущемлять жилищных, трудовых,
пенсионных и иных прав защищаемых и других лиц.
Статья 16. Обязательность исполнения решений
о применении мер безопасности
Решения органов, обеспечивающих безопасность, принятые в
соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения
должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес
которых они направлены.
Статья 17. Права и обязанности защищаемого лица
Защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о
применении мер безопасности, имеет право:
1) знать о применяющихся в отношении него мерах безопасности;
2) просить о применении или неприменении в отношении него
конкретных мер безопасности, перечисленных в пункте 1 статьи 5
настоящего Закона;
3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность,
применения в отношении него, кроме осуществляемых, иных мер
безопасности, предусмотренных настоящим Законом, или отмены
каких-либо из осуществляемых мер;
4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган,
обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные
решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры
безопасности.
Защищаемое лицо обязано:
1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего
безопасность;
2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом
случае угрозы или противоправных действий в отношении него;
3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным
органом в личное пользование для обеспечения безопасности;
4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении него
мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти
меры.
Статья 18. Отмена мер безопасности
При устранении угрозы безопасности защищаемого лица либо в
случае возникновения иных оснований для отмены мер безопасности
уполномоченным на это должностным лицом выносится соответствующее
мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому
лицу.
Указанное постановление может быть обжаловано
заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном частью
четвертой статьи 14 настоящего Закона.
Статья 19. Ответственность за нарушение требований,
установленных настоящим Законом
Должностные лица органов, обеспечивающих безопасность,
виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер
безопасности в отношении защищаемых лиц либо в разглашении
сведений об указанных мерах, привлекаются к ответственности в
соответствии с действующим законодательством.
Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в
адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих
безопасность, в случае их неисполнения, а равно разглашения
сведений об осуществляемых мерах безопасности, привлекаются к
ответственности в соответствии с национальным законодательством.
Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в
отношении него мерах безопасности в случае, если это привело к
тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой уголовную
ответственность.
Глава 4. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 20. Материальная компенсация в случае гибели
должностного лица, причинения вреда его здоровью,
уничтожения или повреждения его имущества в связи
с его служебной деятельностью
Жизнь и здоровье судьи, народного заседателя, присяжного
заседателя, судебного исполнителя, должностного лица
правоохранительного или контролирующего органа подлежат
обязательному государственному страхованию за счет бюджетных
средств в сумме, равной ___ - кратному размеру среднемесячной
заработной платы (среднемесячного денежного содержания) судьи,
народного заседателя, присяжного заседателя, судебного
исполнителя, должностного лица правоохранительного или
контролирующего органа.
Органы государственного страхования выплачивают страховые
суммы в случаях:
1) гибели (смерти) перечисленных в части первой настоящей
статьи лиц в период работы (службы) либо после увольнения, ухода
или удаления в отставку, если она наступила вследствие причинения
указанным лицам телесных повреждений или иного вреда их здоровью в
связи с их служебной деятельностью, - их наследникам в размере,
равном 100% суммы страхования этих лиц;
2) причинения лицам, перечисленным в части первой настоящей
статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений
или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность
заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 20%
суммы страхования лица, здоровью которого был причинен вред;
3) причинения лицам, перечисленным в части первой настоящей
статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений
или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты
трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в
дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 10%
суммы страхования лица, здоровью которого был причинен вред.
В случае причинения лицам, перечисленным в части первой
настоящей статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных
повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую
возможность заниматься профессиональной деятельностью, им
ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между
среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным
содержанием) и назначенной им в связи с этим пенсией без учета
суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
В случае гибели (смерти) указанных лиц, в том числе
уволенных, ушедших или удаленных в отставку, вследствие причинения
им телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи со
служебной деятельностью нетрудоспособным членам семей,
находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация
в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной
платы (денежного содержания) погибшего и назначенной им пенсией по
случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по
государственному страхованию. Для определения указанной части
заработной платы (денежного содержания) среднемесячная заработная
плата (среднемесячное денежное содержание) погибшего делится на
число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе
трудоспособных.
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества,
принадлежащего лицам, перечисленным в части первой настоящей
статьи, или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью,
подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме,
включая упущенную выгоду, в установленном порядке.
Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций
в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только
приговор или постановление суда в отношении лица, признанного
виновным в гибели (смерти) должностного лица, указанного в части
первой настоящей статьи, или причинении ему телесных повреждений
либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества,
которым установлено, что эти события не связаны со служебной
деятельностью данного лица.
Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 21. Финансирование и материально-техническое
обеспечение мер государственной защиты
Финансирование и материально-техническое обеспечение мер
государственной защиты, предусмотренных настоящим Законом,
осуществляется за счет бюджетных средств на основе действующего
законодательства в порядке, установленном правительством, а также
за счет средств внебюджетных целевых фондов в соответствии с
положениями об этих фондах.
Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут
быть возложены на защищаемое лицо.



вверх