Документ 994_269, текущая редакция — Принятие от 28.02.1998


Краковская декларация
"Реализация Панъевропейской Экологической Сети (ПЕЭС):
создание "Зеленого Каркаса Центральной и Восточной Европы"

Мы, участники Европейской Конференции "Зеленый Каркас
Центральной и Восточной Европы", приняли следующую декларацию:
Преамбула
Участники Конференции подчеркивают все еще имеющуюся в
странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) историческую
возможность сохранения природного наследия и обеспокоены
угрожающими ему быстрыми изменениями в землепользовании и
растущими антропогенными нагрузками. Участники Конференции призывают правительства и другие
общественные и политические силы Европы обратить особое внимание
на развитие ПЕЭС и обеспечить необходимую для этого материальную и
правовую базу. Участники Конференции вновь подтверждают, что важной частью
Европейской интеграции должна стать всеобщая ответственность за
охрану окружающей среды. Участники Конференции подчеркивают, что формирование ПЕЭС в
ЦВЕ - важнейший фактор поддержания благоприятной среды обитания,
сохранения материальных и духовных ценностей, и придают особое
значение необходимости в полном объеме учитывать региональные
особенности ЦВЕ и Новых Независимых Государств (ННГ).
Общие рекомендации
I. Участники Конференции призывают все общественные и
политические силы включиться в построение ПЕЭС, разработать
программу сотрудничества в области формирования ПЕЭС, добиваться
необходимых изменений в экономике, землепользовании, финансовой и
государственной политике. II. Участники Конференции считают необходимым четкое
разделение концептуального и инструментального уровней при
формировании ПЕЭС. - Участники Конференции подтверждают, что ПЕЭС - это
концепция, определяющая и уточняющая общеевропейские приоритеты и
задачи в отношении ключевых природных территорий, зон
экологической реставрации, экологических коридоров и буферных зон,
обеспечения взаимосвязей между этими элементами. - Участники Конференции подтверждают, что в настоящее время в
общеевропейском масштабе NATURA 2000 и Бернская Конвенция - два
основных международных инструмента практического формирования
ПЕЭС, учитывающего в тоже время опыт использования других
международных инструментов и основанного на государственной,
региональной и местной природоохранной политике и практической
деятельности, в том числе - формирование систем охраняемых
природных территорий.
I. Участники Конференции рекомендуют сосредоточить усилия на
формировании и развитии общегосударственных экосетей в ЦВЕ, а
также на развитии Экологической Сети Морских побережий, Экосети
Местообитаний Крупных Хищников, Программах CORINE и Ключевые
Орнитологические Территории (IBA) в рамках формирования ПЕЭС. II. Участники Конференции рекомендуют сформировать общую
систему целей и приоритетов, а также механизм регулярной
отчетности для оценки работы по созданию ПЕЭС. III. Для формирования ПЕЭС в ЦВЕ и эффективной охраны
существующих в этом регионе обширных природных и полуприродных
территорий участники Конференции рекомендуют обратить особое
внимание на: - жесткое общегосударственное законодательство и прочие
соответствующие инструменты защиты ключевых природных территорий и
других элементов ПЕЭС, обеспечивающие целостность ПЕЭС в ЦВЕ; - максимальный учет природоохранных интересов при
приватизации, перераспределении земель, реализации государственной
политики реформ, а также в нормативной базе связанных с этим
отраслей хозяйства и управлении ими, в том числе - путем принятия
соответствующих общегосударственных документов, определяющих
национальное планирование и развитие; - развитие в ЦВЕ трансграничного и межрегионального
сотрудничества для осуществления совместных природоохранных
проектов; - дальнейшее развитие многостороннего сотрудничества как
наиболее эффективное средство формирования ПЕЭС.
I. Участники Конференции считают, что неправительственные
организации (НПО) должны играть решающую роль в распространении
информации о ПЕЭС среди широких слоев населения и в привлечении
общественности к формированию ПЕЭС, а также - что программы
расширения возможностей НПО должны быть поддержаны. II. Участники Конференции призывают Конференцию Министров в
Орхусе и Совет по Общеевропейской Стратегии Биологического и
Ландшафтного разнообразия присоединиться к этим рекомендациям и
руководствоваться ими.
Тематические рекомендации
I. Об Экологических и Экономических проблемах Центральной и
Восточной Европы. A. Необходим постоянный контроль за приватизацией земель и
других ресурсов, заключение соглашений о природопользовании на
условиях предотвращения возможных экологических и экономических
потерь. B. При интеграции стран ЦВЕ в Европейский Союз должны быть в
полном объеме учтены огромные природоохранные проблемы, связанные
с быстрыми изменениями в экономике: необходим стимулирующий
природоохранные инвестиции пересмотр существующих финансовых и
фискальных инструментов с особым упором как на
сельскохозяйственную политику и техническую инфраструктуру, так и
на собственно экологические проблемы. C. На основе развития демократизации и децентрализации
необходимо усилить вклад местных инициатив в подготовку решений по
охране ценных природных объектов национального и европейского
значения и всеобщего природного наследия.
II. О Системе реализации ПЕЭС. 1. Необходимо распространять информацию о практическом опыте
создания экосетей, а также регулярно обновлять информацию о
состоянии ценных природных объектов. 2. ПЕЭС - структура, объединяющая все инструменты
территориальной охраны природы: она, в частности, должна
согласовывать применение различных механизмов выявления ценных
природных территорий, предотвращая дублирование и обеспечивая
целостность и эффективность системы в целом. 3. Концепция ПЕЭС должна быть переведена в плоскость
управления различными отраслями хозяйства, а также
территориального планирования различного масштаба, включая
Европейский План Развития Территории, который должен иметь
панъевропейский масштаб.
III. О наиболее ценных экосистемах Центральной и Восточной
Европы, в частности Бассейна Дуная и Экосистемы Карпат. 1. Экологическая Сеть Дуная должна стать основой
Экологической Сети Черноморского Региона. 2. Соответствующие приложения должны быть включены в
следующие документы: a. Конвенция по защите Дуная ( 998_800 ) - (1) поддерживающее
мероприятия по охране биоразнообразия и (2) формирующее рабочую
группу Секретариата Конвенции; b. Программа охраны природы Дуная - уточняющее, как
мероприятия по охране биоразнообразия и формированию основ ПЕЭС
будут включены в будущие акции Программы и в ее Стратегический
План Действий. 3. Относительно Карпат необходимо обратить особое внимание
на: a. поддержку исследований и мониторинга состояния и развития
горных экосистем; b. усиление местных возможностей в охране горных экосистем; c. поддержку устойчивого развития горных районов и предгорий; d. экологическое и природоохранное образование, а также -
проблемы местного населения Карпат; e. поддержку и развитие экологически приемлемых форм туризма
и отдыха; f. Карпатскую Декларацию.
IV. О Критериях, Методике и Эффективном использовании
информации для формирования ПЕЭС в ЦВЕ. 1. Необходимо признать, что для развития ПЕЭС крайне важен
свободный доступ к информации. 2. Необходимым этапом выработки критериев и методики
формирования ПЕЭС должен быть сбор данных о ее будущих
компонентах, что особенно важно для достижения общего подхода к
характеристикам ПЕЭС в пределах различных биогеографических
единиц, в том числе к описанию ландшафтообразующих процессов. 3. Необходимо оценить существующие представления об
экологических барьерах; избегать создания новых барьеров; изучить
способы восстановлении разорванных экологических коридоров.
V. О финансовом обеспечении развития ПЕЭС в ЦВЕ. 1. Финансирование создания ПЕЭС должно быть направлено на
необходимые сбалансированные структурные преобразования в
управлении. 2. Необходимо поощрение Принципа Партнерства для объединения
государственного и частного финансирования с местной
общественностью, участвующей в природоохранных проектах, и для
того, чтобы эффективность мер по сохранению, равно как и
восстановлению природных ценностей обеспечивалась всеми
участниками проектов. 3. Особое внимание следует обратить на такие финансовые
инструменты, как "Долги за Природу", совместное осуществление
проектов, ГЭФ (особенно - Программа средних грантов) и
двусторонние соглашения как, которые могут быть особенно
эффективны для дальнейшего развития ПЕЭС в ЦВЕ, при участии в них
Правительств соответствующих стран в качестве основных партнеров.
VI. О роли инициатив НПО в создании ПЕЭС в ЦВЕ: 1. Для создания связей между национальной и европейской
политикой и местными природоохранными акциями необходимо
рассматривать НПО как полноправных партнеров по созданию,
реализации, оценке и мониторингу национальных и местных планов и
программ формирования ПЕЭС. 2. Финансовые, правовые и организационные механизмы
формирования ПЕЭС должны обеспечивать активную и эффективную
деятельность НПО, опирающихся на широкий круг общественности. 3. Участие НПО должно быть признано эффективным способом
преодоления социальных, организационных и экономических барьеров
при формировании ПЕЭС.
24-28 февраля 1998 г. в Кракове (Польша) состоялась
Конференция "Зеленый Каркас Центральной и Восточной Европы". В ней
приняли участие 210 представителей 30 стран и различных
международных организаций.



вверх