Друкувати   Шрифт: або Ctrl + mouse wheel


Декларация
об учреждении Арктического совета
(Оттава, 19 сентября 1996 года)

Представители Правительств Канады, Дании, Финляндии,
Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных
Штатов Америки (именуемые в дальнейшем Арктическими
государствами), встретившись в Оттаве; заявляя о своем стремлении к достижению благополучия жителями
Арктического региона, включая признание специального отношения и
уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их
объединений; заявляя о своем стремлении к устойчивому развитию
Арктического региона, включая экономическое и социальное развитие,
улучшение условий здравоохранения и культурного процветания; единогласно заявляя о своем стремлении к защите Арктической
природной среды, включая здоровье Арктических экосистем,
поддержание биологического разнообразия Арктического региона и
сохранение и стабильное использование природных ресурсов; признавая вклад, внесенный в достижение этих целей Стратегией
охраны окружающей среды Арктики; признавая традиционные знания коренных народов Севера и их
объединений и принимая во внимание их значимость и значимость
Арктической науки и исследований в вопросах коллективного
понимания приполярной Арктики; желая, кроме того, найти способы организации совместной
деятельности по вопросам Арктики, требующим приполярного
сотрудничества, и обеспечить активные консультации с коренными
народами и полное привлечение этих народов и их объединений, а
также других жителей Арктики к этой деятельности; признавая существенный вклад и поддержку Приполярной
конференции инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации в деле создания Арктического Совета; желая обеспечить регулярное рассмотрение Арктических вопросов
на межправительственном уровне и консультации по ним; заявили о нижеследующем: 1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого
уровня с целью: a) нахождения способов организации сотрудничества,
координации и взаимодействия между Арктическими государствами по
вопросам Арктики, представляющим общий интерес*, с привлечением
объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики,
особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической
окружающей среды; ------------------ * Арктический Совет не должен заниматься вопросами,
относящимися к военной безопасности.
b) надзора и координации программ, учрежденных в рамках
Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе
арктического мониторинга и оценки (АМАП); Программе сохранения
арктической природы и фауны (КАФФ); Программе зашиты арктической
морской среды (ПАМЕ); Предупреждению, готовности и реагированию на
чрезвычайные ситуации (ЕППР); c) определения круга ведения программы устойчивого развития,
а также ее контроля и координации; d) распространения информации, поощрения образования и
обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. 2. Членами Арктического Совета являются: Канада, Дания,
Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и
Соединенные Штаты Америки (Арктические государства). Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации являются "постоянными участниками"
Арктического Совета. Статус "постоянных участников" могут на
равных условиях получить и другие Арктические организации коренных
народов*, где коренные народности Арктики составляют большинство,
представляющие: a) один коренной народ, проживающий на территории более
одного арктического государства; или b) несколько коренных народов, проживающих на территории
одного арктического государства. ----------------- * Использование понятия "народы" в этой Декларации не должно
истолковываться как приобретение им каких-либо прав в соответствии
с международным правом.
Совет определяет своим решением, соответствует ли организация
указанным критериям. Количество "постоянных участников" не должно
в любом случае превышать количество членов. Категория "постоянного участия" создана для того, чтобы
обеспечить активное участие и консультации с представителями
арктических коренных народов в рамках Арктического Совета. 3. Статус наблюдателей в Арктическом Совете открыт для: a) неарктических государств; b) межправительственных и межпарламентских организаций,
универсальных и региональных; c) неправительственных организаций; которые, по решению Совета, могут внести положительный вклад
в его работу. 4. Совет должен обычно собираться раз в два года, с более
частыми встречами старших должностных лиц, для обеспечения
контактов и координации деятельности. Каждое арктическое
государство должно назначить координатора по вопросам, относящимся
к деятельности Арктического Совета. 5. Ответственность по организации заседаний Арктического
Совета, включая выполнение вспомогательных секретариатских
функций, должна ложиться поочередно на Арктические государства. 6. Арктический Совет в качестве своей первоочередной задачи
должен принять правила процедуры для своих заседаний и для
заседаний рабочих групп. 7. Решения Арктического Совета принимаются его членами на
основе консенсуса. 8. Секретариат коренных народов, учрежденный в соответствии
со Стратегией охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) продолжит
свою работу в рамках Арктического Совета. 9. Арктический Совет должен регулярно пересматривать вопросы
своих приоритетов и финансирования своих программ и
ассоциированных структур. В удостоверение чего мы, нижеподписавшиеся представители
своих Правительств, признавая политическое значение Арктического
Совета и желая проводить в жизнь результаты его деятельности,
подписали настоящую Декларацию.
(Подписи)
Договаривающиеся стороны:
Дания Исландия Канада Норвегия Россия США Финляндия Швеция
Россия подписала Декларацию (Распоряжение Президента РФ от
07.10.1996 N 493-рп).
Действующее международное право. Т. 3.- М.:
Московский независимый институт
международного права, 1997. С. 721 - 723.