Документ 997_c41, поточна редакція — Прийняття від 24.11.2005

                            Концепция 
взаимодействия железнодорожных администраций
государств-участников Содружества
в области здравоохранения

Утверждена
на сорок втором заседании
Совета по железнодорожному
транспорту ( 998_296 )
24 ноября 2005 года
Введение
Межгосударственные контакты в новых политических и
экономических условиях трансформировались для
государств-участников Содружества в широкомасштабную задачу
формирования единых подходов к проблемам, стоящим перед
железнодорожным здравоохранением государств-участников
Содружества.
Для ее решения на основе современных технологий и подходов к
профилактике заболеваний, их лечению требуются выработка и
проведение согласованной политики по сохранению и дальнейшему
развитию системы охраны здоровья и медицинского обслуживания
железнодорожников и членов их семей, ветеранов железнодорожного
транспорта на базах учреждений здравоохранения Содружества
Независимых Государств.
Концепция взаимодействия железнодорожных администраций в
области здравоохранения (далее - Концепция) предполагает
определение необходимых условий для реализации комплекса
мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных контактов
на принципах независимости и взаимовыгодности, использования
международных стандартов при проведении работ по медицинскому
обеспечению безопасности движения, координации деятельности по
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на
железнодорожном транспорте.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
определение приоритетных направлений сотрудничества
железнодорожных администраций государств-участников Содружества в
развитии межгосударственных контактов;
предложение механизма реализации согласованной деятельности
посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества
со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных
интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является продолжением процессов
создания качественно новых взглядов и подходов к развитию
железнодорожной медицины в рамках Содружества Независимых
Государств.
1. Общие положения
Возникновение новых экономических структур, совершенствование
информационного и телекоммуникационного обеспечения, а также
здравоохранения в целом свидетельствует о переходе к корпоративной
ориентации развития экономики и общества. Совершенствование
законодательства государств-участников Содружества, снятие
ограничений на свободу передвижения, информационное обеспечение
связывают мир в единое целое и заставляют искать пути совместного
решения общих задач, стоящих перед железнодорожной медициной.
Формирование Концепции позволит создавать благоприятные
условия для функционирования рынка товаров и услуг, обеспечивать
взаимодействие железнодорожных администраций в сфере
здравоохранения.
Задачи, стоящие перед государствами-участниками Содружества в
контексте формирования Концепции, не ограничиваются проведением
только внутренней работы и развитием национального
железнодорожного здравоохранения. Они связаны с появлением общих
проблем, возникших в результате разобщения единого механизма
перевозочного процесса, с потенциально разными возможностями их
решения в странах Содружества, со сложностью развития
межнациональной лечебно-оздоровительной инфраструктуры.
В области формирования взаимодействия железнодорожных
администраций в области здравоохранения в государствах-участниках
Содружества существуют общие и специфические закономерности для
каждого государства Содружества. Причина этих особенностей кроется
в том, что не все элементы железнодорожного здравоохранения, как и
общественные, законодательные структуры отдельных государств
Содружества находятся в едином, общем русле реформирования.
Процесс развития законодательной и нормативной базы
государств-участников Содружества не является одинаковым и
скорости вхождения каждой отраслевой структуры в единую систему
могут не совпадать.
Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:
этапы формирования и развития информационного обеспечения в
рамках единого информационного пространства Содружества;
развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в сфере
железнодорожного здравоохранения;
повышение эффективности взаимодействия в согласованных
сферах;
развитие социальных и культурных связей.
2. Основные используемые термины и определения
Базы учреждений здравоохранения - совокупность национальных и
отраслевых учреждений здравоохранения государств-участников
Содружества, взаимодействующих на основе соответствующих договоров
между железнодорожными администрациями по согласованным сферам
деятельности.
Формирование Концепции - совокупность согласованных на уровне
железнодорожных администраций мероприятий и условий по развитию на
взаимовыгодной основе межгосударственных обменов в интересах
сотрудничества железнодорожных администраций государств-участников
Содружества в согласованных сферах деятельности и в соответствии с
международными принципами в целях обеспечения и удовлетворения
потребностей граждан, предприятий, организаций и органов
управления железнодорожных администраций в проведении работ по
медицинскому обеспечению безопасности движения, сохранению и
дальнейшему развитию системы охраны здоровья и медицинского
обслуживания, санаторно-курортного лечения и реабилитации
железнодорожников, членов их семей и ветеранов железнодорожного
транспорта, координации деятельности по ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном
транспорте.
Санаторно-курортная и реабилитационная инфраструктура -
совокупность имеющихся в государствах Содружества
санаторно-курортных ресурсов, средств лечения, реабилитации и
условий для их использования в интересах сотрудничества
железнодорожных администраций государств-участников Содружества в
согласованных сферах деятельности.
Пользователь (потребитель) лечения и реабилитации - субъект,
обращающийся к субъекту, осуществляющему владение и пользование
указанными объектами и реализующему полномочия распоряжения в
пределах, установленных законом, или посреднику за получением
необходимой ему лечебной или реабилитационный услуги и
пользующийся ею в соответствии с порядком, установленным
собственником или владельцем медицинских, санаторно-курортных
ресурсов, реабилитационных технологий и средств их обеспечения.
Концепция является основой сотрудничества железнодорожных
администраций государств-участников Содружества в области
здравоохранения, осуществляется через национальные программы и
целевые программы межгосударственного сотрудничества в
согласованных сферах деятельности.
3. Цели и задачи формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Основной целью формирования и развития железнодорожного
здравоохранения является обеспечение взаимодействия
лечебно-диагностических, санаторно-курортных, реабилитационных и
санитарно-эпидемиологических отраслевых ресурсов
государств-участников Содружества на взаимовыгодной основе с
учетом национальных и общих интересов в деле развития
сотрудничества.
Среди общих интересов железнодорожных администраций
государств-участников Содружества в сфере железнодорожного
здравоохранения могут быть выделены:
проведение работ по медицинскому обеспечению безопасности
движения поездов;
сохранение и дальнейшее развитие системы охраны здоровья и
медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и
реабилитации железнодорожников, членов их семей и ветеранов
железнодорожного транспорта;
увеличение объемов мероприятий по профилактике заболеваний;
координация деятельности по ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;
отработка взаимодействия при развитии внештатных ситуаций на
железнодорожном транспорте (своевременное сопровождение, лечение и
реабилитация);
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на
железнодорожном транспорте;
создание условий взаимовыгодного использования
санаторно-курортных и реабилитационных ресурсов
государств-участников Содружества.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение
которых возможно только путем совместных усилий
государств-участников Содружества.
а) Разработка и принятие железнодорожными администрациями
документов о беспрепятственном распространении информации в сфере
железнодорожного здравоохранения.
б) Разработка и утверждение механизма доступа к отраслевым
медицинским и курортно-оздоровительным ресурсам.
в) Принятие согласованных мер по оказанию медицинской и
санаторно-курортной помощи, по сохранению и развитию системы
охраны здоровья и медицинского обслуживания, санаторно-курортного
лечения и реабилитации железнодорожников, членов их семей и
ветеранов железнодорожного транспорта в государствах Содружества
на основе кооперации.
г) Осуществление совместных мероприятий по использованию
созданного ранее медицинского потенциала и санаторно-курортной
инфраструктуры в государствах Содружества.
д) Разработка и принятие соглашений в области
санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического обеспечения.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для
разработки основных положений Концепции.
4. Основные принципы формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Существующее медицинское обеспечение государств-участников
Содружества осуществляется с учетом следующих основных принципов:
соблюдения прав суверенных государств на независимое
формирование национального здравоохранения;
соблюдения основных принципов Всеобщей декларации прав
человека ( 995_015 ), других международных документов и
заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области
межгосударственного сотрудничества, а также заключенных в рамках
деятельности Совета по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества;
взаимовыгодности сотрудничества железнодорожных
администраций;
экономической целесообразности участия каждой стороны в
реализации мероприятий железнодорожными администрациями по
развитию лечебно-диагностической базы, санаторно-курортной
инфраструктуры и сферы реабилитационных услуг;
сохранения, развития и эффективного использования
существующей медицинской инфраструктуры государств-участников
Содружества;
соблюдения норм международного права и учета национальных
интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству
железнодорожных администраций государств-участников Содружества в
области здравоохранения;
выработки единых подходов к осуществлению профилактических
(санитарно-противоэпидемических) мероприятий на железнодорожном
транспорте;
проведения согласованной научно-медицинской политики,
обеспечивающей взаимодействие национальных медицинских ресурсов
государств Содружества;
взаимовыгодного сотрудничества в сфере подготовки медицинских
кадров с привлечением ведущих специалистов и базовых медицинских
образовательных учреждений;
включения ресурсов отраслевого здравоохранения для подготовки
и переподготовки медицинских кадров;
выработки согласованных подходов в отношении регулирования
ценообразования на медицинское и санаторно-курортное лечение;
признания равенства сторон в праве на получение и
распространение информации о медицинском и санаторно-курортном
обеспечении в государствах-участниках Содружества, а также в
рамках Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в
области здравоохранения.
Указанные принципы определяют деятельность по формированию
Концепции как одну из задач межгосударственного уровня, которая
должна находиться под постоянным контролем Совета по
железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и
Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области
здравоохранения.
5. Нормативно-правовые механизмы формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Интересы формирования и развития железнодорожного
здравоохранения обусловливают следующие первоочередные направления
деятельности государств-участников Содружества в развитии
нормативно-правовой базы в этой области:
регулирование отношений собственности на медицинские,
санаторно-курортные ресурсы и реабилитационные технологии;
регулирование отношений в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном
транспорте;
регулирование информационного доступа к единой информационной
системе в рамках согласованной деятельности;
обеспечение высокого качества медицинского и
санаторно-курортного лечения и реабилитации;
защита авторских прав субъектов на изобретения (инновации) на
основе международного права.
Важнейшими направлениями в области совершенствования
законодательства в сфере медицинского, санаторно-курортного,
реабилитационного и санитарно-противоэпидемического обеспечения
для государств-участников Содружества является участие их
представителей в работе международных организаций, а также
организация обмена правовой информацией между ними.
6. Формирование, поддержка и использование медицинских
и санаторно-курортных ресурсов железнодорожных администраций
государств-участников Содружества
Совместное использование национальных медицинских и
санаторно-курортных ресурсов осуществляется в соответствии с
договорами между железнодорожными администрациями. Для реализации
этой цели следует создать взаимовыгодные условия как для
зарубежных пользователей на доступ к этим ресурсам, так и для
стороны, представляющей эти услуги.
При организации доступа к медицинским и санаторно-курортным
ресурсам, находящимся под управлением железнодорожных
администраций, а также по другим направлениям сотрудничества в
социальной сфере будут предложены новые подходы, основанные на
направлении для лечения и оздоровления работников железнодорожного
транспорта, членов их семей и ветеранов железнодорожного
транспорта, а также на взаимовыгодном обмене информацией.
На государственном уровне решаются вопросы:
законодательного регламентирования процедур доступа к
медицинским и санаторно-курортным ресурсам;
прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей
медицинских и санаторно-курортных ресурсов;
обеспечения устойчивости и надежности медицинского,
санаторно-курортного и реабилитационного обслуживания.
7. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения
процессов санаторно-курортного и реабилитационного
обеспечения железнодорожных администраций
государств-участников Содружества
Государства-участники Содружества осуществляют мероприятия по
развитию сектора медицинского и санаторно-курортного обеспечения,
услуг реабилитации и обеспечивают благоприятную обстановку для
осуществления этих процессов в тех случаях, когда это имеет важное
значение с точки зрения их интересов и создает новые возможности
для развития сотрудничества в соответствии с договорами между
железнодорожными администрациями, межгосударственными договорами и
нормами международного права.
Для повышения оперативности документооборота между
железнодорожными администрациями в государствах Содружества
создаются условия, позволяющие решать проблему электронной
передачи документов.
Железнодорожные администрации государств-участников
Содружества создают экономические и правовые условия для
формирования механизмов сотрудничества предприятий и организаций,
оказывающих медицинские услуги, а также по реабилитации и
санаторно-курортному лечению, включая способность предприятий и
организаций приобретать, осваивать и приспосабливать к своим
нуждам новые технологии в целях развития общего рынка
реабилитационных услуг и санаторно-курортного лечения.
8. Организационные основы формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Реализация решений о формировании единых принципов развития
здравоохранения государств-участников Содружества осуществляется
на основе пакета существующих и разрабатываемых договоров между
железнодорожными администрациями, которые обеспечивают организацию
и правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения.
Организационное обеспечение взаимодействия организаций,
ответственных за формирование единых принципов железнодорожного
здравоохранения осуществляет Комиссия по взаимодействию
железнодорожных администраций в области здравоохранения совместно
с Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества.
Задача создания системы железнодорожного здравоохранения как
составной части единых принципов национальной системы
здравоохранения государств-участников Содружества решается
соответствующими органами железнодорожных администраций. Свою
работу они проводят, руководствуясь с принятыми решениями Совета
глав правительств Содружества Независимых Государств, Совета по
железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, а
также данной Концепцией.
9. Этапы формирования и развития единых принципов
железнодорожного здравоохранения
Формирование и развитие единых принципов развития
железнодорожного здравоохранения Содружества Независимых
Государств является масштабной и сложной задачей, требующей от
государств-участников Содружества координации усилий в процессе
решения широкого круга нормативно-правовых, технических и
финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.
В укрупненном виде стратегия деятельности по формированию
единых принципов железнодорожного здравоохранения должна включать
следующие два основных этапа.
Первый этап: 2005 - 2007 гг.
На первом этапе планируется осуществить проработку правовых,
технических и организационных вопросов взаимодействия в рамках
создания единых принципов железнодорожного здравоохранения.
Результаты этой работы должны быть представлены в виде
перспективного плана подготовки документов и мероприятий по
реализации Концепции, согласованного на уровне руководителей
железнодорожных администраций.
Планируется согласование механизма поддержки единых принципов
сотрудничества на уровне железнодорожных администраций, прямых
связей субъектов хозяйственной деятельности государств-участников
Содружества.
Второй этап: 2007 - 2010 гг.
На втором этапе предполагается обеспечить широкий доступ
работников железнодорожного транспорта, членов их семей и
ветеранов железнодорожного транспорта государств-участников
Содружества к национальным ведомственным медицинским ресурсам в
согласованных сферах.
Продолжатся работы по углублению взаимодействия в рамках
единых принципов оказания медицинской помощи, обеспечивающих
постоянное развитие межгосударственных контактов по согласованным
сферам деятельности.
Предполагается создание правовых, экономических и технических
условий для межотраслевого взаимодействия с целью создания единых
принципов развития железнодорожного здравоохранения в государствах
Содружества.
В основном будут согласованы механизмы осуществления
межгосударственного обмена и контактов в рамках единых принципов
развития железнодорожного здравоохранения.
Конкретное содержание совместных мероприятий
государств-участников Содружества по формированию единых принципов
оказания медицинской помощи будет определяться интересами и
приоритетами железнодорожных администраций, решениями Совета по
железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и
отражаться в совместных программах и проектах, согласовываемых на
многосторонней и двусторонней основе.
10. Финансово-экономические аспекты формирования
и обеспечения единых принципов развития
железнодорожного здравоохранения
Для достижения целей формирования единых принципов развития
железнодорожного здравоохранения необходимы значительные объемы
финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
средства бюджетов органов железнодорожных администраций,
предназначенных на развитие национальных структур отраслевого
здравоохранения;
средства негосударственных организаций, коммерческих
структур, общественных фондов и т.п.
Заключение
Межгосударственное сотрудничество в сфере ведомственного
здравоохранения достаточно динамично.
Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее
договорах в этой области именно сейчас начинает работать и служит
достаточной нормативно-правовой базой для налаживания
сотрудничества и принятия конкретных практических решений в
государствах Содружества.
Концепция взаимодействия железнодорожных администраций в
области здравоохранения явится основой формирования программы
сотрудничества железнодорожных администраций в сфере оказания
медицинской помощи и будет осуществляться через национальные
программы и целевые программы сотрудничества в рамках Совета по
железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в
целях развития железнодорожного здравоохранения.



вгору