Документ 997_984, поточна редакція — Підписання від 18.06.2004


Решение
о Концепции формирования и функционирования
механизма миротворческой деятельности Организации
Договора о коллективной безопасности
(Астана, 18 июня 2004 года)

Совет коллективной безопасности Организации Договора о
коллективной безопасности,
подтверждая заинтересованность государств-членов в
обеспечении на коллективной основе безопасности и стабильности в
зоне ответственности Организации Договора о коллективной
безопасности (далее - Организация) и сопредельных регионах,
заявляя далее о приверженности целям и принципам,
закрепленным в Уставе ООН ( 995_010 ), а также общепринятым нормам
международного права,
исходя из важности повышения роли Организации в усилиях
мирового сообщества по предотвращению и урегулированию конфликтных
ситуаций в мире,
учитывая имеющиеся у Организации и ее государств-членов
необходимый ресурс и опыт в проведении миротворческих операций,
решил:
1. Одобрить представленную Генеральным секретарем Организации
Договора о коллективной безопасности (далее - Генеральный
секретарь) Концепцию формирования и функционирования механизма
миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной
безопасности;
2. С учетом изложенных в Концепции соображений и рекомендаций
поручить Постоянному Совету при Организации совместно с
Генеральным секретарем и начальником Объединенного штаба
Организации подготовить до 1 октября 2004 г. пакет документов по
нормативному и организационному оформлению в рамках Организации
механизма миротворческой деятельности, включая упомянутые в
Концепции проекты Положений и решений, и представить их в
установленном порядке на рассмотрение Совета коллективной
безопасности.
Совершено в городе Астане 18 июня 2004 г. в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности,
который направит каждому государству-члену Организации Договора о
коллективной безопасности его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
Одобрена
Решением Совета коллективной
безопасности Организации
Договора о коллективной
безопасности
от 18 июня 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. В основу положена принципиальная линия государств-членов
ОДКБ на обеспечение коллективными усилиями региональной и
международной безопасности в соответствии с Уставом ООН
( 995_010 ), решениями Совета Безопасности ООН, общепризнанными
нормами международного права.
В достижении этих целей государства-члены и Организация в
целом предполагают активное участие в миротворческих
многокомпонентных операциях под эгидой ООН, многонациональных и
региональных операциях с использованием вооруженных сил,
осуществляемых по решению Совета Безопасности ООН, принятому в
соответствии с Уставом ООН ( 995_010 ) для устранения угрозы миру,
нарушений мира или акта агрессии. Возможные обязательства в рамках
ОДКБ не сужают права государств-членов на их участие в
деятельности других международных организаций.
2. Государства-члены, выстраивая механизм миротворческой
деятельности ОДКБ, считают ее принципиально важным этапом раннего
обнаружения и своевременного предотвращения политическими
средствами назревающих военно-политических кризисов и военных
конфликтов.
3. Государства-члены исходят из того, что вероятность
возникновения конфликтов на основе политических, экономических,
религиозно-этнических, территориальных и других противоречий
остается высокой, и их надежное предотвращение и мирное
урегулирование без применения миротворческих технологий
представляется практически невозможным. Участие государств-членов
в миротворческих процессах имеет ключевое значение для продвижения
военно-политических позиций и интересов как самих государств, так
и ОДКБ в целом в международных делах.
4. В миротворческой деятельности государства-члены ОДКБ
руководствуются положениями Устава ООН ( 995_010 ), нормами и
принципами международного и национального права.
5. Заявляя о своем намерении сформировать в рамках ОДКБ
необходимый миротворческий потенциал, государства-члены считают
целесообразным сосредоточить эту деятельность на таком спектре
миротворческих операций как операции по поддержанию мира (ОПМ) в
их традиционном контексте, проводимые в зонах, имеющих важное
стратегическое значение для государств-членов ОДКБ.
При выполнении своих функций персонал такого рода операций
имеет право применять оружие в целях обеспечения безопасности и
защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке
осуществления неотъемлемого права на самооборону: в случае попыток
насильственного отстранения персонала операций от выполнения
возложенных на него функций, для отражения явного вооруженного
нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований,
а также для их задержания и для защиты гражданского населения от
насильственных посягательств на их жизнь и здоровье в зоне
ответственности миротворческих сил, а также в случаях участия в
операциях ООН в соответствии с утвержденным СБ ООН мандатом.
6. Операции по поддержанию мира предпринимаются с
непосредственного согласия вовлеченных в конфликт сторон,
осуществляются в духе беспристрастности, при условии обеспечения
безопасности миротворческого контингента, их нейтральности и
открытости, признания полномочий местных властей.
Участие государств-членов в ОПМ носит исключительно
добровольный характер.
7. Операции ОДКБ по поддержанию мира будут осуществляться в
строгом соответствии с положениями Устава ООН ( 995_010 ). При
этом будет осуществляться предварительная всесторонняя
подготовительная работа. На всех этапах могут быть использованы
опыт, специальные знания и ресурсы ООН и ОБСЕ, других
международных структур. ОДКБ может обращаться к ним с просьбой о
предоставлении необходимых ресурсов в целях оказания ей поддержки
в осуществлении своей деятельности по поддержанию мира. Решения на
этот счет принимаются Советом коллективной безопасности по
рекомендации Советов министров иностранных дел и обороны.
Действующий председатель Совета коллективной безопасности
ОДКБ будет незамедлительно направлять исчерпывающую информацию в
Совет Безопасности ООН о проводимых ОДКБ операциях по поддержанию
мира.
8. В своей миротворческой деятельности ОДКБ будет опираться
на имеющиеся у государств-членов специально подготовленные
миротворческие контингенты. Государства-члены, изъявившие
готовность участвовать в ОПМ, обмениваются информацией о
численности и составе своих миротворческих формирований, имеющихся
у них вооружений и военной техники, а также примут меры к их
возможному доукомплектованию в соответствии с заранее
согласованной программой в целях достижения необходимой
совместимости и взаимодополняемости национальных контингентов при
проведении коллективных миротворческих операций.
9. Государства-члены рассмотрят возможность и
целесообразность формирования Коллективных миротворческих сил
(КМС). В их состав войдут:
- объединенное командование;
- боевые части (подразделения);
- группы военных наблюдателей;
- группа экспертов;
- подразделения полиции (милиции);
- части (подразделения) боевого, технического и тылового
обеспечения;
- другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение
поставленных задач.
Имеется в виду, что создаваемые в ОДКБ КМС могут быть
развернуты в зоне конфликта после принятия политического решения.
Государства-члены исходят из того, что национальные
миротворческие подразделения дислоцируются на своих территориях,
проходят подготовку по единым программам, в т.ч. с учетом
стандартов НАТО, оснащаются едиными образцами вооружений и связи,
подчиняются национальному руководству, принимают участие в
регулярных совместных учениях.
Численность и состав КМС, круг возлагаемых на них задач,
условия их развертывания в зоне конфликта и порядок выполнения ими
миротворческих операций определяются в отдельном Положении о КМС,
утвержденном Советом коллективной безопасности.
10. Для проведения мониторинга военно-политической ситуации в
зоне ответственности ОДКБ и других регионах,
информационно-аналитического обеспечения ОПМ, подготовки
предложений, рекомендаций и проектов решений по применению КМС и
их отдельных элементов создается Оперативная рабочая группа из
должностных лиц Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ при
участии членов Постоянного Совета при Организации - Полномочных
представителей государств-членов. На Оперативную группу
возлагаются также организация рекогносцировки в зоне развертывания
КМС и подготовка доклада о возможности и целесообразности
проведения ОПМ, их объемах и сроках.
Задачи и функции Оперативной рабочей группы регламентируются
отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной
безопасности.
11. В целях обеспечения боеготовности КМС, организации их
учебы, должной подготовки ОПМ и управления действиями
миротворческих частей (подразделений) при их проведении создается
Орган управления, подконтрольный органам ОДКБ. Его состав, задачи
и функции определяются отдельным Положением, утверждаемым Советом
коллективной безопасности.
12. Государства-члены поручат своим соответствующим
государственным органам разработать и внести в установленном
порядке на рассмотрение Совета коллективной безопасности
предложения по финансовым аспектам коллективного миротворчества,
включая порядок распределения затрат на подготовку и проведение
конкретных ОПМ между государствами-членами.
13. Решение о проведении операции по поддержанию мира ОДКБ
принимается Советом коллективной безопасности по предложению СМИД
и СМО на основании решений государств-членов, принимаемых в
установленном порядке.
Совет коллективной безопасности утверждает далее мандат ОПМ,
назначает Командующего КМС, а также Главу миротворческой миссии,
который по поручению и от имени Совета коллективной безопасности
осуществляет политический контроль за выполнением ОПМ, в т.ч.
путем непосредственного участия в политическом урегулировании.
С согласия Совета коллективной безопасности миротворческие
силы ОДКБ могут принимать участие в операциях по поддержанию мира,
осуществляющихся на основе соответствующей Резолюции СБ ООН.
14. Каждое государство-член, имеющее резервное соглашение с
ООН, имеет право на неограниченное участие своих миротворческих
контингентов в ОПМ по мандату ООН или под эгидой ОБСЕ, информируя
о возможном своем участии Совет коллективной безопасности.
В то же время ОДКБ исходит из возможности заключения
коллективного резервного соглашения с ООН при участии в нем
заинтересованных государств-членов. При этом учитывается уже
имеющаяся практика ООН и закрепленное в ряде документов ООН
предпочтение для участия в ОПМ хорошо структурированных
многонациональных формирований с необходимыми силами обеспечения,
созданных действующими на коллективной основе
государствами-членами. Тем самым облегчается и стимулируется
использование с санкции Совета Безопасности ООН национальных
формирований в миротворческих операциях под флагом ООН и ОБСЕ.
15. Государства-члены предпримут усилия к гармонизации
национального законодательства по миротворчеству в соответствии с
принимаемым на этот счет решением Совета коллективной
безопасности.



вгору