Документ 995_k42, поточна редакція — Прийняття від 20.07.2001

                            Программа 
действий по предотвращению и искоренению незаконной
торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями
во всех ее аспектах и борьбе с ней
(Нью-Йорк, 9-20 июля 2001 года)

I. ПРЕАМБУЛА
1. Мы, государства, участвующие в Конференции Организации
Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, собравшись в
Нью-Йорке 9-20 июля 2001 года,
2. будучи глубоко обеспокоены незаконным производством,
передачей и обращением стрелкового оружия и легких вооружений и их
чрезмерным накоплением и бесконтрольным расползанием во многих
регионах мира, имеющими широкие гуманитарные и
социально-экономические последствия и создающими серьезную угрозу
миру, примирению, безопасности, стабильности и устойчивому
развитию на индивидуальном, местном, национальном, региональном и
международном уровнях,
3. будучи обеспокоены также последствиями, которые могут
иметь нищета и низкий уровень развития для незаконной торговли
стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах;
4. будучи преисполнены решимости уменьшить человеческие
страдания, вызываемые незаконной торговлей стрелковым оружием и
легкими вооружениями во всех ее аспектах и обеспечить большее
уважение к жизни и достоинству человеческой личности путем
поощрения культуры мира,
5. признавая, что незаконная торговля стрелковым оружием и
легкими вооружениями во всех ее аспектах затягивает конфликты,
усугубляет насилие, способствует перемещению гражданского
населения, подрывает уважение к нормам международного
гуманитарного права, препятствует оказанию гуманитарной помощи
жертвам вооруженных конфликтов и подпитывает преступность и
терроризм,
6. будучи глубоко обеспокоены ее ужасными последствиями для
детей, многие из которых являются жертвами вооруженных конфликтов
или не по своей воле становятся солдатами, а также негативным
воздействием на женщин и престарелых и в этом контексте принимая
во внимание специальную сессию Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций, посвященную детям,
7. будучи также обеспокоены тесной связью между терроризмом,
организованной преступностью, незаконной торговлей наркотиками и
ценными минералами и незаконной торговлей стрелковым оружием и
легкими вооружениями и подчеркивая насущную необходимость
международных усилий и сотрудничества, направленных на борьбу с
такой торговлей как в плане спроса, так и предложения,
8. вновь подтверждая наше уважение и приверженность к
основным нормам международного права и целям и принципам,
воплощенным в Уставе Организации Объединенных Наций ( 995_010 ),
включая суверенное равенство государств, территориальную
целостность, мирное разрешение международных споров, отказ от
интервенции и невмешательство во внутренние дела государств,
9. вновь подтверждая неотъемлемое право на индивидуальную или
коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава
Организации Объединенных Наций ( 995_010 ),
10. вновь подтверждая также право каждого государства
производить, импортировать и хранить стрелковое оружие и легкие
вооружения для удовлетворения потребностей самообороны и
обеспечения безопасности, а также для обеспечения себе возможности
участвовать в операциях по поддержанию мира в соответствии с
Уставом Организации Объединенных Наций ( 995_010 ),
11. вновь подтверждая право на самоопределение всех народов,
с учетом конкретного положения народов, находящихся под
колониальным или иным иностранным господством или иностранной
оккупацией, и признавая право народов предпринимать законные
действия в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций
( 995_010 ), с тем чтобы реализовать свое неотъемлемое право на
самоопределение. Это не должно толковаться как оправдание или
поощрение любых действий, которые могут привести к разрушению или
подрыву, полностью или частично, территориальной целостности или
политического единства суверенных и независимых государств,
ведущих себя в соответствии с принципом равенства прав и
самоопределения народов,
12. напоминая об обязанностях государств в полной мере
соблюдать эмбарго на поставки оружия, вводимые Советом
Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с
Уставом Организации Объединенных Наций ( 995_010 ),
13. считая, что правительства несут главную ответственность
за предотвращение незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах, борьбу с ней и ее искоренение и,
следовательно, должны активизировать свои усилия с целью выявить
проблемы, связанные с такой торговлей, и найти пути их решения,
14. подчеркивая насущную необходимость международного
сотрудничества и помощи, включая оказание в соответствующих
случаях финансовой и технической помощи, для поддержки и
облегчения на местном, национальном, региональном и глобальном
уровнях усилий по предотвращению и искоренению незаконной торговли
стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и
борьбе с ней,
15. признавая, что международное сообщество обязано
заниматься этим вопросом, и отмечая, что проблема, порождаемая
незаконной торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями во
всех ее аспектах, является многогранной и включает в себя, в
частности, аспекты безопасности, предотвращения и урегулирования
конфликтов, предупреждения преступности, гуманитарные аспекты,
аспекты охраны здоровья и аспекты развития,
16. признавая также важный вклад гражданского общества,
включая неправительственные организации и промышленные круги, в
частности в оказание правительствам помощи в предотвращении и
искоренении незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и в борьбе с ней,
17. признавая далее, что эти усилия не наносят ущерба
приоритетному ядерному разоружению, оружию массового уничтожения и
обычному разоружению,
18. приветствуя усилия, прилагаемые на глобальном,
региональном, субрегиональном, национальном и местном уровнях в
целях решения проблемы незаконной торговли стрелковым оружием и
легкими вооружениями во всех ее аспектах, и желая подкрепить их,
учитывая характеристики, масштабы и серьезность этой проблемы в
каждом государстве или регионе(*),
---------------- (*) Что касается региональных и субрегиональных инициатив,
см. Приложение.
19. ссылаясь на Декларацию тысячелетия ( 995_621 ) и
приветствуя также нынешние инициативы в рамках Организации
Объединенных Наций по решению проблемы незаконной торговли
стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах,
20. признавая, что Протокол против незаконного изготовления и
оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов,
а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации
Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности ( 995_792 ), устанавливает стандарты и процедуры,
которые дополняют и подкрепляют усилия по предотвращению и
искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней,
21. будучи убеждены в необходимости глобальной приверженности
всеобъемлющему подходу с целью способствовать на глобальном,
региональном, субрегиональном, национальном и местном уровнях
предотвращению, сокращению масштабов и искоренению незаконной
торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее
аспектах в качестве вклада в обеспечение международного мира и
безопасности,
22. выражаем решимость в этой связи предотвращать и
искоренять незаконную торговлю стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и бороться с ней путем:
a) усиления или разработки на глобальном, региональном и
национальном уровнях согласованных норм и мер, которые помогали бы
укреплять и в еще большей степени координировать усилия по
предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней;
b) разработки и осуществления согласованных международных мер
по предотвращению и искоренению незаконного производства и оборота
стрелкового оружия и легких вооружений и борьбе с ними, по
сокращению их чрезмерного и дестабилизирующего накопления и
расползания такого оружия по всему миру;
c) уделения особого внимания тем регионам мира, в которых
прекращаются конфликты и в которых необходимо безотлагательным
образом заняться серьезными проблемами, связанными с чрезмерными и
дестабилизирующими уровнями накопления стрелкового оружия и легких
вооружений(*);
---------------- (*) Термин "чрезмерные и дестабилизирующие уровни накопления
стрелкового оружия и легких вооружений" описывается в
пунктах 34-37 Доклада группы правительственных экспертов по
стрелковому оружию (A/52/298, приложение).
d) мобилизации политической воли в рамках передачи всего
международного сообщества для предотвращения незаконной передачи и
незаконного производства стрелкового оружия и легких вооружений во
всех их аспектах и борьбы с ними, для осуществления сотрудничества
в этих целях и для повышения уровня информированности в отношении
характера и серьезности взаимосвязанных проблем, имеющих отношение
к незаконному производству и обороту этого оружия;
e) поощрения ответственных действий государств в целях
предотвращения незаконного экспорта, импорта, транзита и
реэкспорта стрелкового оружия и легких вооружений.
II. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ИСКОРЕНЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ
ТОРГОВЛИ СТРЕЛКОВЫМ ОРУЖИЕМ И ЛЕГКИМИ ВООРУЖЕНИЯМИ
ВО ВСЕХ ЕЕ АСПЕКТАХ И БОРЬБА С НЕЙ
1. Мы, государства, участвующие в настоящей Конференции,
учитывая различные ситуации, возможности и приоритеты государств и
регионов, принимаем следующие меры для предотвращения и
искоренения незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и борьбы с ней:
На национальном уровне
2. Принимать, где их еще нет, надлежащие законы, положения и
административные процедуры для осуществления эффективного контроля
в отношении изготовления стрелкового оружия и легких вооружений в
пределах их юрисдикции и в отношении экспорта, импорта, транзита и
реэкспорта такого оружия в целях предотвращения незаконного
производства и незаконного оборота стрелкового оружия и легких
вооружений или их попадания к тому, кому они не предназначены.
3. Принимать и осуществлять в тех государствах, которые еще
не сделали этого, необходимые законодательные или иные меры для
объявления уголовно наказуемыми, согласно их внутреннему
законодательству, незаконного производства стрелкового оружия и
легких вооружений, владения ими, их накопления и торговли ими, в
пределах своей юрисдикции, с целью обеспечить, чтобы те, кто
занимается такой деятельностью, могли привлекаться к судебной
ответственности согласно соответствующим национальным уголовным
кодексам.
4. Создать или назначить надлежащим образом национальные
координационные учреждения или органы вместе с организационной
инфраструктурой, ответственные за политическое руководство,
проведение исследований и контроль за усилиями по предотвращению и
искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней. Это должно
включать в себя такие аспекты, как незаконное производство,
контроль, оборот, обращение, брокерская деятельность и торговля, а
также отслеживание, финансирование, сбор и уничтожение стрелкового
оружия и легких вооружений.
5. Создать или назначить надлежащим образом национальный
контактный центр для обеспечения связи между государствами по
вопросам, относящимся к осуществлению Программы действий.
6. Выявлять, где это применимо, группы и отдельных лиц,
занимающихся незаконным производством, торговлей, созданием
запасов, передачей незаконного стрелкового оружия и легких
вооружений, владеющих ими, а также финансирующих их приобретение,
и принимать меры в рамках соответствующего национального
законодательства против таких групп и отдельных лиц.
7. Обеспечивать, чтобы впредь имеющие лицензию производители
наносили надлежащую и надежную маркировку на каждую единицу
стрелкового оружия и легких вооружений в качестве неотъемлемой
части процесса их производства. Такая маркировка должна быть
уникальной и должна позволять определять страну-изготовитель, а
также позволять получать информацию, дающую национальным органам
этой страны возможность установить производителя и серийный номер,
с тем чтобы соответствующие органы могли идентифицировать и
отслеживать каждую единицу оружия.
8. Принимать, где это еще не делается, и обеспечивать
осуществление всех необходимых мер для недопущения производства,
накопления запасов, передачи любого немаркированного или
ненадлежащим образом маркированного стрелкового оружия и легких
вооружений, операций с ними и владения ими.
9. Обеспечивать ведение всеобъемлющего и точного учета так
долго, как это возможно, в связи с производством, хранением и
передачей стрелкового оружия и легких вооружений под своей
юрисдикцией. Такие учетные документы должны вестись и храниться
таким образом, чтобы компетентные национальные органы могли быстро
находить и подбирать точную информацию.
10. Обеспечивать ответственность в отношении всего
стрелкового оружия и легких вооружений, хранимых и выдаваемых
государством, и принятие эффективных мер по отслеживанию такого
оружия.
11. Оценивать заявки на получение разрешений на экспорт в
соответствии со строгими национальными правилами и процедурами,
охватывающими все стрелковое оружие и легкие вооружения и
согласующимися с существующими обязанностями государств по
международному праву, учитывая, в частности, риск перехода этого
оружия в сферу незаконной торговли. Кроме того, создать или
применять национальную эффективную систему выдачи лицензий или
разрешений на осуществление экспорта и импорта, а также мер,
касающихся международного транзита, в отношении передачи всего
стрелкового оружия и легких вооружений в целях пресечения
незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.
12. Принимать и осуществлять надлежащие законы, положения и
административные процедуры для обеспечения эффективного контроля
за экспортом и транзитом стрелкового оружия и легких вооружений,
включая использование удостоверенных сертификатов конечного
пользователя, и эффективные законодательные и правоприменительные
меры.
13. Предпринимать все усилия в соответствии с национальным
законодательством и практикой, без ущерба для права государств на
реэкспорт стрелкового оружия и легких вооружений, ранее
импортированных ими, для уведомления первоначального
государства-экспортера в соответствии с их двухсторонними
соглашениями до осуществления реэкспорта такого оружия.
14. Разработать соответствующее национальное законодательство
или административные процедуры для регулирования деятельности тех,
кто занимается брокерскими операциями со стрелковым оружием и
легкими вооружениями. Такое законодательство или процедуры должны
включать в себя такие меры, как регистрация брокеров, выдача
лицензий или разрешений на брокерские операции, а также
предусматривать соответствующие наказания за любую незаконную
брокерскую деятельность, осуществляемую в пределах юрисдикции и
контроля государства.
15. Принимать соответствующие меры, используя все правовые
или административные средства, по пресечению любой деятельности,
нарушающей эмбарго на поставки оружия, введенное Советом
Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с
Уставом Организации Объединенных Наций ( 995_010 ).
16. Обеспечивать, чтобы все конфискованное, изъятое или
собранное стрелковое оружие и легкие вооружения уничтожалось с
учетом любых правовых ограничений, связанных с подготовкой
уголовных дел, если только не была официально разрешена
приостановка использования или применение в какой-то иной форме и
при условии, что такое оружие было должным образом маркировано и
зарегистрировано.
17. Обеспечивать, с учетом соответствующих конституционных и
правовых систем государств, чтобы вооруженные силы, полиция или
любой иной орган, уполномоченный иметь стрелковое оружие и легкие
вооружения, разрабатывали надлежащие и детальные стандарты и
процедуры в отношении управления своими запасами такого оружия и
обеспечения их сохранности. Эти стандарты и процедуры должны, в
частности, касаться следующего: надлежащих мест хранения запасов;
физических мер безопасности; контроля за доступом к запасам;
инвентаризации и бухгалтерского контроля; обучения персонала;
обеспечения безопасности, учета и контроля за стрелковым оружием и
легкими вооружениями, находящимися в распоряжении оперативных
подразделений или уполномоченного персонала либо транспортируемыми
ими; а также процедур и санкций в случае кражи или потери.
18. Регулярно проверять согласно соответствующим
конституционным и правовым системам государств, где это уместно,
запасы стрелкового оружия и легких вооружений, находящихся в
распоряжении вооруженных сил, полиции и других уполномоченных
органов, и обеспечивать, чтобы четко выявлялись такие запасы,
которые объявлены компетентными национальными органами излишними
по сравнению с потребностями, чтобы внедрялись и осуществлялись
программы ответственной приостановки использования, желательно
путем уничтожения, таких запасов и чтобы обеспечивалось надлежащее
хранение таких запасов вплоть до их дальнейшего использования.
19. Уничтожать излишки стрелкового оружия и легких
вооружений, предназначенных для уничтожения, принимая во внимание,
в частности, Доклад Генерального секретаря Организации
Объединенных Наций о методах уничтожения стрелкового оружия,
легких вооружений, боеприпасов и взрывчатых веществ (S/2000/1092)
от 15 ноября 2000 года.
20. Разрабатывать и осуществлять, в том числе в конфликтных и
постконфликтных ситуациях, программы информирования населения и
повышения уровня осознания им проблем и последствий незаконной
торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее
аспектах, включая, где это уместно, публичное уничтожение излишков
оружия и добровольную сдачу стрелкового оружия и легких
вооружений, по возможности, в сотрудничестве с гражданским
обществом и неправительственными организациями в целях искоренения
незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.
21. Разрабатывать и осуществлять, где это возможно,
эффективные программы разоружения, демобилизации и реинтеграции,
включая эффективный сбор, контроль, хранение и уничтожение
стрелкового оружия и легких вооружений, особенно в постконфликтных
ситуациях, если только не была надлежащим образом санкционирована
иная форма приостановки использования или применения, а такое
оружие не было маркировано и альтернативная форма приостановки
использования или применения не была зарегистрирована, и включать,
где это применимо, специальные положения о таких программах в
мирные соглашения.
22. Учитывать особые нужды детей, затрагиваемых вооруженным
конфликтом, в частности обеспечивать их воссоединение с семьей, их
реинтеграцию в гражданское общество и их надлежащую реабилитацию.
23. Предавать гласности национальные законы, положения и
процедуры, оказывающие воздействие на предотвращение и искоренение
незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во
всех ее аспектах и на борьбу с ней и представлять на добровольной
основе соответствующим региональным и международным организациям и
в соответствии со своей национальной практикой информацию, в
частности, в отношении a) стрелкового оружия и легких вооружений,
конфискованных или уничтоженных в пределах их юрисдикции, и b)
иную соответствующую информацию, например в отношении маршрутов
незаконной торговли и методов приобретения, которая может
содействовать искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и
легкими вооружениями во всех ее аспектах.
На региональном уровне
24. Создавать или надлежащим образом назначать в рамках
субрегиональных и региональных организаций контактные центры для
обеспечения связи по вопросам, относящимся к осуществлению
Программы действий.
25. Стимулировать переговоры, где это уместно, с целью
заключения соответствующих имеющих обязательную юридическую силу
документов, направленных на предотвращение, пресечение и
искоренение незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и там, где они существуют,
ратифицировать и полностью выполнять их.
26. Поощрять укрепление и внедрение, где это уместно и по
согласованию с соответствующими государствами, мораториев или
аналогичных инициатив в затрагиваемых регионах или субрегионах в
отношении передачи и производства стрелкового оружия и легких
вооружений и/или региональные программы действий по предотвращению
и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней и соблюдать такие
моратории, аналогичные инициативы и/или программы действий и
сотрудничать с соответствующими государствами в их осуществлении,
в том числе посредством оказания технической помощи и других мер.
27. Создавать, где это уместно, субрегиональные или
региональные механизмы, в частности механизмы трансграничного
таможенного сотрудничества, и сети для обмена информацией между
правоохранительными, пограничными и таможенными учреждениями в
целях предотвращения и искоренения незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями через границы и борьбы с ней.
28. Стимулировать, где это необходимо, региональные и
субрегиональные действия в отношении незаконной торговли
стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах в
целях принятия, соблюдения, осуществления или укрепления
надлежащим образом соответствующих законов, положений и
административных процедур.
29. Поощрять государства способствовать безопасному и
эффективному управлению запасами стрелкового оружия и легких
вооружений и их надежному хранению, в частности принятию мер по
обеспечению физической безопасности, и внедрять, где это уместно,
соответствующие региональные и субрегиональные механизмы.
30. Поддерживать, где это уместно, национальные программы
разоружения, демобилизации и реинтеграции, особенно в
постконфликтных ситуациях, с особым учетом мер, согласованных в
пунктах 28-31 настоящего раздела.
31. Поощрять регионы разрабатывать, где это уместно и на
добровольной основе, соответствующие меры для повышения
транспарентности в целях борьбы с незаконной торговлей стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах.
На глобальном уровне
32. Сотрудничать с системой Организации Объединенных Наций в
целях обеспечения эффективного осуществления эмбарго на поставки
оружия, вводимые Советом Безопасности Организации Объединенных
Наций в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций
( 995_010 ).
33. Просить Генерального секретаря Организации Объединенных
Наций в пределах имеющихся ресурсов собирать и распространять
через Департамент по вопросам разоружения данные и информацию,
предоставляемые государствами на добровольной основе и включающие
в себя национальные доклады о ходе осуществления этими
государствами Программы действий.
34. Поощрять, особенно в постконфликтных ситуациях,
разоружение и демобилизацию бывших комбатантов и их последующую
реинтеграцию в гражданское общество, в том числе поддерживать
эффективную приостановку использования, как это предусмотрено в
пункте 17 настоящего раздела, собранного стрелкового оружия и
легких вооружений.
35. Рекомендовать Совету Безопасности Организации
Объединенных Наций рассматривать в каждом конкретном случае
включение, где это применимо, соответствующих положений о
разоружении, демобилизации и реинтеграции в мандаты и бюджеты
миротворческих миссий.
36. Укреплять способность государств сотрудничать в выявлении
и отслеживании своевременно и надежно незаконного стрелкового
оружия и легких вооружений.
37. Рекомендовать государствам и Всемирной таможенной
организации, а также другим соответствующим организациям
активизировать сотрудничество с Международной организацией
уголовной полиции (Интерполом) в деле выявления этих групп и
отдельных лиц, занимающихся незаконной торговлей стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, с тем чтобы
национальные органы могли возбуждать дела против них в
соответствии со своими национальными законами.
38. Рекомендовать государствам рассмотреть вопрос о
ратификации или присоединении к международно-правовым документам,
касающимся терроризма и транснациональной организованной
преступности.
39. Добиваться общего понимания основных вопросов и масштабов
проблем, связанных с незаконной брокерской деятельностью в
отношении стрелкового оружия и легких вооружений, в целях
предотвращения, пресечения и искоренения деятельности тех, кто
занимается такими брокерскими операциями.
40. Рекомендовать соответствующим международным и
региональным организациям и государствам облегчать надлежащее
сотрудничество гражданского общества, включая неправительственные
организации, в деятельности, связанной с предотвращением и
искоренением незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах и борьбой с ней, с учетом той
важной роли, которую гражданское общество играет в этой области.
41. Поощрять диалог и культуру мира путем стимулирования в
соответствующих случаях информационно-просветительских программ по
проблемам, касающимся незаконной торговли стрелковым оружием и
легкими вооружениями во всех ее аспектах, с участием всех секторов
общества.
III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ,
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
1. Мы, государства, участвующие в Конференции, признаем, что
главная ответственность за решение проблем, связанных с незаконной
торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее
аспектах, ложится на все государства. Мы также признаем, что
государства нуждаются в тесном международном сотрудничестве в
предотвращении и искоренении этой незаконной торговли и борьбе с
ней.
2. Государства обязуются сотрудничать и обеспечивать
координацию, взаимодополняемость и синергизм усилий в решении
проблем, касающихся незаконной торговли стрелковым оружием и
легкими вооружениями во всех ее аспектах, на глобальном,
региональном, субрегиональном и национальном уровнях и поощрять
налаживание и укрепление сотрудничества и партнерства на всех
уровнях между международными и межправительственными организациями
и гражданским обществом, включая неправительственные организации и
международные финансовые учреждения.
3. Государства и соответствующие международные и региональные
организации, которые в состоянии оказывать помощь, должны, по
просьбе соответствующих органов, серьезно рассматривать вопрос об
оказании помощи, включая, где это необходимо, техническую и
финансовую помощь, например через Фонд по стрелковому оружию, в
целях поддержки осуществления изложенных в Программе действий мер
по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.
4. Государства и международные и региональные организации
должны, по просьбе затрагиваемых государств, рассматривать вопрос
об оказании им помощи и содействия в предотвращении конфликтов.
Когда их просят об этом соответствующие стороны, согласно
принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций
( 995_010 ), государства и международные и региональные
организации должны рассматривать вопрос об оказании помощи и
содействия в поиске путей урегулирования конфликтов на основе
переговоров, включая устранение первопричин конфликтов.
5. Государствам и международным региональным организациям
следует, где это уместно, сотрудничать, развивать и укреплять
партнерские связи в целях обмена ресурсами и информацией в
отношении незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах.
6. Чтобы содействовать осуществлению Программы действий,
государства и международные и региональные организации должны
серьезно рассматривать вопрос об оказании заинтересованным
государствам, по их просьбе, помощи в наращивании потенциала в
различных областях, включая разработку соответствующих законов и
положений, обеспечение соблюдения законов, отслеживание и
маркировку, управление запасами и обеспечение сохранности,
уничтожение стрелкового оружия и легких вооружений, сбор
информации и обмен ею.
7. Государства должны в соответствующих случаях укреплять
сотрудничество, обмен опытом и подготовку компетентных должностных
лиц, включая таможенников, полицейских, сотрудников разведки и
должностных лиц, занимающихся контролем за вооружениями, на
национальном, региональном и глобальном уровнях в целях борьбы с
незаконной торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями во
всех ее аспектах.
8. Следует разрабатывать региональные и международные
программы подготовки специалистов по вопросам управления запасами
стрелкового оружия и обеспечения их сохранности. Государства и
соответствующие международные или региональные организации,
которые в состоянии делать это, должны, когда их об этом просят,
оказывать поддержку таким программам. Организации Объединенных
Наций, в пределах имеющихся ресурсов, и другим соответствующим
международным и региональным организациям следует рассмотреть
вопрос о расширении потенциала обучения в этой области.
9. Государствам рекомендуется в соответствующих случаях
использовать и поддерживать, в частности путем предоставления
соответствующей информации о незаконной торговле стрелковым
оружием и легкими вооружениями, созданную Интерполом базу данных
Международной системы слежения за оружием и взрывчатыми веществами
или любую иную соответствующую базу данных, которая может быть
создана для этой цели.
10. Государствам рекомендуется рассмотреть возможность
осуществления международного сотрудничества и оказания содействия
в изучении технологий, которые улучшают отслеживание и обнаружение
незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями, а
также принятия мер по облегчению передачи таких технологий.
11. Государства обязуются сотрудничать друг с другом, в том
числе на основе соответствующих существующих глобальных и
региональных документов, имеющих обязательную юридическую силу, а
также других соглашений и договоренностей, и, где это уместно, с
соответствующими международными, региональными и
межправительственными организациями в отслеживании незаконного
стрелкового оружия и легких вооружений, в частности путем
укрепления механизмов, основанных на обмене соответствующей
информацией.
12. Государствам рекомендуется на добровольной основе
обмениваться информацией в отношении своих национальных систем
маркировки стрелкового оружия и легких вооружений.
13. Государствам рекомендуется с учетом их национальной
практики расширять, сообразно их соответствующим конституционным и
правовым системам, взаимную правовую помощь и другие формы
сотрудничества в целях оказания содействия в проведении
расследований и в судебном преследовании в связи с незаконной
торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее
аспектах.
14. При наличии просьбы государства и соответствующие
международные или региональные организации, которые в состоянии
делать это, должны оказывать помощь в уничтожении или иной
ответственной утилизации излишних запасов или немаркированного
либо ненадлежащим образом маркированного стрелкового оружия и
легких вооружений.
15. При наличии просьбы государства и соответствующие
международные или региональные организации, которые в состоянии
делать это, должны оказывать помощь в борьбе с незаконной
торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями, связанной с
оборотом наркотиков, транснациональной организованной
преступностью и терроризмом.
16. Особенно в постконфликтных ситуациях и там, где это
уместно, соответствующие региональные и международные организации
должны, в пределах имеющихся ресурсов, поддерживать
соответствующие постконфликтные программы, связанные с
разоружением, демобилизацией и реинтеграцией бывших комбатантов.
17. В отношении таких ситуаций государствам следует прилагать
в надлежащих случаях более значительные усилия для решения
проблем, связанных с развитием человека и устойчивым развитием,
принимая во внимание уже осуществляемую и будущую деятельность в
социальной сфере и в области развития, и следует в полной мере
учитывать права соответствующих государств на установление
приоритетов в своих программах развития.
18. К государствам, региональным, субрегиональным и
международным организациям, научно-исследовательским центрам,
органам здравоохранения, медицинским учреждениям, системе
Организации Объединенных Наций, международным финансовым
учреждениям и гражданскому обществу обращен настоятельный призыв в
соответствующих случаях развивать и поддерживать ориентированные
на практическую отдачу исследования, направленные на содействие
повышению уровня осведомленности и лучшему пониманию характера и
масштабов проблем, связанных с незаконной торговлей стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах.
IV. ПОСЛЕДУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕЗАКОННОЙ
ТОРГОВЛИ СТРЕЛКОВЫМ ОРУЖИЕМ И ЛЕГКИМИ
ВООРУЖЕНИЯМИ ВО ВСЕХ ЕЕ АСПЕКТАХ
1. Мы, государства, участвующие в Конференции Организации
Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, рекомендуем
Генеральной Ассамблее принять следующие согласованные меры для
обеспечения эффективной последующей деятельности по итогам
Конференции:
a) созвать не позднее 2006 года конференцию для обзора
прогресса, достигнутого в осуществлении Программы действий; сроки
и место проведения будут определены на пятьдесят восьмой сессии
Генеральной Ассамблеи;
b) созывать раз в два года совещание государств для
рассмотрения процесса осуществления Программы действий на
национальном, региональном и глобальном уровнях;
c) провести исследование Организации Объединенных Наций в
пределах имеющихся ресурсов для изучения возможности разработки
международного документа, с тем чтобы государства могли
своевременно и надежно выявлять и отслеживать стрелковое оружие и
легкие вооружения;
d) рассмотреть дальнейшие шаги по укреплению международного
сотрудничества в предотвращении, пресечении и искоренении
незаконной брокерской деятельности в связи со стрелковым оружием и
легкими вооружениями.
2. И наконец, мы, государства, участвующие в Конференции
Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли
стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах:
a) призываем Организацию Объединенных Наций и другие
соответствующие международные и региональные организации
предпринимать инициативы для содействия осуществлению Программы
действий;
b) поощряем также все инициативы по мобилизации ресурсов и
экспертных знаний для содействия осуществлению Программы действий
и по предоставлению помощи государствам в осуществлении ими
Программы действий;
c) призываем далее неправительственные организации и
гражданское общество в соответствующих случаях участвовать во всех
аспектах международных, региональных, субрегиональных и
национальных усилий по осуществлению настоящей Программы действий.

Приложение

ИНИЦИАТИВЫ,
ПРЕДПРИНЯТЫЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И СУБРЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЯХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛИ
СТРЕЛКОВЫМ ОРУЖИЕМ И ЛЕГКИМИ ВООРУЖЕНИЯМИ

- В июне 1998 года Организация африканского единства (ОАЕ)
приняла Решение относительно распространения стрелкового оружия и
легких вооружений, подчеркнув ту роль, которую должна играть ОАЕ в
координации усилий по решению этой проблемы в Африке и обратившись
к Генеральному секретарю ОАЕ с просьбой подготовить всеобъемлющий
доклад по этому вопросу.
- Решение о незаконном распространении, передаче и обороте
стрелкового оружия и легких вооружений (AHG/Dec.137 (XXXV),
принятое Ассамблеей глав государств и правительств стран-членов
ОАЕ на ее тридцать пятой очередной сессии, состоявшейся в Алжире
12-14 июля 1999 года (см. A/54/424, приложение II).
- В период с 30 ноября по 1 декабря 2000 года ОАЕ провела
совещание на уровне министров по вопросу о стрелковом оружии и
легких вооружениях. На совещании была принята Бамакская декларация
(A/CONF.192/PC/23).
- Первое континентальное совещание африканских экспертов по
стрелковому оружию и легким вооружениям, Аддис-Абеба, май
2000 года.
- Международные консультации по проблеме незаконного
распространения, передачи и оборота стрелкового оружия и легких
вооружений, Аддис-Абеба, июнь 2000 года.
- Саммит глав государств и правительств Сообщества по
вопросам развития стран Юга Африки, Намибия, август 2000 года.
- Решение Совета министров Сообщества по вопросам развития
стран Юга Африки завершить проводимые им переговоры по Протоколу о
контроле над огнестрельным оружием, боеприпасами и другими
связанными с ними материалами в регионе Сообщества.
- Решение государств-членов Экономического сообщества
западноафриканских государств выполнить достигнутую ими
договоренность относительно моратория на импорт, экспорт и
производство стрелкового оружия и легких вооружений в Западной
Африке.
- Конференция стран района Великих озер и Африканского Рога
по проблеме распространения стрелкового оружия, в которой приняли
участие министры иностранных дел всех десяти стран этого региона
состоялась в Найроби в марте 2000 года и приняла Найробийскую
декларацию.
- В ноябре 1997 года государства-члены Организации
американских государств (ОАГ) подписали Межамериканскую конвенцию
о борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного
оружия, боеприпасов, средств взрывания и других связанных с ними
элементов. В Конвенции, которая вступила в силу в 1998 году,
излагается комплекс значительных мер по борьбе с незаконным
оборотом оружия. Конвенция была усилена за счет принятия
государствами-членами Межамериканской комиссии ОАГ по борьбе со
злоупотреблением наркотическими средствами Типовых правил по
контролю за международными поставками огнестрельного оружия, его
частей и компонентов и боеприпасов к нему.
- В апреле 1998 года президенты государств-членов (Аргентина,
Бразилия, Парагвай и Уругвай) Общего рынка стран Южного Конуса
(МЕРКОСУР) и ассоциированных государств (Боливия и Чили) подписали
Совместную декларацию, согласившись создать механизм совместного
регистра покупателей и продавцов огнестрельного оружия, средств
взрывания, боеприпасов и связанных с ними материалов.
- Региональное подготовительное совещание латиноамериканских
и карибских государств к Конференции Организации Объединенных
Наций 2001 года по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием
и легкими вооружениями во всех ее аспектах было проведено в городе
Бразилиа в период с 22 по 24 ноября 2000 года. На совещании была
принята Декларация Бразилиа.
- В июне 1999 года первая Конференция глав государств и
правительств латиноамериканских и карибских государств и
Европейского Союза, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро, приняла
Декларацию Рио-де-Жанейро.
- В июне 1999 года в Лиме был проведен практикум на тему
"Незаконная торговля стрелковым оружием: проблемы Латинской
Америки и Карибского бассейна". Этот практикум был проведен в
рамках предоставленного Генеральному секретарю на основании
Резолюции 53/77 T Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1998 года
мандата на проведение широких консультаций по вопросам незаконного
оборота стрелкового оружия.
- Создание государствами-участниками Межамериканской
конвенции Консультативного комитета Межамериканской конвенции о
борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного
оружия, боеприпасов, средств взрывания и других связанных с ними
элементов.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ) приняла 24 ноября 2000 года Документ ОБСЕ по проблеме
стрелкового оружия и легких вооружений ( 994_160 ).
- Принятие Европейским Союзом Программы по предотвращению
незаконного оборота обычного оружия и борьбе с ним и других
инициатив, таких, как Совместное решение по стрелковому оружию,
которое было одобрено рядом государств-членов, не являющихся
членами Европейского Союза.
- Семинар по стрелковому оружию и легким вооружениям,
проведенный Форумом по сотрудничеству в области безопасности
(ОБСЕ) 3-5 апреля 2000 года в Вене.
- Конференция по контролю за экспортом, София, декабрь
1999 года.
- Практикум по вопросам стрелкового оружия и легких
вооружений: возможный вклад в Пакт стабильности для Юго-Восточной
Европы, Словения, январь 2000 года.
- Совещание "рабочего стола" по делам безопасности,
проведенное в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы,
Босния и Герцеговина, февраль 2000 года.
- Практикум по вопросам управления запасами и обеспечения
сохранности стрелкового оружия и легких вооружений, Тун,
Швейцария, март 2000 года.
- Региональный семинар по проблеме незаконного оборота
стрелкового оружия и легких вооружений, организованный совместно
Региональным центром Организации Объединенных Наций по вопросам
мира и разоружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и
правительствами Индонезии и Японии, был проведен в мае 2000 года в
Джакарте. Семинар внес позитивный вклад в обсуждения по проблеме
незаконного оборота стрелкового оружия и легких вооружений в целом
и, в частности, в усилия Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
(АСЕАН) и ее государств-членов.
- Азиатский региональный практикум по стрелковому оружию
состоялся в июне 2000 года в Токио в рамках проводимых в азиатском
регионе неофициальных консультаций в процессе подготовки к
Конференции Организации Объединенных Наций 2001 года по проблеме
незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во
всех ее аспектах.
- Конференция под названием "Борьба с распространением
стрелкового оружия и легких вооружений в Южной Азии",
организованная правительствами Канады и Шри-Ланки и базирующимся в
Коломбо Региональным центром стратегических исследований в
сотрудничестве с Департаментом по вопросам разоружения Организации
Объединенных Наций, была проведена в июне 2000 года в Коломбо.
Конференция стала первой такой встречей в Южной Азии, на которой
обсуждался вопрос о стрелковом оружии и другие проблемы, связанные
с Конференцией 2001 года.
- Документ Форума тихоокеанских островов по стрелковому
оружию: интересы и участие стран-членов Форума тихоокеанских
островов.
- Совещание подкомитета Южнотихоокеанской конференции
начальников полиции и Таможенной организации стран Океании, Фиджи,
март 2000 года.
- Второе совещание министров стран-участниц Сети по вопросам
безопасности человека, Люцерна, Швейцария, 11 и 12 мая 2000 года.
- Семинар по проблеме отслеживаемости стрелкового оружия и
легких вооружений: отслеживание, маркировка и регистрация данных,
Женева, 12 и 13 марта 2001 года.
- Семинар Организации Североатлантического договора
(НАТО)/Совета евроатлантического партнерства по стрелковому оружию
и легким вооружениям: регулирование экспорта и передача
стрелкового оружия и легких вооружений, Брюссель, 16 и 17 марта
2000 года.
- Практикум Совета евроатлантического партнерства/Партнерство
ради мира в поддержку Инициативы по сотрудничеству в Юго-Восточной
Европе: региональное сотрудничество в Юго-Восточной Европе и
проблемы стрелкового оружия и легких вооружений, Охрид, бывшая
югославская Республика Македония, 22 и 23 июня 2000 года.
- Семинар экспертов НАТО/Совета евроатлантического
партнерства по проблеме контроля за экспортом стрелкового оружия и
легких вооружений, Брюссель, 21 ноября 2000 года.
- Практикум Партнерство ради мира по вопросам управления
запасами и обеспечения сохранности стрелкового оружия и легких
вооружений, Бругг, Швейцария, май-июнь 2001 года.
- Практикум по стрелковому оружию и легким вооружениям:
практические проблемы выполнения существующих обязательств в
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совете
евроатлантического партнерства, Баку, 21 и 22 июня 2001 года.
- Совещание группы экспертов Азиатского регионального форума
по транснациональной преступности, 30 и 31 октября 2000 года,
Сеул, Республика Корея.
- Министры иностранных дел Группы восьми на встрече,
состоявшейся в Миядзаки, Япония, 12 и 13 июля 2000 года,
договорились принять ряд мер в связи с проблемой неконтролируемой
и незаконной передачи стрелкового оружия и легких вооружений, а
также их дестабилизирующего накопления в целях ограничения
средств, используемых в ходе вооруженных конфликтов, и достижения
конкретных результатов на Конференции Организации Объединенных
Наций в 2001 году.
- 14 и 15 декабря 1999 года правительство Болгарии в
сотрудничестве с правительством Соединенных Штатов Америки
организовало под эгидой Пакта стабильности для Юго-Восточной
Европы региональную конференцию по контролю за экспортом. По
итогам конференции были опубликованы Совместная декларация об
ответственной передаче оружия и Заявление о согласовании
сертификатов конечного использования/конечного пользователя.
- 17 и 18 марта 2000 года в Яблонне, Польша, состоялся
семинар по вопросу о контроле за потоками стрелкового оружия и
легких вооружений. Семинар был проведен организацией "За более
безопасный мир" (Лондон) и Институтом общественных проблем
(Варшава) в сотрудничестве с министерством иностранных дел Польши.
- 18 и 19 сентября 2000 года правительства Польши и Канады
организовали в Варшаве семинар для рассмотрения вопроса о
разоружении в области стрелкового оружия в контексте проведения
операций по поддержанию мира.
- 28 и 29 сентября 2000 года правительства Нидерландов и
Венгрии организовали в Гааге семинар экспертов по вопросам
уничтожения стрелкового оружия и легких вооружений в связи с
управлением запасами оружия и сбором оружия в постконфликтных
ситуациях.
- 16-19 октября 2000 года Пакт стабильности для Юго-Восточной
Европы и правительства Болгарии и Канады провели в Софии семинар,
посвященный методам сбора и уничтожения стрелкового оружия и
легких вооружений.
- 20 и 21 октября министерство иностранных дел Чешской
Республики, организация "За более безопасный мир" и Институт
международных отношений провели в Чешской Республике семинар по
вопросам совершенствования отчетности и повышения транспарентности
в связи с передачей производства и хранением запасов оружия в
расширенном Европейском Союзе.
- 7 ноября 2000 года Объединенная канадская делегация в НАТО
и Центр по европейской безопасности и разоружению организовали в
штаб-квартире НАТО совещание за круглым столом по вопросам
стрелкового оружия и евроатлантической безопасности.
- 17 и 18 ноября 2000 года министерство иностранных дел
Венгрии, организация "За более безопасный мир" и Сегедский центр
по вопросам политики в области безопасности организовали в Сегеде,
Венгрия, совещание за круглым столом по теме: "Решение проблемы
распространения стрелкового оружия в Юго-Восточной Европе: к
субрегиональной программе действий по стрелковому оружию в
контексте Пакта стабильности".
- 15 и 16 мая 2001 года Канада и Европейский Союз под
председательством Швеции организовали в Канаде семинар по вопросам
уничтожения стрелкового оружия и легких вооружений в контексте
операций в поддержку мира.
- 20 и 21 сентября 2001 года правительства Канады и Польши
совместно провели под своим председательством семинар Совета
евроатлантического партнерства по вопросам разоружения и
поддержания мира. Этот семинар был посвящен главным образом
осуществлению программ сбора оружия во время операций в поддержку
мира.
- 22 и 23 октября 2000 года правительства Канады и Болгарии
совместно провели под своим председательством семинар в рамках
Пакта стабильности по вопросам уничтожения стрелкового оружия и
легких вооружений. На семинаре были продемонстрированы
практические методы уничтожения оружия.
- Канада в сотрудничестве с Камбоджей и Японией провела 22 и
23 февраля 2001 года в Пномпене семинар Азиатского регионального
форума по вопросу о транспарентности в передаче обычных
вооружений. Семинар завершился принятием ряда рекомендаций,
которые в настоящее время рассматривает Азиатский региональный
форум.
- 26 и 27 апреля 2001 года правительства Канады и Венгрии
совместно провели под своим председательством семинар Совета
евроатлантического партнерства по вопросам эмбарго на поставки
оружия и санкций. На семинаре были разработаны рекомендации по
более эффективному осуществлению эмбарго на поставки оружия.
- 21 и 22 мая 2001 года в Оттаве правительство Канады
организовало семинар ОАГ под названием "ОАГ и Конференция
2001 года: подход к проблеме незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах".
- Международное совещание по стрелковому оружию, Осло, 13 и
14 июля 1998 года.
- Второе международное совещание по стрелковому оружию и
легким вооружениям, Осло, 6 и 7 декабря 1999 года (Осло II).
- Семинар для коллективного обсуждения вопросов политики в
отношении стрелкового оружия и легких вооружений, организованный
13 и 14 февраля 2001 года в Ланкастер-Хаус.
- Симпозиум тихоокеанских островов по стрелковому оружию,
Брисбен, Австралия, 9-11 мая 2001 года.
- В период с 25 по 27 октября 1999 года государства-члены
Экономического сообщества центральноафриканских государств провели
в Нджамене под эгидой Постоянного консультативного комитета
Организации Объединенных Наций по вопросам безопасности в
Центральной Африке субрегиональную конференцию по вопросам
распространения и незаконной торговли стрелковым оружием и легкими
вооружениями в Центральной Африке.



вгору