Римський статут міжнародного кримінального суду
Міжнародні суди, ООН; Статут, Міжнародний документ від 17.07.1998
Документ 995_588, чинний, поточна редакція — Редакція від 16.01.2002
( Остання подія — Набрання чинності, відбулась 01.07.2002. Подивитися в історії? )

                            Статья 26 
Исключение из юрисдикции для лиц,
не достигших 18-летнего возраста
Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не
достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого
совершения преступления.
Статья 27
Недопустимость ссылки на должностное положение
1. Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам
без какого бы то ни было различия на основе должностного
положения. В частности, должностное положение как главы
государства или правительства, члена правительства или парламента,
избранного представителя или должностного лица правительства ни в
коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности
согласно настоящему Статуту и не является само по себе основанием
для смягчения приговора. 2. Иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые
могут быть связаны с должностным положением лица, будь то согласно
национальному или международному праву, не должны препятствовать
осуществлению Судом его юрисдикции в отношении такого лица.
Статья 28
Ответственность командиров и других начальников
В дополнение к другим основаниям уголовной ответственности по
настоящему Статуту за преступления, подпадающие под юрисдикцию
Суда: a) Военный командир или лицо, эффективно действующее в
качестве военного командира, подлежит уголовной ответственности за
преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда, совершенные силами,
находящимися под его эффективным командованием и контролем либо, в
зависимости от обстоятельств, под его эффективной властью и
контролем, в результате неосуществления им контроля надлежащим
образом над такими силами, когда: i) такой военный командир или такое лицо либо знало, либо, в
сложившихся на тот момент обстоятельствах, должно было знать, что
эти силы совершали или намеревались совершить такие преступления;
и ii) такой военный командир или такое лицо не приняло всех
необходимых и разумных мер в рамках его полномочий для
предотвращения или пресечения их совершения либо для передачи
данного вопроса в компетентные органы для расследования и
уголовного преследования. b) Применительно к отношениям начальника и подчиненного, не
описанным в пункте (а), начальник подлежит уголовной
ответственности за преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда,
совершенные подчиненными, находящимися под его эффективной властью
и контролем, в результате неосуществления им контроля надлежащим
образом над такими подчиненными, когда: i) начальник либо знал, либо сознательно проигнорировал
информацию, которая явно указывала на то, что подчиненные
совершали или намеревались совершить такие преступления; ii) преступления затрагивали деятельность, подпадающую под
эффективную ответственность и контроль начальника; и iii) начальник не принял всех необходимых и разумных мер в
рамках его полномочий для предотвращения или пресечения их
совершения либо для передачи данного вопроса в компетентные органы
для расследования и уголовного преследования.
Статья 29
Неприменимость срока давности
В отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не
устанавливается никакого срока давности.
Статья 30
Субъективная сторона
1. Если не предусмотрено иное, лицо подлежит уголовной
ответственности и наказанию за преступление, подпадающее под
юрисдикцию Суда, только в том случае, если по признакам,
характеризующим объективную сторону, оно совершено намеренно и
сознательно. 2. Для целей настоящей статьи, лицо имеет намерение в тех
случаях, когда: a) в отношении деяния, это лицо собирается совершить такое
деяние; b) в отношении последствия, это лицо собирается причинить это
последствие или сознает, что оно наступит при обычном ходе
событий. 3. Для целей настоящей статьи, "сознательно" означает с
осознанием того, что обстоятельство существует или что последствие
наступит при обычном ходе событий. "Знать" и "знание" должны
толковаться соответствующим образом.
Статья 31
Основания для освобождения от уголовной ответственности
1. В дополнение к другим основаниям для освобождения от
уголовной ответственности, предусмотренным настоящим Статутом,
лицо не несет уголовной ответственности, если в момент совершения
им деяния: a) это лицо страдает психическим заболеванием или
расстройством, которое лишает его возможности осознавать
противоправность или характер своего поведения или сообразовывать
свои действия с требованиями закона; b) лицо находится в состоянии интоксикации, которое лишает
его возможности осознавать противоправность или характер своего
поведения или сообразовывать свои действия с требованиями закона,
если только это лицо не подверглось добровольно интоксикации при
таких обстоятельствах, при которых это лицо знало, что в
результате интоксикации, им может быть совершено деяние,
представляющее собой преступление, подпадающее под юрисдикцию
Суда, либо проигнорировало опасность совершения им такого деяния; c) это лицо действовало разумно для защиты себя или другого
лица или, в случае военных преступлений, имущества, которое
является особо важным для выживания данного лица или другого лица,
либо имущества, которое является особо важным для выполнения
задачи военного характера, от неизбежного и противоправного
применения силы способом, соразмерным степени опасности,
угрожающей этому лицу или другому защищаемому лицу или имуществу.
То обстоятельство, что лицо участвовало в операции по защите,
проводившейся силами, само по себе не является основанием для
освобождения от уголовной ответственности согласно этому
подпункту; d) деяние, которое предположительно представляет собой
преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, является
вынужденной ответной реакцией на угрозу неминуемой смерти либо
неминуемого причинения тяжких телесных повреждений или продолжения
причинения таких повреждений для него самого или для другого лица,
и это лицо принимает необходимые и разумные меры для устранения
этой угрозы, при условии, что это лицо не намерено причинить
больший вред, чем тот, который оно стремилось предотвратить. Такая
угроза может: i) либо исходить от других лиц; ii) либо быть создана другими обстоятельствами, не зависящими
от этого лица. 2. Суд определяет применимость оснований для освобождения от
уголовной ответственности, предусмотренных в настоящем Статуте, в
отношении рассматриваемого им дела. 3. В ходе судебного разбирательства Суд может рассмотреть
какое-либо основание для освобождения от уголовной
ответственности, иное, чем основания, указанные в пункте 1, если
такое основание вытекает из применимого права, как это
предусмотрено статьей 21. Процедуры, касающиеся рассмотрения
такого основания, должны быть предусмотрены Правилами процедуры и
доказывания.
Статья 32
Ошибка в факте или ошибка в праве
1. Ошибка в факте является основанием для освобождения от
уголовной ответственности, только если она исключает необходимую
субъективную сторону данного преступления. 2. Ошибка в праве относительно того, является ли определенный
тип поведения преступлением, подпадающим под юрисдикцию Суда, не
является основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Однако ошибка в праве может быть основанием для освобождения от
уголовной ответственности, если она исключает необходимую
субъективную сторону данного преступления, либо в порядке,
предусмотренном в статье 33.
Статья 33
Приказы начальника и предписание закона
1. Тот факт, что преступление, подпадающее под юрисдикцию
Суда, было совершено лицом по приказу правительства или
начальника, будь то военного или гражданского, не освобождает это
лицо от уголовной ответственности, за исключением случаев, когда: a) это лицо было юридически обязано исполнять приказы данного
правительства или данного начальника; b) это лицо не знало, что приказ был незаконным; и c) приказ не был явно незаконным. 2. Для целей настоящей статьи приказы о совершении
преступления геноцида или преступлений против человечности
являются явно незаконными.
ЧАСТЬ 4. СОСТАВ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ СУДА
Статья 34
Органы Суда
Суд состоит из следующих органов: a) Президиум; b) Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение
предварительного производства; c) Канцелярия Прокурора; d) Секретариат.
Статья 35
Выполнение функций судьями
1. Все судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих
свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда
для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их
полномочий. 2. Судьи, входящие в состав Президиума, выполняют свои
функции на постоянной основе с момента своего избрания. 3. Президиум может, с учетом объема работы Суда и в
консультации с членами Суда, время от времени принимать решения о
том, в какой мере от других судей требуется выполнять свои функции
на постоянной основе. Любой такой порядок не наносит ущерба
положениям статьи 40. 4. Финансовые правила, применимые к судьям, от которых не
требуется выполнять свои функции на постоянной основе, принимаются
в соответствии со статьей 49.
Статья 36
Требования, предъявляемые к судьям,
выдвижение и выборы судей
1. С учетом положений пункта 2, Суд состоит из 18 судей. 2. a) Президиум, действуя от имени Суда, может внести
предложение об увеличении числа судей, предусмотренного в пункте
1, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим
или необходимым. Секретарь незамедлительно распространяет любое
такое предложение среди всех государств-участников. b) Любое такое предложение подлежит затем рассмотрению на
заседании Ассамблеи государств-участников, созываемом в
соответствии со статьей 112. Такое предложение считается принятым,
если оно одобрено на заседании двумя третями голосов членов
Ассамблеи государств-участников, и вступает в силу в срок,
устанавливаемый решением Ассамблеи государств-участников. c) i) После принятия в соответствии с подпунктом (b)
предложения об увеличении числа судей на следующей сессии
Ассамблеи государств-участников в соответствии с пунктами 3 - 8
настоящей статьи и пунктом 2 статьи 37 проводятся выборы
дополнительных судей. ii) После принятия и осуществления в соответствии с
подпунктами (b) и (c)(i) предложения об увеличении числа судей
Президиум по своему усмотрению может в любое время, если объем
работы Суда оправдывает это, предложить уменьшить число судей при
том условии, что число судей не уменьшается менее числа,
указанного в пункте 1. Такое предложение рассматривается в
соответствии с процедурой, установленной в подпунктах (a) и (b). В
случае принятия такого предложения число судей постепенно
уменьшается по мере истечения срока полномочий действующих судей
до достижения необходимого числа. 3. a) Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных
качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые
удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих
государствах для назначения на высшие судебные должности. b) Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать: i) признанной компетентностью в области уголовного и
процессуального права и необходимым опытом работы в качестве
судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере
уголовного судопроизводства; или ii) признанной компетентностью в соответствующих областях
международного права, таких, как международное гуманитарное право
и права человека, а также обширным опытом профессиональной
юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной
деятельности Суда. c) Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в
совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и
свободно говорить на нем. 4. a) Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться
каждым государством-участником настоящего Статута либо: i) в соответствии с существующей в этом государстве
процедурой выдвижения кандидатур для назначения на высшие судебные
должности; либо ii) в соответствии с процедурой, предусмотренной в Статуте
Международного Суда ( 995_010 ) для выдвижения кандидатур в состав
Международного Суда. Выдвижение кандидатур сопровождается заявлением, в котором со
всеми необходимыми подробностями сообщается о том, каким образом
кандидат удовлетворяет требованиям, предусмотренным в пункте 3. b) При проведении выборов каждое государство-участник может
выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть
гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен
быть гражданином какого-либо государства-участника. c) Ассамблея государств-участников может принять решение об
учреждении, если это целесообразно, Консультативного комитета по
выдвижению кандидатур. Состав и мандат Комитета устанавливаются
Ассамблеей государств-участников. 5. Для целей проведения выборов составляются два списка
кандидатов: список A, содержащий имена кандидатов, отвечающих
требованиям, указанным в подпункте 3 (b)(i); и список B, содержащий имена кандидатов, отвечающих
требованиям, указанным в подпункте 3 (b)(ii). Кандидат, обладающий достаточной квалификацией для обоих
списков, может по своему выбору определить, в каком списке он
будет значиться. На первых выборах в состав Суда из списка A
избираются не менее девяти судей, а из списка B - не менее пяти
судей. Последующие выборы организуются таким образом, чтобы
сохранить в составе Суда эквивалентную пропорцию судей, проходящих
по спискам A и B. 6. a) Судьи избираются на заседании Ассамблеи
государств-участников, созываемой для этой цели в соответствии со
статьей 112, путем тайного голосования. С соблюдением положений
пункта 7, избранными в состав Суда являются 18 кандидатов,
получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети
голосов государств-участников, присутствующих и принимающих
участие в голосовании. b) В случае, если достаточное число судей не избрано в ходе
первого тура голосования, в соответствии с процедурами,
установленными в подпункте (a), проводятся последующие туры
голосования до заполнения остающихся мест. 7. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же
государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к
составу Суда как гражданина более чем одного государства,
считается гражданином того государства, в котором это лицо обычно
пользуется своими гражданскими и политическими правами. 8. a) Государства-участники при отборе судей учитывают
необходимость обеспечения в составе членов Суда: i) представительства основных правовых систем мира; ii) справедливого географического представительства; и iii) справедливого представительства судей женского и
мужского пола. b) Государства-участники также принимают во внимание
потребность в наличии судей, обладающих опытом юридической
деятельности по специальным вопросам, в том числе, но не
ограничиваясь этим, по вопросам, касающимся насилия в отношении
женщин или детей. 9. a) С учетом подпункта (b) судьи занимают свою должность в
течение девяти лет и, с учетом подпункта (c) и статьи 37, пункт 2,
не имеют права на переизбрание. b) При первых выборах одна треть судей, отбираемых по жребию,
остается в должности в течение трех лет; одна треть судей,
отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а
остальные судьи остаются в должности в течение девяти лет. c) Судья, выбранный на трехлетний срок в соответствии с
подпунктом (b), имеет право быть переизбранным на полный срок. 10. Несмотря на положения пункта 9, судья, назначенный в
Судебную или Апелляционную палату в соответствии со статьей 39,
остается в должности до завершения любого судебного или
апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были
начаты в данной Палате.
Статья 37
Вакансии судей
1. При открытии вакансии выборы для заполнения проводятся в
соответствии со статьей 36. 2. Судья, избранный для заполнения вакансии, остается в
должности до истечения срока полномочий своего предшественника и,
если этот срок составляет три года или менее, может быть
переизбран на полный срок в соответствии со статьей 36.
Статья 38
Президиум
1. Председатель и первый и второй вице-председатели
избираются абсолютным большинством голосов судей. Они выполняют
свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока
их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из
этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз. 2. Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае,
если Председатель отсутствует или отведен. Второй
вице-председатель заменяет Председателя в случае, если
Председатель и первый вице-председатель отсутствуют или отведены. 3. Председатель вместе с первым и вторым вице-председателями
образуют Президиум, который несет ответственность за: a) надлежащее управление делами Суда, за исключением
Канцелярии Прокурора; и b) другие функции, возлагаемые на него в соответствии с
настоящим Статутом. 4. При выполнении своих обязанностей, предусмотренных в
пункте 3 (a), Президиум координирует деятельность с Прокурором и
заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим
взаимный интерес.
Статья 39
Палаты
1. После избрания судей Суд так скоро, как только это
возможно, организует в своем составе отделения, указанные в пункте
(b) статьи 34. Апелляционное отделение состоит из Председателя и
еще четырех судей, Судебное отделение - не менее чем из шести
судей и Отделение предварительного производства - не менее чем из
шести судей. Назначение судей в состав отделений осуществляется с
учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение,
квалификации и опыта избранных судей, с тем чтобы в каждом
отделении существовало подходящее сочетание судей, являющихся
специалистами в области уголовного права и процесса и в области
международного права. Судебное отделение и Отделение
предварительного производства состоят преимущественно из судей,
обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным
делам. 2. a) Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении
палатами; b) i) Апелляционная палата состоит из всех судей
Апелляционного отделения; ii) функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями
Судебного отделения; iii) функции Палаты предварительного производства
осуществляются либо тремя судьями Отделения предварительного
производства, либо одним судьей этого Отделения в соответствии с
настоящим Статутом и Правилами процедуры и доказывания; c) ничто в настоящем пункте не исключает возможности
одновременного учреждения более чем одной Судебной палаты или
Палаты предварительного производства, когда этого требуют интересы
эффективного регулирования объема работы Суда. 3. a) Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение
предварительного производства, выполняют свои функции в этих
отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока - до
завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были
начаты в соответствующем отделении; b) судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют
свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих
полномочий. 4. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют
свои функции только в этом Отделении. Однако ничто в настоящей
статье не исключает временное назначение судей Судебного отделения
в Отделение предварительного производства либо наоборот, если
Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного
регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких
обстоятельствах судья, участвовавший в предварительном
производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях
по этому же делу в Судебной палате.
Статья 40
Независимость судей
1. Судьи независимы при выполнении своих функций. 2. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может
препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может
заставить усомниться в их независимости. 3. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на
постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать
себя никакому другому занятию профессионального характера. 4. Любой вопрос, касающийся применения пунктов 2 и 3,
решается абсолютным большинством голосов судей. Если какой-либо из
таких вопросов связан с тем или иным судьей, то этот судья не
будет участвовать в принятии решения.
Статья 41
Освобождение или отвод судей
1. Президиум может освободить судью, по его просьбе, от
выполнения им функций, предусмотренных настоящим Статутом, в
соответствии с Правилами процедуры и доказывания. 2. a) Судья не участвует в рассмотрении дела, в связи с
которым его или ее беспристрастность могла бы быть разумно
поставлена под сомнение на том или ином основании. Судья отводится
от рассмотрения дела в соответствии с настоящим пунктом, если,
среди прочего, этот судья ранее был причастен к данному делу в
Суде в каком бы то ни было качестве, либо к относящемуся к данному
делу уголовному делу на национальном уровне с участием лица,
находящегося под следствием или подвергающегося судебному
преследованию. Судья также отводится от рассмотрения дела по таким
другим основаниям, какие могут быть предусмотрены в Правилах
процедуры и доказывания. b) Прокурор или лицо, которое находится под следствием или в
отношении которого ведется судебное разбирательство, может
ходатайствовать об отводе судьи в соответствии с настоящим
пунктом. c) Любой вопрос в отношении отвода судьи решается абсолютным
большинством голосов судей. Отводимому судье предоставляется право
представить свои замечания по данному вопросу, однако в процессе
принятия решения он не участвует.
Статья 42
Канцелярия Прокурора
1. Канцелярия Прокурора действует независимо как отдельный
орган Суда. Она отвечает за получение передаваемых ситуаций и
любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под
юрисдикцию Суда, за их изучение и осуществление расследований и
уголовного преследования в Суде. Сотрудники Канцелярии не
запрашивают и не выполняют указаний из любого внешнего источника. 2. Канцелярия возглавляется Прокурором. Прокурор обладает
всеми полномочиями по руководству и управлению Канцелярией,
включая персонал, помещения и прочие имеющиеся у нее ресурсы.
Прокурору оказывают помощь один или несколько заместителей
Прокурора, которые правомочны совершать любые действия, которые
должен совершать Прокурор в соответствии с настоящим Статутом.
Прокурор и заместители Прокурора должны быть гражданами разных
государств. Они работают на основе полной занятости. 3. Прокурором и заместителями Прокурора являются лица,
обладающие высокими моральными качествами, высокой квалификацией и
имеющие обширный практический опыт в области преследования или
ведения разбирательств по уголовным делам. Они должны в
совершенстве знать хотя бы один из рабочих языков Суда и свободно
говорить на нем. 4. Прокурор избирается путем тайного голосования абсолютным
большинством голосов членов Ассамблеи государств-участников.
Заместители Прокурора избираются в таком же порядке из списка
кандидатур, представленного Прокурором. Прокурор выдвигает три
кандидатуры для назначения на каждую должность заместителя
Прокурора. Если во время их избрания не принимается решения,
предусматривающего более короткий срок полномочий, Прокурор и
заместители Прокурора избираются на срок в девять лет и не могут
быть переизбраны. 5. Ни Прокурор, ни заместители Прокурора не занимаются
никакой деятельностью, которая могла бы препятствовать
осуществлению их прокурорских функций или поставить под сомнение
их независимость. Они не занимаются никакими другими видами
профессиональной деятельности. 6. Президиум может освободить Прокурора или заместителя
Прокурора по его или ее просьбе от участия в том или ином
конкретном деле. 7. Ни Прокурор, ни заместители Прокурора не участвуют ни в
каком деле, применительно к которому их беспристрастность могла бы
быть разумно поставлена под сомнение на любом основании. В
соответствии с настоящим пунктом они отводятся от участия в деле,
если они, в частности, ранее участвовали в любом качестве в
рассмотрении в Суде этого дела или в рассмотрении связанного с ним
уголовного дела на национальном уровне, к которому причастно лицо,
находящееся под следствием или подвергающееся судебному
преследованию. 8. Любые вопросы, касающиеся отвода Прокурора или заместителя
Прокурора, решаются Апелляционной палатой: a) Лицо, которое находится под следствием или в отношении
которого ведется судебное разбирательство, может в любое время
обратиться с ходатайством об отводе Прокурора или заместителя
Прокурора по основаниям, изложенным в настоящей статье; b) Прокурор или заместитель Прокурора, соответственно,
правомочен представить свои замечания по этому поводу. 9. Прокурор назначает консультантов с опытом юридической
деятельности по специальным вопросам, включая вопросы, касающиеся
сексуального насилия, гендерного насилия и насилия в отношении
детей, но не ограничиваясь этими вопросами.
Статья 43
Секретариат
1. Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления
делами и обслуживания Суда без ущерба для функций и полномочий
Прокурора в соответствии со статьей 42. 2. Секретариат возглавляется Секретарем, который является
главным административным должностным лицом Суда. Секретарь
осуществляет свои функции под руководством Председателя Суда. 3. Секретарь и заместитель Секретаря обладают высокими
моральными качествами, высокой квалификацией и в совершенстве
знают хотя бы один из рабочих языков Суда и свободно говорят на
нем. 4. Судьи избирают Секретаря абсолютным большинством голосов
тайным голосованием, принимая во внимание любые рекомендации
Ассамблеи государств-участников. Если возникнет такая
необходимость и по рекомендации Секретаря, судьи избирают таким же
образом заместителя Секретаря. 5. Секретарь избирается на пятилетний срок полномочий, может
переизбираться один раз и работает на основе полной занятости.
Заместитель Секретаря занимает свою должность в течение
пятилетнего срока полномочий или такого более короткого срока,
который может быть определен абсолютным большинством голосов
судей, и он может быть избран на основе того, что заместитель
Секретаря может быть призван выполнять функции по мере
необходимости. 6. Секретарь учреждает в структуре Секретариата Группу по
оказанию помощи потерпевшим и свидетелям. Эта Группа обеспечивает,
в консультации с Канцелярией Прокурора, меры защиты и процедуры
безопасности, консультационную и другую соответствующую помощь
свидетелям, потерпевшим, которые являются в Суд, и другим лицам,
которым грозит опасность в результате показаний, данных такими
свидетелями. В состав Группы входят сотрудники, которые имеют опыт
работы по вопросам, относящимся к травмам, включая травмы,
связанные с преступлениями сексуального насилия.
Статья 44
Персонал
1. Прокурор и Секретарь назначают в их соответствующие органы
такой квалифицированный персонал, какой может потребоваться. В
случае Прокурора это включает назначение следователей. 2. При найме персонала Прокурор и Секретарь обеспечивают
высокий уровень работоспособности, компетентности и
добросовестности и принимают во внимание, mutatis mutandis,
критерии, изложенные в пункте 8 статьи 36. 3. Секретарь с согласия Президиума и Прокурора предлагает
Положения о персонале, которые включают условия, на которых
персонал Суда назначается, получает вознаграждение или
увольняется. Положения о персонале одобряются Ассамблеей
государств-участников. 4. Суд может при исключительных обстоятельствах использовать
услуги специалистов, откомандированных на безвозмездной основе
государствами-участниками, межправительственными организациями или
неправительственными организациями, для оказания помощи в работе
любого из его органов. Прокурор может принять любое такое
предложение от имени Канцелярии Прокурора. Такой персонал,
откомандированный на безвозмездной основе, принимается на работу в
соответствии с руководящими принципами, устанавливаемыми
Ассамблеей государств-участников.
Статья 45
Торжественное обязательство
До вступления в должность в соответствии с настоящим Статутом
судьи, Прокурор, заместители Прокурора, Секретарь и заместитель
Секретаря принимают на себя в открытом заседании Суда
торжественное обязательство выполнять свои соответствующие функции
беспристрастно и добросовестно.
Статья 46
Отрешение от должности
1. Судья, прокурор, заместитель прокурора, секретарь или
заместитель секретаря отрешается от занимаемой должности, если
решение об этом принимается в соответствии с пунктом 2 в случаях,
когда: a) установлено, что данное лицо совершило серьезный проступок
или серьезное нарушение своих обязанностей по настоящему Статуту,
как это предусмотрено в Правилах процедуры и доказывания; или b) данное лицо неспособно выполнять функции, возлагаемые на
него в силу настоящего Статута. 2. Решение об отрешении от должности судьи, Прокурора,
заместителя Прокурора согласно пункту 1 принимается Ассамблеей
государств-участников тайным голосованием: a) в отношении судьи - большинством в две трети голосов
государств-участников по рекомендации, принятой большинством в две
трети голосов остальных судей; b) в отношении Прокурора - абсолютным большинством
государств-участников; c) в отношении заместителя Прокурора - абсолютным
большинством голосов государств-участников по рекомендации
прокурора. 3. Решение об отрешении от должности Секретаря или
заместителя Секретаря принимается абсолютным большинством голосов
судей. 4. Судье, Прокурору, заместителю Прокурора, Секретарю или
заместителю Секретаря, поведение или способность которого
выполнять должностные функции, требуемые настоящим Статутом,
оспариваются на основании настоящей статьи, предоставляются все
возможности для того, чтобы предъявить или собрать доказательства
и сделать представления в соответствии с Правилами процедуры и
доказывания. Иного участия в обсуждении данного вопроса это лицо
не принимает.
Статья 47
Дисциплинарные меры
В отношении судьи, Прокурора, заместителя Прокурора,
Секретаря или заместителя Секретаря, совершившего проступок менее
серьезного характера, чем это предусмотрено в пункте 1 статьи 46,
применяются дисциплинарные меры в соответствии с Правилами
процедуры и доказывания.
Статья 48
Привилегии и иммунитеты
1. Суд пользуется на территории каждого государства-участника
такими привилегиями и иммунитетами, какие являются необходимыми
для достижения его целей. 2. Судьи, Прокурор, заместители Прокурора и Секретарь
пользуются, когда они участвуют в деятельности Суда или в
отношении такой деятельности, теми же привилегиями и иммунитетами,
которые предоставляются главам дипломатических представительств;
судебно-процессуальный иммунитет любого рода в отношении всего
сказанного, написанного ими и действий, совершенных ими в
официальном качестве, продолжает предоставляться им и после
истечения срока их полномочий. 3. Заместитель Секретаря, сотрудники Канцелярии Прокурора и
сотрудники Секретариата пользуются привилегиями, иммунитетами и
льготами, необходимыми для выполнения ими своих функций в
соответствии с соглашением о привилегиях и иммунитетах Суда. 4. Защитнику, экспертам, свидетелям и любому другому лицу,
присутствие которых требуется в месте пребывания Суда,
обеспечивается такой статус, какой является необходимым для
надлежащего функционирования Суда, в соответствии с соглашением о
привилегиях и иммунитетах Суда. 5. В привилегиях и иммунитетах может быть отказано: a) в отношении судьи или Прокурора - абсолютным большинством
судей; b) в отношении секретаря - Президиумом; c) в отношении заместителей Прокурора и сотрудников
Канцелярии Прокурора - Прокурором; и d) в отношении заместителя Секретаря и сотрудников
Секретариата - Секретарем.
Статья 49
Оклады, пособия и компенсация расходов
Судьи, Прокурор, заместители Прокурора, Секретарь и
заместитель Секретаря получают такие оклады, пособия и компенсацию
расходов, какие могут быть определены Ассамблеей
государств-участников. Размер этих окладов и пособий не может быть
уменьшен в период выполнения ими своих полномочий.
Статья 50
Официальные и рабочие языки
1. Официальными языками Суда являются английский, арабский,
испанский, китайский, русский и французский языки. Постановления
Суда, а также иные решения по основополагающим вопросам,
рассматриваемым Судом, публикуются на официальных языках. В
соответствии с критериями, установленными в Правилах процедуры и
доказывания, Президиум определяет, какие решения Суда могут, для
целей настоящего пункта, считаться решениями по основополагающим
вопросам. 2. Рабочими языками Суда являются английский и французский
языки. В Правилах процедуры и доказывания определяются случаи, в
которых другие официальные языки могут использоваться в качестве
рабочих языков. 3. По просьбе любой из сторон, участвующих в разбирательстве,
или какого-либо государства, которому разрешено участвовать в
разбирательстве, Суд разрешает использование такой стороной или
таким государством любого другого языка, помимо английского или
французского, при условии, что, по мнению Суда, такое разрешение
является достаточно обоснованным.
Статья 51
Правила процедуры и доказывания
1. Правила процедуры и доказывания вступают в силу после
принятия большинством в две трети голосов членов Ассамблеи
государств-участников. 2. Такие поправки к Правилам процедуры и доказывания могут
предлагаться: a) любым государством-участником; b) абсолютным большинством голосов судей; или c) Прокурором. Такие поправки вступают в силу после принятия большинством в
две трети голосов членов Ассамблеи государств-участников. 3. После принятия Правил процедуры и доказывания в случае
безотлагательной необходимости, когда Правила не предусматривают
какой-либо конкретной ситуации, с которой сталкивается Суд, судьи
могут большинством в две трети голосов принять временные правила,
которые будут применяться, пока Ассамблея государств-участников не
утвердит, исправит или отклонит их на своей следующей очередной
или специальной сессии. 4. Правила процедуры и доказывания, поправки к ним и любое
временное правило должны соответствовать настоящему Статуту.
Поправки к Правилам процедуры и доказывания, а также временные
правила не применяются ретроактивно в ущерб лицу, которое
находится под следствием и в отношении которого ведется судебное
разбирательство или которое признано виновным. 5. В случае коллизии между Статутом и Правилами процедуры и
доказывания Статут имеет преимущественную силу.
Статья 52
Регламент Суда
1. В соответствии с настоящим Статутом и Правилами процедуры
и доказывания судьи принимают абсолютным большинством голосов
Регламент Суда, необходимый для обеспечения его повседневного
функционирования. 2. При разработке Регламента и любых поправок к нему
проводятся консультации с Прокурором и Секретарем. 3. Регламент и любые поправки к нему вступают в силу по их
принятии, если судьи не примут иного решения. Непосредственно
после их принятия они рассылаются государствам-участникам для
представления замечаний. Они остаются в силе, если в течение шести
месяцев против них не будет выдвинуто возражений со стороны
большинства государств-участников.
ЧАСТЬ 5. РАССЛЕДОВАНИЕ И УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
Статья 53
Начало расследования
1. Прокурор, оценив представленную ему информацию, начинает
расследование, если только он не определяет, что нет разумных
оснований для принятия действий в соответствии с настоящим
Статутом. При принятии решения о начале расследования Прокурор
рассматривает следующие вопросы: а) дает ли информация, имеющаяся в распоряжении Прокурора,
разумные основания полагать, что было совершено или совершается
преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда; b) является ли это дело или будет ли оно являться допустимым
согласно статье 17; и с) с учетом тяжести преступления и интересов потерпевших,
имеются ли, тем не менее, веские основания полагать, что
проведение расследования не будет отвечать интересам правосудия. Если Прокурор определяет, что нет разумных оснований для
принятия действий, и его определение основано исключительно на
соображениях, приведенных в подпункте (с) выше, то он уведомляет
об этом Палату предварительного производства. 2. Если по проведении расследования Прокурор приходит к
выводу об отсутствии достаточных оснований для начала уголовного
преследования, поскольку: а) нет достаточных правовых или фактических оснований для
запрашивания ордера или приказа согласно статье 58; b) дело является недопустимым на основании статьи 17; или с) уголовное преследование не отвечает интересам правосудия с
учетом всех обстоятельств, включая степень тяжести преступления,
интересы потерпевших и возраст или немощь предполагаемого
преступника, а также его или ее роль в предполагаемом
преступлении; Прокурор уведомляет Палату предварительного производства и
государство, которое передает ситуацию в соответствии со статьей
14, или Совет Безопасности в случае, подпадающем под положение
пункта (b) статьи 13, о своем выводе и основаниях для такого
вывода. 3. а) По просьбе государства, которое осуществляет передачу
ситуации в соответствии со статьей 14, или Совета Безопасности
согласно пункту (b) статьи 13 Палата предварительного производства
может вновь рассмотреть решение Прокурора согласно пунктам 1 или 2
не предпринимать действий и может просить Прокурора пересмотреть
это решение. b) Кроме того, Палата предварительного производства может по
своей инициативе пересмотреть решение Прокурора не предпринимать
действий, если это решение основывалось исключительно на
положениях пунктов 1 (с) или 2 (с). В таком случае решение
Прокурора будет действовать только тогда, когда оно подтверждено
Палатой предварительного производства. 4. Прокурор может в любое время пересмотреть решение о начале
расследования или уголовного преследования на основании новых
фактов или информации.
Статья 54
Обязанности и полномочия Прокурора при расследовании
1. Прокурор: а) для установления истины проводит расследование с тем,
чтобы охватить все факты и доказательства, относящиеся к оценке
того, наступает ли уголовная ответственность в соответствии с
настоящим Статутом, и при этом в равной мере расследует
обстоятельства, свидетельствующие как о виновности, так и о
невиновности; b) принимает надлежащие меры для обеспечения эффективного
расследования и уголовного преследования за преступления,
подпадающие под юрисдикцию Суда, соблюдая при этом интересы и
личные обстоятельства потерпевших и свидетелей, в том числе
возраст, гендерный фактор, как это определено в пункте 3 статьи 7,
и состояние здоровья, а также учитывает характер преступлений, в
частности преступлений, связанных с сексуальным насилием,
гендерным насилием или насилием в отношении детей; и с) в полной мере соблюдает права лиц, вытекающие из
настоящего Статута. 2. Прокурор может проводить расследования на территории
какого-либо государства: а) в соответствии с положениями Части 9; или b) по разрешению, выданному Палатой предварительного
производства согласно пункту 3 (d) статьи 57. 3. Прокурор может: а) собирать и изучать доказательства; b) требовать явки и допрашивать лиц, находящихся под
следствием, потерпевших и свидетелей; с) заручаться содействием любого государства либо
межправительственной организации или механизма согласно их
соответствующим полномочиям и/или мандатам; d) заключать такие соглашения или договоренности, не
противоречащие настоящему Статуту, какие могут потребоваться для
облегчения сотрудничества со стороны какого-либо государства,
межправительственной организации или лица; e) давать согласие на нераскрытие на любом этапе производства
документов или информации, которые были получены Прокурором на
условиях сохранения конфиденциальности, и только для цели
получения новых доказательств, если только лицо, предоставившее
такие документы и информацию, не дает на это своего согласия; f) принимать необходимые меры или просить о принятии
необходимых мер для обеспечения конфиденциальности информации,
защиты любого лица или сохранности доказательств.
Статья 55
Права лиц в ходе расследования
1. В отношении расследования, проводимого в соответствии с
настоящим Статутом, лицо: а) не должно принуждаться свидетельствовать против самого
себя или признавать свою вину; b) не должно подвергаться принуждению, давлению или угрозам в
любой форме, пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или
унижающим достоинство видам обращения или наказания; с) если допрос проводится на языке, который это лицо не
понимает в полной мере и на котором оно не говорит, должно
бесплатно пользоваться помощью квалифицированного переводчика и
такими переводами, которые необходимы для соблюдения требований
справедливости; и d) не должно подвергаться произвольному аресту или
задержанию, а также не должно подвергаться лишению свободы, иначе
как на таких основаниях и в соответствии с такими процедурами,
которые установлены в Статуте. 2. В тех случаях, когда имеются основания полагать, что то
или иное лицо совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию
Суда, и такое лицо вскоре должно быть допрошено либо Прокурором,
либо национальными властями согласно просьбе, направленной в
соответствии с Частью 9 настоящего Статута, это лицо имеет также
следующие права, о которых оно информируется до начала допроса: а) быть уведомленным до начала допроса о том, что есть
основания полагать, что им совершено преступление, подпадающее под
юрисдикцию Суда; b) хранить молчание, причем такое молчание не должно
учитываться при определении виновности или невиновности; с) пользоваться правовой помощью по собственному выбору или,
если это лицо не пользуется правовой помощью, получать назначенную
ему правовую помощь в любом случае, когда этого требуют интересы
правосудия, и без какой-либо оплаты такой помощи этим лицом в
любом таком случае, если у этого лица не имеется достаточных
средств для оплаты такой помощи; и d) быть допрашиваемым в присутствии адвоката, если лицо по
собственной воле не отказалось от своего права на услуги адвоката.
Статья 56
Роль Палаты предварительного производства в отношении
уникальной возможности для расследования
1. а) Если Прокурор считает, что проведение расследования
представляет уникальную возможность для получения показаний или
заявления от свидетеля либо для изучения, сбора или проверки
доказательств, которые впоследствии могут оказаться недоступными
для целей использования в ходе судебного разбирательства, прокурор
информирует об этом Палату предварительного производства. b) В этом случае Палата предварительного производства, по
просьбе Прокурора, может принять такие меры, какие могут оказаться
необходимыми для обеспечения эффективности и последовательности
судебного преследования и, в частности, для обеспечения прав
защиты. с) Если Палата предварительного производства не принимает
решения об ином, Прокурор предоставляет соответствующую информацию
лицу, которое было арестовано или явилось на основании приказа о
явке в связи с проводимым расследованием, упомянутым в подпункте
(а), с тем чтобы это лицо могло быть выслушано. 2. Меры, указанные в пункте 1 (b), могут включать в себя: а) дачу рекомендаций или распоряжений относительно процедур,
которым надлежит следовать; b) дачу указаний о ведении протоколов производства по делу; с) назначение эксперта для оказания помощи; d) разрешение защитнику лица, которое было арестовано или
явилось на основании приказа о явке, принимать участие в
разбирательстве или, если арест не имел места или вызванное лицо
не явилось или защитник не определен, назначение другого защитника
для участия в разбирательстве и представительства интересов
защиты;



вгору