Директива Ради N 94/67/ЄС "Щодо спалювання небезпечних відходів"
Європейський Союз; Директива, Міжнародний документ від 16.12.199494/67/ЄС
Документ 994_943, поточна редакція — Прийняття від 16.12.1994

                   Директива Совета N 94/67/ЕС 
"О сжигании опасных отходов"
(Брюссель, 16 декабря 1994 года)

(неофициальный перевод)(*)
Совет Европейского Союза,
опираясь на Договор, учреждающий Европейское экономическое
сообщество ( 994_017 ), и, в частности, его статью 130 "s" (1),
основываясь на предложении Комиссии(*),
---------------- (*) ОЖ N C 130, 21.5.1992, с. 1.
принимая во внимание заключение Экономического и социального
комитета(*),
---------------- (*) ОЖ N C 332, 16.12.1992, р. 49.
действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в
статье 189 "c" Договора(*) ( 994_017 ),
---------------- (*) Заключение Европейского парламента от 10 марта 1993 г.
(ОЖ C 115, 26.4.1993, с. 90), Общая позиция Совета от
11 июля 1948 г. (ОЖ N C 232, 20.8.1994, p. 35) и Решение
Европейского парламента от 17 ноября 1994 г. (ОЖ C 341,
5.12.1994).
поскольку задачи и принципы политики Сообщества в области
окружающей среды, определенные в статье 130 "r" Договора
( 994_017 ) нацелены, в частности, на предупреждение загрязнения,
устранение загрязнения преимущественно путем устранения его
источника, а также применение принципа "загрязнитель платит";
поскольку Резолюция Совета от 7 мая 1990(*) по политике в
сфере отходов рекомендует Комиссии завершить пакет своих
предложений в сфере сжигания промышленных отходов, в качестве
неотложной задачи;
---------------- (*) ОЖ C 122, 18.5.1990, с. 2.
поскольку сжигание опасных отходов приводит к росту выброса
веществ, которые могут вызвать загрязнение и тем самым в
отсутствие соответствующего контроля причинить вред здоровью людей
и окружающей среде; поскольку в ряде случаев такое загрязнение
может иметь трансграничный характер;
поскольку превентивные действия являются необходимы таким
образом для защиты от опасных выбросов, выделяемых при сжигании
опасных отходов;
поскольку существующие различия в национальных положениях,
применяющихся к сжиганию опасных отходов, а в ряде случаев и
отсутствие подобных положений, оправдывают действия на уровне
Сообщества;
поскольку в соответствии со статьей 130 "t" Договора
( 994_017 ), принятие Сообществом таких положений не ограничивает
возможности для государств-членов по сохранению или введению более
строгих мер по защите окружающей среды, совместимых с Договором,
поскольку статья 4 Директивы Совета 75/442/ЕЭС от
15 июля 1975 г. об отходах(*) обязывает государства-члены
принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы отходы
устранялись без ущерба для здоровья людей и без ущерба для
окружающей среды; поскольку в этих целях статья 9 Директивы
определяет, что любой объект или предприятие, включенное в процесс
обращения отходов, должны обладать разрешением, выдаваемым
соответствующим компетентным органом, inter alia, для выполнения
мер предосторожности;
---------------- (*) ОЖ N L 194, 25.7.1975, с. 39.
поскольку статьи 3 и 4 Директивы Совета 84/360/ЕЭС от
28 июня 1984 г. о борьбе с загрязнением воздуха сжигающими
установками(*) предусматривают необходимость предварительной
выдачи разрешения на эксплуатацию промышленного объекта,
принадлежащего к определенным категориям, в том числе и для
объектов сжигания мусора;
---------------- (*) ОЖ N L 188, 16.7.1984, с. 20.
поскольку целями создания объектов по сжиганию и их
деятельности в соответствии с настоящей Директивой является
снижение рисков относящихся к загрязнению опасными отходами путем
процесса окисления, снижения количества и объема отходов и
производства осадков, которые могли бы быть переработаны или
безопасно устранены;
поскольку высокий уровень защиты окружающей среды требуют
введения и сохранения соответствующих условий деятельности и
допустимых пределов выбросов объектов сжигания опасных отходов в
Сообществе; поскольку специальные положения необходимы в случае
выбросов диоксинов и фуранов, которые важно снизить, используя
наиболее прогрессивные технологии;
поскольку высокие стандарты измерительной техники необходимы
в целях наблюдения за выбросами для обеспечения соответствия с
допустимыми пределами выбросов и концентрации загрязнителей;
поскольку необходим комплексный подход к защите окружающей
среды от загрязнения, происходящих в результате деятельности
объектов сжигания опасных отходов; поскольку в этой связи жидкие
отходы, происходящие в результате чистки выходящих газов могут
высвобождаться только после раздельного обращения в целях
ограничения перемещения отходов из одной экологической среды в
другую; поскольку должны быть введены в течение двух лет после
введения в действие настоящей Директивы специальные допустимые
пределы выбросов для загрязнителей в таких жидких отходах;
поскольку необходимо ввести положения на случай, когда
допустимые пределы выбросов будут превышены, а равно на случай
технически неизбежной остановки, поломки или ошибки очистительных
устройств;
поскольку совместное сжигание опасных отходов с другими
отходами на объектах, прямо не предусмотренных для сжигания
опасных отходов нельзя допускать по причине высокой концентрации
загрязнителей в выбросах в той части выходного газа, который
происходит в результате такого совместного сжигания, и, таким
образом, подлежит ограничениям специального характера;
поскольку для лучшей защиты здоровья людей и окружающей среды
необходима скорейшая адаптация существующих объектов сжигания к
допустимым пределам выбросов, предусмотренных настоящей
Директивой, а равно и во избежание роста перемещений опасных
отходов к таким объектам;
поскольку в целях помощи Комиссии в имплементации настоящей
Директивы и адаптации ее положений к научному и техническому
прогрессу необходимо учредить Комитет;
поскольку доклады об имплементации настоящей Директивы
являются важнейшим элементом информирования Комиссии и
государств-членов в последовательном проведении технологий
контроля выбросов;
поскольку предложения о пересмотре допустимых пределов
выбросов и соответствующие положения настоящей Директивы должны
быть направлены Совету до 31 декабря 2000 г. в свете воспринятого
развития состояния технологии, опыта деятельности объектов
сжигания и экологических требований,
принял настоящую Директиву:
Статья 1
1. Целью настоящей Директивы является обеспечение мер и
процедур по предупреждению или, если это неприменимо, снижению
возможных негативных последствий для окружающей среды в кратчайший
срок, в частности, загрязнения воздуха, почвы, поверхностных и
грунтовых вод, и приводящих к риску для здоровья людей,
происходящих от сжигания опасных отходов и, в этой связи, введения
или сохранения соответствующих условий деятельности и допустимых
пределов выбросов от объектов сжигания опасных отходов в
Сообществе.
2. Настоящая Директива применяется без ущерба для иного
законодательства Сообщества, в частности, регулирующего режим
обращения с отходами и меры по защите здоровья и обеспечения
безопасности работников на объектах сжигания.
Статья 2
Для целей настоящей Директивы:
1. "опасные отходы" означает любые твердые или жидкие отходы,
определенные в статье 1 (4) Директивы Совета 91/689/ЕЭС
( 994_896 ) от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах(*).
---------------- (*) ОЖ N L 377, 31.12.1991, с. 20.
Вместе с тем, следующие категории опасных отходов исключаются
из сферы действия настоящей Директивы:
- сжигаемые жидкие отходы, включая отработанные масла,
определенные в статье 1 Директивы Совета 75/439/ЕЭС от
16 июня 1975 г. об устранении отработанных масел(*), при
соответствии трем следующим критериям:
---------------- (*) ОЖ N L 194, 25.7.1975, с. 23. Директива последний раз
изменялась Директивой 91/692/ЕЭС.
i) масса содержания полихлорираванных ароматизированных
гидрокарбонов, например, полихлорированного бефенила (ПХБ) или
полихлорированного терфинила (ПХТ), в расчете по концентрации не
превышает тот, который установлен соответствующим
законодательством Сообщества,
ii) эти отходы не рассматриваются как опасные по своему
характеру и содержанию веществ, перечисленных в приложении II к
Директиве 91/689/ЕЭС ( 994_896 ) в количестве или в концентрации,
которая не соответствует требованиям статьи 4 Директивы
75/442/ЕЭС,
iii) их энергетическая ценность составляет не менее 30 МДж на
килограмм;
- любые сжигаемые жидкие отходы, которые не могут причинить,
в высвобождаемом напрямую газе при сгорании, иные выбросы, чем от
газойлей, как это определено в статье 1 (1) Директивы
75/716/ЕЭС(*) или более высокую концентрацию выбросов, чем
установлена для концентрации выбросов от газойлей;
---------------- (*) Директива Совета 75/716/ЕЭС от 24 ноября 1975 г. о
сближении законодательства государств-членов относительно
содержания серы в некоторых видах жидкого топлива (ОЖ N L 307,
27.11.1975, с. 22). Директива последний раз изменялась Директивой
91/692/ЕЭС.
- опасные отходы, происходящие от сжигания и эксплуатации
газовых и нефтяных ресурсов с плавучих установок и сжигаемых на
борту;
- бытовые отходы, регулируемые Директивой 89/369/ЕЭС(*)
( 994_895 ) и Директивой 89/429/ЕЭС(**);
---------------- (*) Директива Совета 89/369/ЕЭС ( 994_895 ) от 8 июня 1989 г.
о предупреждении загрязнения воздуха объектами сжигания бытового
мусора (ОЖ N L 163, 14.6.1989, с. 32).
(**) Директива Совета 89/429/ЕЭС от 21 июня 1989 г. о
снижении загрязнения воздуха от существующих объектов сжигания
бытового мусора (ОЖ N L 203, 15.7.1989, с. 50).
- сточные отходы после обращения бытовых отходов в воде,
которые не являются опасными по своему характеру и содержанию
веществ, перечисленных в приложении II к Директиве 91/689/ЕЭС
( 994_896 ) в количестве или в концентрации, определенных
государствами-членами до момента введения общего списка опасных
отходов в соответствии со статьей 1 (4) указанной Директивы, а
равно количестве или в концентрации, которые не соответствуют
требованиям статьи 4 Директивы 75/442/ЕЭС. Эти исключения
применяются без ущерба для положений Директивы 86/278/ЕЭС(*);
--------------- (*) Директива Совета 86/278/ЕЭС от 12 июня 1986 г. о защите
окружающей среды и, в частности, почв при использовании сточных
осадков в сельском хозяйстве (ОЖ N L 181, 4.7.1986, с. 6).
Директива последний раз изменялась Директивой 91/692/ЕЭС.
2. "объект сжигания бытовых отходов" означает любое
техническое оборудование, предназначенное для сжигания опасных
отходов путем окисления, при преобразовании или без преобразования
в тепло, генерируемое от сжигания, включая такую предварительную
обработку, как пиролиз или другой термальный процесс, например,
плазменный процесс, благодаря которым их продукты полностью будут
сожжены. Настоящее включает объекты, сжигающие такие отходы в
качестве или в дополнение к топливу, используемому в промышленных
целях.
Настоящее определение охватывает место и установку в целом,
оборудованную печью, ее отходы, горючее и систему
кондиционирования воздуха, а также устройства и системы проверки
деятельности по сжиганию, непрерывного фиксирования данных и
мониторинга условий сжигания.
Следующие объекты, не охватываются данным определением:
- объекты сжигания скелетов животных и их останков;
- объекты сжигания инфекционных химических отходов при том,
что такие отходы не являются опасными по своему характеру и
содержанию веществ, перечисленных в приложении II к Директиве
91/689/ЕЭС ( 994_896 ), или объекты сжигания бытового мусора,
которые также сжигают инфекционные химические отходы, которые
смешаны с другими отходами, которые являются опасными и подпадают
в одну из категорий, предусмотренных в приложении III к Директиве
91/689/ЕЭС;
3. "новый объект сжигания бытовых отходов" означает объект,
первоначальное разрешение на деятельность которого было выдано в
канун или после даты, определенной в статье 18 (1);
4. "существующий объект сжигания бытовых отходов" означает
объект, первоначальное разрешение на деятельность которого было
выдано до даты, определенной в статье 18 (1);
5. "допустимые пределы выбросов" означает концентрацию и/или
массу загрязняющих веществ, которая не должна превышаться в
выбросах при эксплуатации объектов в течение определенного срока;
6. "оператор" означает любое физическое или юридическое лицо,
которое управляет объектом сжигания, либо которое передает или
передало ключевые полномочия по управлению им.
Статья 3
1. Разрешение, упомянутое в статьях 9 и 10 Директивы
75/442/ЕЭС, в статье 11 упомянутой Директивы, как эти положения
корреспондируют статье 3 Директивы 91/689/ЕЭС ( 994_896 ), а также
в статье 3 Директивы 84/360/ЕЭС, предоставляется только если в
заявлении указывается, что объект сжигания сконструирован, оснащен
и предназначен для функционирования с учетом превентивных мер в
отношении загрязнения окружающей среды и при соблюдении требований
статьей 5-12 настоящей Директивы.
2. Разрешение, выдаваемое компетентными органами, должно
эксплицитно перечислять типы и количество тех опасных отходов,
которые могут быть помещены в объект сжигания, а равно общую
мощность объекта.
3. Если объект не предназначен напрямую для сжигания опасных
отходов, но обрабатывает их вместе с другими (совместное
сжигание), получаемое тепло от этого должно составлять не более
40% включительно от общего количества тепла, вырабатываемого
объектом в каждый момент деятельности, и как минимум положения
следующих статей следует применять:
- статьи 1-5,
- статья 6 (1) и (5),
- статья 7, включая положения относительно измерений,
предусмотренных статьями 10 и 11,
- статья 9,
- статьи 12, 13 и 14.
4. Разрешение на совместное сжигание, упомянутое в
параграфе 3, выдается, только если в заявлении на него
указывается:
- что горелки для опасных отходов расположены, а сами отходы
сжигаются таким образом, чтобы достичь уровень сжигания,
максимально приближенный к рассчитываемому уровню на основе
Приложения II при учете положений статьи 7.
Это разрешение эксплицитно перечисляет типы и количество тех
опасных отходов, которые могут быть совместно сожжены на объектах.
Кроме того, оно определяет минимальную и максимальную массу
содержания таких опасных отходов, их минимальную и максимальную
тепловую ценность и максимально допустимое содержание
загрязнителей в них, например, ПХБ, ПХТ, хлор, фтор, сера, тяжелые
металлы.
Результаты измерений, осуществляемых в течение шести месяцев
после начала деятельности, при наиболее неблагоприятных созданных
условиях, удостоверяют, что выполняются требования статьи 7. В
этот период компетентные органы могут предоставить исключения из
процентных соотношений, определенных в параграфе 3.
Статья 4
Заявление на выдачу разрешения и решения компетентных органов
по нему, а также результаты мониторинга, предусмотренного в
статье 11 настоящей Директивы, делаются доступными для
общественности в соответствии с Директивой Совета 90/313/ЕЭС от
7 июня 1990 г. о свободном доступе к информации, касающейся
окружающей среды(*).
---------------- (*) ОЖ N L 158, 23.6.1990, с. 56.
Статья 5
1. Оператор принимает все необходимые меры относительно
доставки и принятия отходов в целях предупреждения или, если это
неосуществимо, снижения к минимуму негативных последствий для
окружающей среды, в частности, в отношении загрязнения воздуха,
почвы, поверхностных и грунтовых вод, а также риска для здоровья
людей. Эти меры, охватывают как минимум требования,
предусмотренные в параграфах 2 и 3.
2. Перед направлением отходов на объект сжигания, оператор
делает доступным описание отходов, охватывающее:
- физический, и насколько это возможно, химический состав
отходов и всю информацию, необходимую для оценки стабильности
процесса сжигания,
- характеристики опасности отходов, вещества, которые не
могут быть смешаны, а также препараты, вводимые в отходы вручную.
3. Перед направлением отходов на объект сжигания, оператор
осуществляет следующие технические процедуры:
- определение массы отходов, - проверка документов, предусмотренных Директивой 91/689/ЕЭС
( 994_896 ) и, при необходимости, тех, что предусмотрены
Регламентом Совета (ЕЭС) N 259/93 от 1 февраля 1993 г. о надзоре и
контроле за перемещением отходов в рамках, в и из Европейского
сообщества(*), а также регламентами, регулирующими перемещение
опасных грузов,
---------------- (*) ОЖ N L 30, 6.2.1993, с. 1.
- взятие проб, если это возможно и желательно до разгрузки, в
целях проверки соответствия описания, предусмотренного в
параграфе 2 путем контроля, проводимого компетентными органами по
определению природы утилизируемых отходов. Эти пробы сохраняются
как минимум месяц после сжигания.
4. Компетентные органы могут предоставить исключения из
положений параграфов 2 и 3 для промышленных объектов и для
предприятий сжигающих только свои отходы на месте их производства,
при обеспечении того, что будет соблюдаться тот же уровень защиты.
Статья 6
1. Объекты по сжиганию опасных отходов стремятся достигнуть в
своей деятельности наиболее высокого уровня сжигания. Это может
требовать использования соответствующих технологий предварительной
обработки отходов.
2. Все объекты сжигания конструируются, оснащаются и
функционируют таким образом, что газ, происходящий вследствие
сгорания отходов появляется, после последнего введения в воздух
при сгорании, при контролируемой и однородной реакции и случае
наиболее неблагоприятных условий, при температуре не менее
850 град.С, которая достигает возле или на внутренних стенах
камеры сжигания, в течение минимум 2 секунд при существующем
уровне оксигена минимум в 6%; если сжигаются опасные отходы с
содержанием более, чем 1% галогенных органических соединений,
выраженных как хлорин, температура должна быть 1100 град.C
минимум.
Если печь сжигает жидкие опасные отходы исключительно или в
смеси с газообразными веществами и твердым порошком, получаемым
после термальной предварительной обработки опасных отходов путем
окисления, а также если газообразная часть отходов дает более 50%
от всего реализуемого тепла, содержание оксигена после последнего
вывода продуктов горения должно составлять не менее 3%.
3. Все объекты сжигания оснащаются вспомогательными
горелками, которые включаются автоматически, если температура
газов, выделяемых при сжигании, падает ниже соответствующего
минимума температуры, установленного в параграфе 2. Эти горелки
также используются при процессах включения и отключения в целях
обеспечения сохранения вышеупомянутого температурного минимума в
течение того времени, пока проводятся эти операции, а также во все
время, пока отходы находятся в камере сжигания.
В процессе нагрева и остывания или если температура сжигаемых
газов падает ниже соответствующего минимума температуры,
установленного в параграфе 2, горелки не должны работать от
топлива, которое может вызвать более высокий уровень выбросов, чем
происходит от газойлей, определенных в статье 1
Директивы 75/716/ЕЭС, сжиженного газа или природного газа.
Действующая система предупреждения распространения опасных
отходов должна быть обязательно подключена:
- при нагреве, до момента достижения минимальной температуры
сжигания,
- если требуемый минимум температуры сжигания не достигнут,
- если непрерывные измерения, предусмотренные
статьей 11 (1) "a" показывают, что превышение любого из допустимых
пределов выбросов ввиду неполадок или сбоев очистительной системы.
4. Требования, отличные от тех, что зафиксированы в
параграфе 2 и определены в разрешении в отношении некоторых
опасных отходов, могут быть введены компетентными органами. Такое
введение может иметь место при соблюдении, по крайней мере,
положений статьи 7 и в соответствии с уровнем выбросов диоксинов и
фуранов или ниже его, достигаемом в результате применения
положений параграфа 2 настоящей статьи.
Все условия деятельности, определяемые в соответствии с
настоящим параграфом, и результаты их проверки направляются
Комиссии вместе с информацией, предоставляемой в соответствии со
статьей 17.
5. В процессе деятельности объекта сжигания, следующие
допустимые пределы концентраций СО не должны превышаться в
выпускаемых газах:
a) 50 мг/куб.м выпускаемых газов, определяемый еженедельно;
b) 150 мг/куб.м выпускаемых газов после проведения 95% всех
измерений, определяемый в течение 10 минут, либо 100 мг/куб.м
выпускаемых газов, определяемый в течение получаса при 24-часовой
активности.
6. Все объекты сжигания должны быть сконструированы, оснащены
и приспособлены таким образом, чтобы предупредить выбросы в
воздушную среду, значительно увеличивающие уровень загрязнения
воздуха, в частности, газообразные отходы высвобождаются в
процессе контролируемой реакции посредством дымовой трубы.
Высота дымовой трубы рассчитывается таким образом, чтобы не
наносить вреда человеческому здоровью и окружающей среде.
Статья 7
1. Объекты сжигания должны быть сконструированы, оснащены и
приспособлены таким образом, чтобы, по крайней мере, не превышать
следующих допустимых пределов выбросов:
a) Еженедельные средние значения:
------------------------------------------------------------------ |1. Общий пепел |10 мг/куб.м| |----------------------------------------------------+-----------| |2. Газообразные и парообразные органические |10 мг/куб.м| |вещества, выраженные в соотношении с карбоном | | |----------------------------------------------------+-----------| |3. HCl |10 мг/куб.м| |----------------------------------------------------+-----------| |4. HF | 1 мг/куб.м| |----------------------------------------------------+-----------| |5. SO |50 мг/куб.м| | 2 | | ------------------------------------------------------------------
b) Средние значения за получасовой период:
------------------------------------------------------------------ | | A | B | |---------------------------------------+------------+-----------| |1. Общий пепел |30 мг/куб.м |10 мг/куб.м| |---------------------------------------+------------+-----------| |2. Газообразные и парообразные |20 мг/куб.м |10 мг/куб.м| |органические вещества, выраженные | | | |в соотношении с карбоном | | | |---------------------------------------+------------+-----------| |3. HCl |60 мг/куб.м |10 мг/куб.м| |---------------------------------------+------------+-----------| |4. HF | 4 мг/куб.м | 2 мг/куб.м| |---------------------------------------+------------+-----------| |5. SO |200 мг/куб.м|50 мг/куб.м| | 2 | | | ------------------------------------------------------------------
c) Все средние значения измерений за период от 30 минут до
8 часов
------------------------------------------------------------------ |1. Кадмий и его соединения, |В общем - 0,05 мг/куб.м | |выраженные как кадмий (Cd) |для новых объектов и | |2. Титан и его соединения, выраженные|0,1 мг/куб.м для | |как титан (Ti) |существующих объектов | |-------------------------------------+--------------------------| |3. Меркурий и его соединения, |0,05 мг/куб.м для новых | |выраженные как меркурий (Hg) |объектов и 0,1 мг/куб.м | | |для существующих объектов | |-------------------------------------+--------------------------| |4. Сурьма и его соединения, |В общем - 0,5 мг/куб.м | |выраженные как сурьма (Sb) |для новых объектов и | |5. Мышьяк и его соединения, |0,1 мг/куб.м для | |выраженные как мышьяк (As) |существующих объектов | |6. Свинец и его соединения, | | |выраженные как свинец (Pb) | | |7. Хром и его соединения, | | |выраженные как хром (Cr) | | |8. Кобальт и его соединения, | | |выраженные как кобальт (Co) | | |9. Медь и его соединения, | | |выраженные как медь (Cu) | | |10. Марганец и его соединения, | | |выраженные как марганец (Mn) | | |11. Никель и его соединения, | | |выраженные как никель (Ni) | | |12. Ванадий и его соединения, | | |выраженные как ванадий (V) | | |13. Олово и его соединения, | | |выраженные как олово (Sn) | | ------------------------------------------------------------------
Эти средние показатели также применяются к газообразным и
парообразным формам выбросов соответствующих тяжелых металлов, а
равно их соединений.
2. Выбросы диоксинов и фуранов снижаются путем использования
наиболее прогрессивной техники. Не позднее, чем с 1 января 1997 г.
все средние значения, измеряемые в течение периода от шести часов
до восьми часов не должны превышать допустимого предела в
0,1 мг/куб.м, если, по крайней мере, за шесть месяцев до этой
даты, доступные методы гармонизированных измерений не будут
учреждены на уровне Сообщества Комиссией, действующей в
соответствии с процедурой, установленной в статье 16. Этот
допустимый предел определяется, как сумма концентраций диоксинов и
фуранов, выявленных в соответствии с Приложением I.
До даты применения этого допустимого предела,
государства-члены используют этот предел в качестве ориентира.
3. Результаты проведенных измерений в целях проверки
соответствия допустимых пределов и ориентиров, предусмотренных в
статье 6, а также в настоящей статье стандартизируются на
условиях, предусмотренных в статье 11 (2).
4. Если опасные отходы совместно сжигаются в соответствии со
статьей 3 (3), положения статьи 6 (5) и параграфов 1, 2 и 3
настоящей статьи применяются только, в соответствии с критериями,
установленными в Приложении II, к той части объемов, которая
состоит из газов, выделяемых при сжигании опасных отходов.
Соответствующий допустимый предел и ориентир выбросов для
конкретных загрязнителей, выделяемых с выхлопным газом из объекта,
предусмотренного в статье 3 (3) определяется в соответствии с
Приложением II.
Статья 8
1. На любые отходы, сбрасываемые в воду из объектов сжигания,
должно иметься разрешение, выдаваемое компетентными органами.
2. Сбросы в акватическую среду жидких отходов в результате
очистки выпускаемых газов ограничиваются на столько, на сколько
это возможно.
На основании специальных правил, изложенных в разрешении,
жидкие отходы могут быть сброшены после раздельной обработки при
условии, что:
- требования соответствующих положений законодательства
Сообщества, национального или местного законодательства формально
соответствуют допустимым пределам выбросов, и
- масса тяжелых металлов, диоксинов и фуранов, содержащихся в
жидких отходах в соотношении с количеством переработанных опасных
отходов снижена таким образом, что масса, допускаемая к сбросу в
воду, была меньшей, чем допускается к выбросу в атмосферу.
3. Без ущерба для положений параграфа 2, Совет, действуя по
предложению Комиссии, устанавливает в течение двух лет после
вступления в силу настоящей Директивы уровень допустимых выбросов
для загрязнителей, содержащихся в сточных водах, сбрасываемых
после очистки выпускаемых газов.
4. Места расположения объектов сжигания, включая прилегающие
территории, используемые для хранения опасных отходов, планируются
и используются таким образом, чтобы обеспечивать защиту от
высвобождения любых загрязняющих веществ в почвы и грунтовые воды,
следуя положениям Директивы Совета 80/68/ЕЭС ( 994_904 ) от
17 декабря 1979 г. о защите грунтовых вод от загрязнения,
причиняемого некоторыми опасными веществами(*). Кроме того,
помещения, предназначенные для хранения должны предусматривать
водоотводы дождевой воды с крыш объекта сжигания или конденсата,
появляющегося в процессе деятельности. Помещения, предназначенные
для хранения должны соответствующим образом обеспечивать, чтобы
подобная вода могла бы быть протестирована и обработана перед
выбросом.
---------------- (*) ОЖ N L 20, 26.1.1980, с. 43. Директива последний раз
изменялась Директивой 91/692/ЕЭС.
Статья 9
1. Остатки деятельности объектов сжигания фиксируются и
устраняются в соответствии с Директивами 75/442/ЕЭС и 91/689/ЕЭС
( 994_896 ), что может потребовать предварительную обработку
остатков. Такие остатки должны храниться отдельно друг от друга в
ожидании оценки на предмет их переработки и устранения; в целях
последующего упрощения работы с ними используются соответствующие
технологии.
2. Транспортировка и временное хранение сухих остатков в
форме пепла, например, пепла после сжигания и сухих остатков после
обработки выхлопных газов, осуществляется в закрытых контейнерах.
3. Любое тепло, полученное в результате сжигания, должно
использоваться как можно быстрее.
4. Перед определением способов устранения остатков сжигания
осуществляются соответствующие тесты в целях установить физические
и химические характеристики и способность к загрязнению различных
остатков сжигания. Анализы касаются в частности растворимых
соединений и тяжелых металлов.
Статья 10
1. Требования измерения в целях наблюдения за параметрами в
соответствии со статьей 11, условия и масса концентраций
соответствующих загрязнителей, выделяемых в процессе сжигания,
устанавливаются в разрешении или среди условий, прилагаемых к
разрешению, выдаваемому компетентными органами, либо в
соответствующих общеобязательных правилах относительно требований
к такому роду измерений.
2. Разрешение выдается только, если в заявлении
демонстрируется соответствие измерительной техники требованиям
Приложения III. Значение установленного интервала (95%) по
допустимым пределам выбросов, данный в статье 6 (5) "a" и
статье 7 (1) "a", отступы 1-3 и 5, не превышает значений, данных в
Приложении III, пункт 4.
Соответствующая установка и функционирование оборудования для
автоматического измерения контролируется и тестируется ежегодно.
3. Взятие проб и измерительные процедуры, используемые при
осуществлении обязательных периодических измерений каждого из
загрязнителей воздуха, а также место взятия проб или точки замеров
определяются в разрешении, выдаваемом компетентными органами, либо
среди условий, прилагаемых к разрешению, либо в соответствующих
общеобязательных правилах относительно требований к такому роду
измерительных процедур и взятию проб.
Требования относительно периодических измерений
устанавливаются компетентными органами в соответствии с
Приложением III.
Статья 11
1. Следующие измерения осуществляются на объектах сжигания в
соответствии с Приложением III:
a) непрерывные измерения содержания веществ, упомянутых в
статье 6 (5) и статье 7 (1) "a" и "b";
b) непрерывные измерения следующих параметров операционных
процессов:
- температуры, указанной в статье 6 (2) и (4),
- концентрации оксигена, давления, температуры и содержания
водяного пара в выпускаемом газе;
c) как минимум два измерения в год содержания веществ,
упомянутых в статье 7 (1) "c" и (2); одно измерение каждые два
месяца, осуществляемое при этом в первые 12 месяцев
функционирования;
d) время нахождения, соответствующий температурный минимум и
содержание оксигена в выпускаемых газах, определенные в
статье 6 (2) и (4) проверяются как минимум один раз, если объект
сжигания потребовал ремонта и при сложившихся наиболее
неблагоприятных условиях деятельности.
Непрерывные измерения содержания HF могут не проводиться,
если стадии обращения HCl используются при обеспечении допустимых
пределов выбросов в соответствии со статьей 7 (1) "a" (3) и
(1) "b" (3) и не превышая их. В этом случае выбросы HF являются
предметом периодических проверок.
Непрерывные измерения содержания водяного пара не
обязательны, если пробы выпускаемого газа являются сухими до
анализа содержания эмиссии.
Измерения содержания загрязнителей, перечисленных в
статье 7 (1) не обязательны, если разрешение позволяет сжигание
только тех опасных отходов, которые не могут привести к превышению
уровня содержания загрязнителей выше, чем на 10% от допустимого
предела выбросов, установленного в статье 7 (1).
Комиссия, действуя в соответствии с процедурой, установленной
в статье 16, в кратчайший срок, который позволяет соответствующая
измерительная техника, доступная в Сообществе, назначает дату, с
которой непрерывные измерения веществ, упомянутых в
статье 7 (1) "c" и (2) осуществляется в соответствии с
Приложением III.
2. Результаты измерений, выполненных в соответствии с
параграфом 1, стандартизируются при следующих условиях:
- температура 273 К, давление 101,3 кПа, содержание оксигена
11%, выделяется сухой газ;
- температура 273 К, давление 101,3 кПа, содержание оксигена
3%, выделяется сухой газ, в случае сжигания отработанных масел в
соответствии с Директивой 75/439/ЕЭС.
Если опасные отходы сжигаются в оксигенонасыщенной атмосфере,
результаты измерений могут быть стандартизированы при содержании
оксигена, определенном компетентными органами в зависимости от
специфических обстоятельств конкретного случая. В случае,
подпадающим под действие статьи 3 (3), результаты измерений
стандартизируются при общем содержании оксигена, рассчитанном в
соответствии с Приложением II.
Если выбросы загрязнителей снижаются путем переработки
выпускаемых газов, стандартизация значений содержания оксигена,
предусмотренная в первом подпараграфе проводится только, если
измеряемое содержание оксигена за тот же период, что и
соответствующих загрязнителей, превышает соответствующий стандарт
по содержанию оксигена.
3. Допустимый предел выбросов является соответствующим, если:
- средняя еженедельная величина не превышает допустимый
предел выбросов, установленный в статье 6 (5) "a" и
статье 7 (1) "a", и любая средняя величина, взятая за получасовой
период в течение года, не превышает допустимый предел выбросов,
установленный в графе A статьи 7 (1) "b",
либо 97% от средней величины, взятой за получасовой период в
течение года, не превышает допустимый предел выбросов,
установленный в графе B статьи 7 (1) "b";
- все средние величины за пробный период, установленный в
статье 7 (1) "c" не превышают допустимый предел выбросов,
установленный в указанном подпараграфе;
- соответствует положениям статьи 6 (5) "b".
Средние величины, определенные в период в соответствии со
статьей 12 (2), не могут быть обжалованы в судебном порядке.
Средние величины, взятые за десятиминутный и получасовой
периоды, определяются в эффективное время деятельности (включая
периоды нагрева и остывания, после того как опасные отходы уже
были сожжены) от величин измерений полученных после измерений за
конкретный период, установленный в пункте 4 Приложения III.
Средняя еженедельная величина определяется от этих же
действительных средних значений.
Средние величины за пробный период и, в случае периодических
измерений содержания HF, средние величины содержания HF
определяются в соответствии с требованиями статьи 10 (3).
Статья 12
1. Если проводимые измерения показывают, что допустимый
предел, установленный настоящей Директивой, превышен, то
компетентные органы информируются об этом незамедлительно. Он
обеспечивает, чтобы соответствующий объект не продолжал
перерабатывать опасные отходы, пока не станет соответствовать
стандартам выбросов, и компетентные органы не разрешат
возобновления переработки таких отходов.
2. Компетентные органы устанавливают максимально разрешимый
период для любых технических сложностей, которые невозможно
избежать, в очистительных устройствах, в течение которых
концентрации загрязняющих воздух субстанций, для снижения выбросов
которых предназначены эти устройства, могут превышать допустимые
пределы выбросов. Ни при каких обстоятельствах объект, сжигающий
опасные отходы, не может продолжать деятельность более четырех
часов непрерывно; кроме того, общий период работы за год при
заданных условиях не может составлять более 60 часов.
В случае нарушений, оператор снижает объемы или прекращает
деятельность в зависимости от того, что практичнее до
восстановления нормального функционирования. На объектах,
регулируемых положениями статьи 3 (3) обработка опасных отходов
останавливается.
Содержание выбрасываемого пепла ни при каких обстоятельствах
не может превышать 150 мг/куб.м в течение получасового периода;
при этом, допустимые пределы выбросов, перечисленные в
статье 7 (1) "a" (2) и (1) "b" (2) не должны превышаться. Все
другие условия, предусмотренные в статье 6 должны также
соблюдаться.
Статья 13
1. Положения настоящей Директивы применяются к существующим
объектам сжигания в течение трех лет и шести месяцев после даты,
установленной в статье 18 (1).
2. Кроме того, оператор может уведомить компетентные органы в
течение шести месяцев после даты, определенной в статье 18, что
существующий объект не будет работать 20 000 часов в течение
максимум пяти лет, начиная с момента уведомления оператором до
окончательной остановки. В этом случае положения параграфа 1 не
применяются.
Статья 14
До 31 декабря 2000 г., и в особенности в свете ожидаемого
развития состояния технологии, опыта функционирования объектов, а
также экологических требований, Комиссия направляет Совету доклад,
базирующийся на опыте применения Директивы и касающийся прогресса,
достигнутого в технике контроля выбросов, который сопровождается
предложениями по пересмотру допустимых пределов выбросов,
установленных настоящей Директивой.
Любые допустимые пределы выбросов, установленные в результате
такого пересмотра, не применяются к существующим объектам сжигания
до 31 декабря 2006 г.
Статья 15
Комиссия, действуя в соответствии с процедурой,
предусмотренной в статье 16, принимает изменения, требуемые в
целях адаптации к научному и техническому прогрессу положений
статей 10-12 и Приложений I-III.
Статья 16
1. Комиссии содействует в ее работе комитет, состоящий из
представителей государств-членов и возглавляемый представителем
Комиссии.
2. Представитель Комиссии направляет комитету проект мер,
предлагаемых к принятию. Комитет направляет свое заключение по
проекту в течение срока, который председатель может установить в
зависимости от срочности дела. Заключение принимается
большинством, предусмотренным в статье 148 (2) Договора
( 994_017 ) для случаев, в которых решение принимается Советом по
предложению Комиссии.
Голоса представителей государств-членов распределяются в
порядке, установленном в данной статье. Председатель не голосует.
3. a) Комиссия принимает соответствующие меры, если они
соответствуют заключению комитета.
b) Если соответствующие меры не соответствуют заключению
комитета, либо заключение не было направлено, Комиссия
незамедлительно направляет Совету предложение относительно
предпринимаемых мер. Совет действует квалифицированным
большинством.
Если, по истечении трех месяцев с даты, установленной
Советом, Совет не предпримет никаких действий, предлагаемые меры
принимаются Комиссией, при условии, что Совет может отклонить
упомянутые меры простым большинством голосов.
Статья 17
Доклады относительно имплементации настоящей Директивы
составляются в соответствии с процедурой, установленной в статье 5
Директивы 91/692/ЕЭС. Первый доклад охватывает период первых
полных трех лет с момента вступления в силу настоящей Директивы.
Статья 18
1. Государства-члены введут в силу свои законы, регулирующие
и административные положения, необходимые для выполнения настоящей
Директивы до 31 декабря 1996 г. Они проинформируют Комиссию об
этом незамедлительно.
Если государства-члены принимают эти меры, они делают отсылку
к настоящей Директиве или сопровождают такой отсылкой в случае их
официальной публикации. Методы оформления такой отсылки
определяются государствами-членами.
2. Государства-члены направляют Комиссии тексты национального
законодательства, которые они примут в сфере, охватываемой
настоящей Директивой.
Статья 19
Настоящая Директива вступает в силу со дня ее публикации в
Официальном журнале Европейских сообществ.
Статья 20
Настоящая Директива адресована государствам-членам
Совершено в Брюсселе 16 декабря 1994 года.
За Совет
Председательствующий
А.МЕРКЕЛЬ

Приложение I

ФАКТОРЫ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ
ДЛЯ ДИОКСИНОВ И ДИБЕНЗОФУРАНОВ

Для определения суммированной величины, упомянутой в
статье 7 (2), массы концентраций следующих диоксинов и
дибензофуранов надлежит комбинировать следующие факторы
эквивалентности до суммирования (используя концепцию токсической
эквивалентности).
------------------------------------------------------------------ | | | Фактор токсичной | | | | эквивалентности | |-------------------------+-------------+------------------------| |2, 3, 7, 8 |TCDD | 1 | |1, 2, 3, 7, 8 |PeCDD | 0,5 | |1, 2, 3, 4, 7, 8 |HxCDD | 0,1 | |1, 2, 3, 7, 8, 9 |HxCDD | 0,1 | |1, 2, 3, 6, 7, 8 |HxCDD | 0,1 | |1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 |HpCDD | 0,01 | | |OCDD | 0,001| |2, 3, 7, 8 |TCDF | 0,1 | |2, 3, 4, 7, 8 |PeCDF | 0,5 | |1, 2, 3, 7, 8 |PeCDF | 0,05 | |1, 2, 3, 4, 7, 8 |HxCDF | 0,1 | |1, 2, 3, 7, 8, 9 |HxCDF | 0,1 | |1, 2, 3, 6, 7, 8 |HxCDF | 0,1 | |2, 3, 4, 6, 7, 8 |HxCDF | 0,1 | |1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 |HpCDF | 0,01 | |1, 2, 3, 4, 7, 8, 9 |HpCDF | 0,01 | | |OCDF | 0,001| ------------------------------------------------------------------

Приложение II

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ВЫБРОСОВ
И ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ ВЕЛИЧИН ДЛЯ СОВМЕСТНОГО
СЖИГАНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

Предельные и ориентировочные величины для каждого конкретного
загрязнителя и CO в выпускаемых газах в результате совместного
сжигания опасных отходов должны рассчитываться по следующей
формуле:
V · C + V · C
отх отх проц проц
--------------------------- = C V + V
отх проц
------------------------------------------------------------------ |V |Уровень выпускаемого газа в результате сжигания только | | отх |опасных отходов определенный исходя из количества отходов | | |с минимальной тепловой ценностью, указанной в разрешении | | |и стандартизированный на условиях, установленных в | | |статье 11 (2). | | |Если окончательное тепло, выпускаемое при сжигании опасных| | |отходов составляет менее 10% от общего тепла, выпускаемого| | |объектом, V должно быть рассчитано (теоретически) | | | отх | | |исходя из количества отходов, которые должны были бы быть | | |сожжены, эквивалентно 10% выпускаемого тепла, при | | |фиксированном общем количестве выпускаемого тепла. | |-----+----------------------------------------------------------| |C |Предельная величина выбросов, установленная для объектов | | отх |сжигающих только опасные отходы (по крайней мере, | | |предельные и ориентировочные величины для загрязнителей | | |и CO, установленные в статье 7 (1) и (2), а также | | |статье 6 (5)). | |-----+----------------------------------------------------------| |V |Уровень выпускаемого газа в результате деятельности | | проц|объекта включая сжигание разрешенного топлива обычно | | |используемого на объекте (исключая опасные отходы), | | |определяемый на основе содержания оксигена, по которому | | |выбросы должны быть стандартизированы в соответствии с | | |национальными актами и регламентами Сообщества. В | | |отступлении от регулирования такого рода объектов, должно | | |использоваться реальное содержание оксигена в выпускаемых | | |газах без дополнительного поддува в процессе сжигания. | | |Стандартизация на других условиях устанавливается в | | |статье 11 (2). | |-----+----------------------------------------------------------| |C |Предельные и ориентировочные величины для каждого | | проц|конкретного загрязнителя и CO в выпускаемых газах объектом| | |в соответствии с национальными законами, регулирующими и | | |административными положениями для таких объектов в течение| | |периода горения обычного разрешенного топлива (исключая | | |опасные отходы). В отступление от этих мер предельные | | |величины выбросов устанавливаются в используемом | | |разрешении. В отступление от условий разрешения | | |используется показатель реальной массы концентрации. | |-----+----------------------------------------------------------| |C |Общие предельные и ориентировочные величины для каждого | | |конкретного загрязнителя и CO заменяющие предельные и | | |ориентировочные величины, установленные в статье 6 (5) и | | |статье 7 (1) и (2). Общее содержание оксигена заменяет | | |стандартное содержание оксигена, упомянутое в статьях 6 и | | |7, рассчитывается на основе содержания вышеупомянутых | | |конкретных значений. | ------------------------------------------------------------------
Загрязнители и CO не являющиеся прямым результатом сжигания
опасных отходов или сжигаемого топлива (например, материалов,
необходимых для производства или продукции), а равно и CO напрямую
связанный с процессами сжигания или горения, если:
- высокая концентрация CO в выпускаемых газах требуется для
производственных процессов, и
- C (как определено выше) имеет место из диоксинов и
отх
фуранов, не принимаются во внимание.
В любом случае, если данные разрешенные опасные отходы могут
быть сожжены совместно, общие предельные величины (C) должны быть
рассчитаны таким образом, чтобы минимизировать выбросы в
окружающую среду.

Приложение III

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

1. Измерения в целях определения концентрации загрязнителей
воздуха осуществляются показательно.
2. Взятие проб и анализ всех загрязнителей включая диоксины и
фураны, а равно применение метолов измерения в автоматизированных
системах измерений осуществляется на основе CEN-стандартов,
выработанных в соответствии с ориентирами Комиссии. В течение
периода разработки CEN-стандартов, применяются национальные
стандарты.
3. Процедура наблюдения диоксинов и фуранов может быть
разрешена только, если крайний предел для взятия проб и анализа
конкретных диоксинов и фуранов достаточно низок, что позволит
определить полученные результаты в терминах токсической
эквивалентности.
4. Величина в 95% определенного конкретного интервала от
допустимого предела выбросов не должна превышаться в следующем
процентном соотношении с пределами выбросов:
------------------------------------------------------------------ |CO (статья 6 (5) "a") |10% | |------------------------------------------------------+---------| |Диоксид серы (статья 7 (1) "a" (5)) |20% | |------------------------------------------------------+---------| |Общий объем пепла (статья 7 (1) "a" (1)) |30% | |------------------------------------------------------+---------| |Общее число органического карбона (статья 7 (1) "a" |30% | |(5)) | | |------------------------------------------------------+---------| |HCl |40% | ------------------------------------------------------------------
--------------- (*) Перевод к.ю.н., доцента Калиниченко П.А.



вгору