Документ 994_046, поточна редакція — Прийняття від 09.09.1991


Рекомендация N R(91)11
Комитета министров государствам-членам
относительно эксплуатации секса в целях наживы,
порнографии, проституции, торговли детьми
и несовершеннолетними
(9 сентября 1991 года)

(неофициальный перевод)
Комитет министров в соответствии со статьей 15, пункт "b",
Устава Совета Европы ( 994_001 ), учитывая, что благосостояние и интересы детей и
несовершеннолетних являются основными вопросами для любого
общества; учитывая, что сексуальная эксплуатация детей и подростков в
целях наживы в виде порнографии, проституции и торговли людьми
приняла новые и угрожающие размеры на национальном и международном
уровне; учитывая, что сексуальный опыт, связанный с этим социальным
явлением часто с ранним сексуальным злоупотреблением в семье или
вне ее, может быть вреден для психосоциального развития ребенка и
несовершеннолетнего; учитывая, что в интересах государств-членов Совета Европы
привести в соответствие свое национальное законодательство по
сексуальной эксплуатации детей и несовершеннолетних, чтобы
улучшить координацию и эффективность действий, предпринятых на
национальном и международном уровне, для решения данной проблемы; ссылаясь на Рекомендацию 1065 (1987) Парламентской ассамблеи
Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской
эксплуатации; помня о Резолюции N 3 по сексуальной эксплуатации,
порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними
16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.); ссылаясь на Рекомендацию N R (85) 4 ( 994_264 ) о насилии в
семье, Рекомендацию N R (85) 11 о положении пострадавшего в рамках
уголовного права и процесса, Рекомендацию N R (87) 20 ( 994_266 )
о социальных реакциях на преступность несовершеннолетних и
Рекомендацию N R (89) 7 ( 994_723 ), касающуюся принципов
распространения видеопродукции насильственного, жестокого или
порнографического содержания; имея в виду Конвенцию о защите прав человека и основных
свобод (1950) ( 995_004 ) и Европейскую социальную хартию (1961)
( 994_300 ); также имея в виду Конвенцию ООН по правам ребенка (1989)
( 995_021 ),
I. Рекомендует правительствам государств-членов пересмотреть
свое законодательство и практику с целью принятия по необходимости
и выполнения следующих мер:
A. Общие меры: a) Осведомленность общества, обучение и информация. 1. Сделать соответствующую документацию по сексуальной
эксплуатации детей и несовершеннолетних доступной для родителей,
лиц, опекающих малолетних, и других соответствующих групп и
ассоциаций. 2. Включить в программы начального и среднего школьного
обучения информацию об опасности сексуальной эксплуатации и
злоупотреблениях, которым могут быть подвержены дети и
несовершеннолетние, и о том, как они могут защититься сами. 3. Содействовать осуществлению программ, нацеленных на
дальнейшее обучение и подготовку тех, кто обязан помогать детям и
несовершеннолетним и защищать их в областях образования,
здравоохранения, социального обеспечения, юстиции и полиции, чтобы
позволить им выявлять случаи сексуальной эксплуатации и принять
необходимые меры. 4. Ознакомить общество с разрушительными последствиями
сексуальной эксплуатации, которая трансформирует детей и
несовершеннолетних в потребительские объекты, и побуждать
общественность к принятию участия в деятельности ассоциаций и
организаций, занимающихся этой проблемой. 5. Побуждать средства массовой информации участвовать в общем
просвещении по этой теме и принимать соответствующие правила
поведения. 6. Пресекать и предупреждать любое злоупотребление
изображением и голосом ребенка в эротических целях. b) Сбор и обмен информацией. 7. Побуждать общественные и частные организации и органы,
занимающиеся детьми и несовершеннолетними, которые стали жертвами
любого вида сексуальной эксплуатации, хранить соответствующую
статистическую информацию для научных целей и уголовной политики,
уважая при этом анонимность и конфиденциальность. 8. Поощрять сотрудничество между полицией и всеми
общественными и частыми организациями, занимающимися делами по
сексуальным злоупотреблениям в семье или вне ее и различным формам
сексуальной эксплуатации. c) Профилактика, определение, помощь. 9. Призывать полицейские службы оказывать особое внимание
профилактике, выявлению и расследованию преступлений, включающих
сексуальную эксплуатацию детей и несовершеннолетних, и
предоставлять им достаточные средства с этой целью. 10. Содействовать созданию и работе специализированных
общественных и частных служб для защиты детей и
несовершеннолетних, подвергающихся риску, чтобы предупредить и
выявить все формы сексуальной эксплуатации. 11. Поддерживать общественные и частные инициативы на местном
уровне, чтобы создать центры помощи для оказания медицинской,
психологической, социальной или правовой помощи детям и
несовершеннолетним, которые подвергаются опасности сексуальной
эксплуатации или были ее жертвами. d) Уголовное право и уголовный процесс. 12. Добиваться, чтобы оберегались права и интересы детей и
несовершеннолетних в ходе процесса, уважая при этом права
обвиняемых. 13. Обеспечивать конфиденциальность записей в ходе судебного
и административного производства и уважение прав
неприкосновенности частной жизни детей и несовершеннолетних,
которые подвергались сексуальной эксплуатации, избегая, в
частности, раскрытия любой информации, которая может привести к их
идентификации. 14. Обеспечивать особые условия при слушаниях с детьми,
которые были пострадавшими или свидетелями сексуальной
эксплуатации, чтобы снизить травматические воздействия таких
слушаний и повысить достоверность их заявлений, уважая при этом их
достоинство. 15. Обеспечивать по соответствующей схеме компенсацию детям и
несовершеннолетним, которые были пострадавшими от сексуальной
эксплуатации. 16. Обеспечить возможность изъятия и конфискации доходов от
преступлений, имеющих отношение к сексуальной эксплуатации детей и
несовершеннолетних.
B. Меры, касающиеся детской порнографии 1. Предусмотреть соответствующие санкции, учитывая тяжесть
преступления, совершенного теми лицами, которые участвуют в
производстве и сбыте любых порнографических материалов, в которых
фигурируют дети. 2. Изучать целесообразность введения уголовных санкций просто
за обладание детскими порнографическими материалами. 3. Обеспечить, в частности, через международное
сотрудничество выявление фирм, обществ или лиц, часто связанных с
двумя или более странами, использующих детей для производства
порнографического материала. 4. Предусмотреть информирование общественности, чтобы
повысить ее осведомленность о претворении уголовной политики,
числе обвинений и осуждений по делам, связанным с детской
порнографией, обеспечивая при этом анонимность детей и обвиняемых.
C. Меры, касающиеся детской и подростковой проституции 1. Увеличить материальные и людские ресурсы полицейских
служб, улучшить их методы работы, так что места, где может
наблюдаться детская проституция, будут регулярно инспектироваться. 2. Поощрять и поддерживать организацию мобильных единиц по
социальному обеспечению для надзора и установления контакта с
детьми, в частности детьми с улицы, чтобы помочь им вернуться в
свои семьи, и, по возможности и необходимости, направлять их в
соответствующие органы для лечения, обучения или подготовки. 3. Принять более энергичные усилия с целью выявления и
наказания тех, кто поощряет или способствует проституции детей или
несовершеннолетних или кто извлекает выгоду из нее, с одной
стороны, и от клиентов детской проституции, с другой Стороны. 4. Создать или развить особые подразделения в полиции и, при
необходимости, усовершенствовать их методы работы, чтобы бороться
с поставками детей и несовершеннолетних. 5. Отговаривать туристические агентства от развития
секс-туризма в любой форме, особенно посредством гласности,
организуя консультации между ними и общественными службами. 6. Дать приоритет программам профессиональной подготовки и
реинтеграции, касающимся детей и несовершеннолетних, которые
обычно или от случая к случаю сами занимаются проституцией.
D. Меры, касающиеся торговли детьми и несовершеннолетними 1. Контролировать деятельность артистических, брачных
агентств и контор по усыновлению, чтобы следить за перемещением в
странах и между ними детей и несовершеннолетних, предупреждать
возможность того, что их вовлекут в проституцию и другие формы
сексуальной эксплуатации. 2. Иммиграционным властям и пограничной полиции усилить
надзор, чтобы быть уверенными в том, что поездки детей за границу,
особенно без сопровождения их родителей или опекуна, не связаны с
торговлей людьми. 3. Создать средства и поддерживать уже существующие для
защиты и помощи жертвам торговли детьми и несовершеннолетними.
II. Международные аспекты Рекомендует правительствам государств-членов: 1. Изучить целесообразность подписания и ратификации, если
они еще не сделали этого: - Конвенции ООН о пресечении торговли людьми и эксплуатации
или проституции других (1950) ( 995_162 ) - Гаагскую конвенцию о юрисдикции, применяемой правовой норме
и признании декретов, касающихся усыновления (1965) - Европейскую конвенцию по усыновлению детей (1967) - Конвенцию N 138 МОТ, касающуюся минимального возраста для
приема на работу (1973) ( 993_054 ) - Конвенцию ООН о правах ребенка (1989) ( 995_021 ). 2. Ввести правила по экстерриториальной юрисдикции, чтобы
разрешить преследование и наказание лиц, которые совершили
преступления, связанные с половой эксплуатацией детей и
несовершеннолетних за пределами национальной территории, или, если
приемлемо, пересмотреть существующие правила с этой целью и
улучшить международное сотрудничество в этой связи. 3. Усилить и улучшить обмен информацией между странами через
Интерпол для выявления и преследования правонарушителей, связанных
с сексуальной эксплуатацией, и, в частности, с торговлей детьми и
несовершеннолетними, и тех, кто организует это. 4. Установить связи с международными объединениями и
организациями, работающими для благосостояния детей и
несовершеннолетних, чтобы извлекать пользу из данных, доступных
для них, и обеспечивать, если необходимо, их сотрудничество в
борьбе с сексуальной эксплуатацией. 5. Сделать шаги для создания европейского регистра пропавших
детей.
III. Приоритеты исследований Рекомендует правительствам государств-членов проводить
исследования на национальном и международном уровне в следующих
областях: 1. Характер и размах различных форм сексуальной эксплуатации
детей и несовершеннолетних, особенно с учетом культуры. 2. Природа педофилии и факторы, способствующие ей. 3. Связь между усыновлением и сексуальной эксплуатацией. 4. Связь между сексуальным злоупотреблением в семье и
проституцией. 5. Характеристики, роль и нужды клиентов детской проституции
и порнографии. 6. Оценочные исследования профобучения и программ
реинтеграции молодежи, вовлеченной в проституцию. 7. Структура, международные сети, взаимосвязи и доходы
секс-индустрии. 8. Связи между секс-индустрией и оргпреступностью. 9. Возможности и пределы системы уголовного правосудия как
средства предупреждения и подавления различных форм сексуальной
эксплуатации детей и несовершеннолетних. 10. Эпидемиология, причины и последствия от болезней,
передаваемых половым путем, у детей и несовершеннолетних, анализ
их связей с сексуальными злоупотреблениями и эксплуатацией.
Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и
борьбы с преступностью.- М.: СПАРК, 1998. С. 192 - 196.



вгору