Об Инструкции о порядке проведения проверок, ревизий Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым
Органы власти АРК, Счетная палата ВР АРК; Постановление, Инструкция от 28.09.20008_31/2000
Документ rb8_31116-00, утратил силу, текущая редакция — Утрата силы от 28.11.2000, основание - rb3_53116-00

                     КОЛЛЕГИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ 
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
( Постановление утратило силу на основании Постановления Коллегии
Счетной палаты Верховной Рады АРК
N 13-53/2000 ( rb3_53116-00 ) от 28.11.2000 )
Об Инструкции о порядке проведения
проверок, ревизий Счетной палатой
Верховной Рады Автономной
Республики Крым
N 8_31/2000 от 28.09.2000 Зарегистрирован ГУ юстиции
МЮ Украины в Автономной
Республике Крым
17.10.2000 за N 50/277

Коллегия Счетной палаты, рассмотрев Инструкцию о порядке
проведения проверок, ревизий Счетной палатой Верховной Рады
Автономной Республики Крым, п о с т а н о в л я е т:
1. Инструкцию о порядке проведения проверок, ревизий Счетной
палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым утвердить
(прилагается).
2. Главным контролерам - заведующим контрольно-ревизионным и
контрольно-аналитическим отделами неукоснительно соблюдать
требования указанной инструкции при осуществлении проверок и
ревизий.
3. Главному контролеру - заведующему отделом
организационно-правового обеспечения Счетной палаты Голубевой Н.А.
обеспечить регистрацию Инструкции о порядке проведения проверок,
ревизий Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым
в Главном Управлении юстиции Министерства юстиции Украины в
Автономной Республике Крым в соответствии с Указом Президента
Украины от 3 октября 1992 года N 493/92 ( 493/92 )
"О государственной регистрации нормативно-правовых актов
министерств и других органов исполнительной власти".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя председателя Счетной палаты Верховной Рады
Автономной Республики Крым Пиронко А.В.

Председатель Счетной палаты Н.ГОРБАТОВ
Секретарь-руководитель аппарата
Счетной палаты В.ШИГАЕВ
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Коллегии Счетной палаты
от 28.09.2000 г. N 8-31/2000 г.
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения проверок, ревизий
Счетной палатой Верховной Рады
Автономной Республики Крым
1. Общие положения.
1.1. Инструкция о порядке проведения Счетной палатой
Верховной Рады Автономной Республики Крым проверок, ревизий
разработана в соответствии с Конституцией Автономной Республики
Крым ( rb239k002-98 ), другими актами действующего
законодательства Украины и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым, определяет задачи и порядок проведения Счетной
палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым проверок,
ревизий.
1.2. Действие настоящей Инструкции распространяется на
отношения, возникающие в связи с выполнением Счетной палатой
Верховной Рады Автономной Республики Крым задач и функций,
предусмотренных Конституцией Автономной Республики Крым
( rb239k002-98 ), Положением о Счетной палате Верховной Рады
Автономной Республики Крым ( rb0393002-99 ), другими актами
действующего законодательства Украины и нормативно-правовыми
актами Автономной Республики Крым.
1.3. Система контроля Счетной палаты - это комплекс
предусмотренных Положением о Счетной палате Верховной Рады
Автономной Республики Крым ( rb0393002-99 )
экспертно-аналитических, информационных, проверочных, ревизионных
и других видов и методов деятельности, обеспечивающих выполнение
Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым
возложенных на нее задач. К таким видам и методам контрольной
деятельности относится проверка, ревизия, анализ, экспертиза,
обследование.
1.4. Термины, которые употребляются в настоящей Инструкции.
Проверка - это обследование и изучение отдельных участков
административно-распорядительной и финансовой деятельности объекта
проверки и его должностных лиц по изданию ими нормативных,
административных, распорядительных, других актов и ведомственных
документов, а так же осуществляемых на основании их
распорядительных, финансовых операций по направлению, получению и
использованию средств бюджета Автономной Республики Крым,
республиканских целевых, внебюджетных фондов в соответствии с
Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), актами действующего
законодательства Украины, законом Украины о Государственном
бюджете Украины на соответствующий год, Конституцией Автономной
Республики Крым ( rb239k002-98 ), нормативно-правовыми актами
Автономной Республики Крым с точки зрения правильности
документального оформления финансовых операций и отображения их в
бухгалтерском учете. В ходе проверки исследуется также вопрос
эффективного и целесообразного расходования бюджетных средств и
средств внебюджетных фондов. Проверка является способом
документального изобличения незаконного и не целевого
использования средств и материальных ценностей, их недостачи,
растрат, разворовывания и присвоения, предупреждения финансовых
злоупотреблений, других нарушений действующего законодательства.
Результаты проверки оформляются справкой, а в случае выявления
фактов не целевого использования средств и материальных ценностей,
недостачи, растрат, разворовывания, присвоения и других
злоупотреблений - актом.
Ревизия - это метод документального контроля финансовой
деятельности объекта проверки и его должностных лиц,
предусматривающий комплексное, системное, полное и объективное
изучение первичных документов по получению и использованию по
целевому назначению средств бюджета Автономной Республики Крым,
республиканских целевых, внебюджетных фондов, соответствия этих
документов актам действующего законодательства Украины и
нормативно-правовым актам Автономной Республики Крым и отображение
их в бухгалтерском учете, способ документального изобличения
недостачи, растрат, разворовывания, присвоения средств и
материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений.
Результаты ревизии оформляются актом.
1.5. Главной задачей Счетной палаты Верховной Рады Автономной
Республики Крым при проведении проверок и ревизий является
осуществление контроля за административным, распорядительным,
кассовым и фактическим выполнением бюджета Автономной Республики
Крым. В первом случае проверяется законность (правомерность) и
целесообразность принятия, подписания и издания нормативных,
административных, распорядительных, других документов органами
исполнительной власти и управления, главными и другими
распорядителями средств бюджета Автономной Республики Крым,
республиканских целевых, внебюджетных фондов. В другом случае
проверяется правильность документального отображения всех
финансовых операций с бюджетными средствами и средствами
внебюджетных фондов, эффективного распоряжения ими, использования
по целевому назначению в соответствии с актами действующего
законодательства - в Управлении делами Верховной Рады Автономной
Республики Крым, Секретариате Верховной Рады Автономной Республики
Крым, аппарате Совета министров Автономной Республики Крым,
Министерстве финансов Автономной Республики Крым, министерствах,
республиканских комитетах, иных органах исполнительной власти
Автономной Республики, Верховном Суде Автономной Республики Крым,
Арбитражном суде Автономной Республики Крым, Центральной
избирательной комиссии Автономной Республики Крым, других
судебных, правоохранительных, контрольных органах, органах,
республиканских целевых, внебюджетных фондах, местных
государственных администрациях и органах местного самоуправления,
предприятиях, учреждениях и организациях, банках, кредитных
учреждениях, хозяйственных обществах, страховых компаниях, других
финансовых учреждениях и их союзах, ассоциациях и других
объединениях независимо от форм собственности, объединениях
граждан и других негосударственных некоммерческих общественных
организациях, других субъектах предпринимательской деятельности,
получающих средства из бюджета Автономной Республики Крым.
2. Предмет, объекты и субъекты проверок, ревизий.
2.1. Предметом проверок, ревизий являются
нормативно-правовые, административные, распорядительные, другие
ведомственные акты и документы (постановления, решения,
распоряжения, приказы, положения, порядки, стандарты, инструкции,
указания, инструктивные письма и тому подобное), порядок их
разработки, принятия, подписания и издания Управлением делами
Верховной Рады Автономной Республики Крым, аппаратом Совета
министров Автономной Республики Крым, Министерством финансов
Автономной Республики Крым, министерствами, республиканскими
комитетами, иными органами исполнительной власти Автономной
Республики Крым, республиканскими целевыми, внебюджетными фондами,
местными государственными администрациями и органами местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями,
банками, кредитно-финансовыми учреждениями, хозяйственными
обществами, страховыми компаниями, другими финансовыми
учреждениями и их союзами, ассоциациями и другими объединениями
независимо от форм собственности, объединениями граждан,
негосударственными некоммерческими организациями, другими
распорядителями средств и их должностными лицами по вопросам
выполнения бюджета Автономной Республики Крым с точки зрения
соответствия их Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), актам
действующего законодательства Украины, требованиям положений
закона Украины о Государственном бюджете Украины на
соответствующий год, Конституции Автономной Республики Крым
( rb239k002-98 ), нормативно-правовым актам Автономной Республики
Крым, а также целесообразности и эффективности использования
бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
средства бюджета Автономной Республики Крым, их движение и
использование по целевому назначению, целесообразность и
эффективность их расходования в соответствии с актами действующего
законодательства и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым, правильность отображения финансовых операций в
бухгалтерском учете;
средства республиканских целевых, внебюджетных фондов,
средства, направленные на осуществление республиканских программ,
кредиты и займы, которые получает Автономная Республика Крым от
других государств, банков и международных финансовых организаций;
валютные и финансово-кредитные ресурсы бюджета Автономной
Республики Крым, которые предоставляются на оборотной основе,
целесообразность и эффективность расходования средств бюджета
Автономной Республики Крым в соответствии с актами действующего
законодательства и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым, правильность отображения финансовых операций в
бухгалтерском учете, кредиты, предоставленные из бюджета
Автономной Республики Крым, а также ссуды, выделенные
предприятиям, учреждениям и организациям, законность и
целесообразность их предоставления;
средства органов исполнительной власти и республиканских
учреждений, действующих за границей и финансируемых за счет
бюджета Автономной Республики Крым, их движение, использование по
целевому назначению, целесообразность и эффективность расходования
в соответствии с актами действующего законодательства и
нормативно-правовыми актами Автономной Республики Крым и
правильность отображения финансовых операций в бухгалтерском
учете;
другие средства и материальные ресурсы бюджета Автономной
Республики Крым, их движение, использование по целевому
назначению, целесообразность и эффективность расходования в
соответствии с актами действующего законодательства и
нормативно-правовыми актами Автономной Республики Крым,
правильность отображения финансовых операций в бухгалтерском
учете.
2.2. Объектами проверок, ревизий являются:
Управление делами Верховной Рады Автономной Республики Крым;
аппарат Совета министров Автономной Республики Крым;
Министерство финансов Автономной Республики Крым;
министерства и республиканские комитеты Автономной Республики
Крым;
иные органы исполнительной власти Автономной Республики Крым;
Верховный Суд Автономной Республики Крым в части
использования средств бюджета Автономной Республики Крым;
Арбитражный суд Автономной Республики Крым, прокуратура
Автономной Республики Крым в части использования средств бюджета
Автономной Республики Крым;
Избирательная комиссия Автономной Республики Крым в части
использования средств бюджета Автономной Республики Крым;
другие судебные, правоохранительные и контрольные органы в
части использования средств бюджета Автономной Республики Крым;
республиканские целевые, внебюджетные фонды;
местные государственные администрации и органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения и организации, банки,
кредитные учреждения, хозяйственные общества, страховые компании,
другие финансовые учреждения и их союзы, ассоциации и прочие
объединения независимо от форм собственности в части использования
средств бюджета Автономной Республики Крым;
объединения граждан, негосударственные фонды и прочие
негосударственные некоммерческие общественные организации в части
деятельности, касающейся использования средств бюджета Автономной
Республики Крым;
другие распорядители средств бюджета Автономной Республики
Крым (далее - объект проверки).
2.3. Субъектом проверки, ревизии является:
должностное лицо Счетной палаты, лицо, привлеченное Счетной
палатой к проведению проверки или ревизии в качестве специалиста
или эксперта из других учреждений и организаций, в том числе
контрольных, налоговых или правоохранительных органов.
2.4. Права, обязанности и ответственность субъектов проверок,
ревизий.
2.4.1. Права, обязанности и ответственность должностных лиц
Счетной палаты, уполномоченных проводить проверку, ревизию и
привлеченных к проведению проверки, ревизии специалистов и
экспертов других учреждений, организаций, контрольных, налоговых
или правоохранительных органов (далее - должностные лица,
уполномоченные проводить проверку, ревизию от имени Счетной
палаты) вытекают из Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), законов
Украины и других актов действующего законодательства Украины,
Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ) и
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым, Положения о
Счетной палате Верховной Рады Автономной Республики Крым
( rb0393002-99 ), настоящей Инструкции.
2.4.2 Должностные лица, уполномоченные проводить проверки и
ревизии от имени Счетной палаты, имеют право:
а) получать и знакомиться со всей без исключения информацией
и документацией по правовым, финансово-экономическим основаниям и
обоснованиям подготовки, рассмотрения, принятия и издания
нормативно-правовых, административных, распорядительных, других
актов и документов (постановлений, решений, распоряжений,
приказов, положений, инструкций, стандартов, порядков, указаний,
инструктивных писем и тому подобное) и с самими названными
документами, регулирующими административную, распорядительную и
финансово-хозяйственную деятельность объекта проверки в части,
касающейся использования средств бюджета Автономной Республики
Крым, их движения в соответствии с актами действующего
законодательства Украины и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым;
б) получать от должностных лиц объекта, на котором проводятся
проверка, ревизия, необходимые справки, информацию, статистические
данные, бухгалтерско-финансовые отчеты, другую документацию;
в) непосредственно входить в помещения республиканских
органов, предприятий, организаций, принадлежащих Автономной
Республике Крым, архивов, хранилищ, производственных и
вспомогательных помещений банков, финансово-кредитных учреждений и
других объектов, если иное не предусмотрено законами Украины;
г) беспрепятственно получать нормативно-правовые,
административные, распорядительные, другие акты (постановления,
распоряжения, решения, приказы, положения, инструкции, указания,
порядки, стандарты, инструктивные письма и тому подобное) и
первичные финансовые и бухгалтерские документы, проводить
обследование и осмотр отдельных помещений, хранилищ, архивов и
предметов; получать экспертные заключения, а также письменные
пояснения и заявления; делать копии или выписки из всех без
исключения документов, касающихся предмета проверки, ревизии;
требовать от должностных лиц объекта контроля копии и выписки из
документов, других материалов, составлять на основе этих
документов расчеты; достоверность копий, выписок, расчетов
подтверждает руководитель подразделения объекта проверки своей
подписью;
д) в случае необходимости определения фактического положения
дел проводить обследование или осмотр документов, материалов,
предметов, другого имущества. Обследование или осмотр проводится в
присутствия руководителя подразделения, ответственного за предмет
обследования или осмотра, а в случае его отсутствия - другого
работника по поручению руководителя объекта проверки. По
результатам обследования или осмотра его участники составляют и
подписывают соответствующий акт;
е) проверять и ревизовать денежные и бухгалтерские документы,
отчеты, сметы и прочие документы, подтверждающие выделение,
направление, поступление и расходование средств и материальных
ценностей, проводить инвентаризацию фактического наличия ценностей
(денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой
продукции, оборудования и тому подобное);
ж) при необходимости требовать от должностных лиц объекта
проверки, ревизии проведения инвентаризации основных фондов,
материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в необходимых
случаях обращаться в правоохранительные органы с ходатайством об
опечатывании касс и кассовых помещений, складов, кладовых,
архивов, других хранилищ, а при выявлении подделок, других
злоупотреблений - до окончания проверки или ревизии составлять акт
о наличии документов, удостоверяющих факт нарушения, и передавать
акт вместе с документами на ответственное хранение, должностному
лицу объекта проверки, оставляя в деле акт изъятия и копии или
реестры изъятых документов; в случае необходимости требовать
возобновления бухгалтерского учета и финансовой отчетности за
проверяемый или ревизуемый период;
з) получать от Национального банка Украины и его учреждений,
коммерческих банков и других кредитных учреждений и финансовых
организаций необходимые документальные подтверждения банковских
операций и состояния счетов объекта проверки, ревизии, а от других
предприятий и организаций независимо от форм собственности -
справки и копии документов об операциях и расчетах с объектом
проверки, ревизии;
и) требовать и получать от должностных и материально
ответственных лиц проверки, ревизии устные и письменные пояснения
по вопросам, касающимся предмета проверки, ревизии;
к) ставить перед руководителем, другими должностными лицами
объекта проверки, ревизии требования по неотложному устранению
выявленных нарушений, требующих немедленного реагирования,
отдельно отмечать об этом в акте проверки, ревизии;
л) в случае необходимости изучения вопроса, требующего
специальных знаний, поднимать перед руководством Счетной палаты
вопрос о привлечении к проверке, ревизии на любой ее стадии
специалистов или экспертов.
2.4.3. Должностные лица, уполномоченные проводить проверки,
ревизии от имени Счетной палаты, обязаны:
а) строго соблюдать требования Конституции Украины
( 254к/96-ВР ), законов Украины, Конституции Автономной Республики
Крым ( rb239k002-98 ), Положения о Счетной палате Верховной Рады
Автономной Республики Крым ( rb0393002-99 ), других
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым, настоящей
Инструкции;
б) проводить проверку, ревизию в соответствии с утвержденной
программой и планом проведения названного мероприятия;
в) строго придерживаться принципов законности, полноты,
объективности, достоверности и доказательности результатов
проверки или ревизии;
г) не вмешиваться в оперативную деятельность объекта
проверки, ревизии, не разглашать свои заключения до их завершения,
соответствующего оформления результатов справкой или актом и
рассмотрения Коллегией Счетной палаты;
д) все без исключения, выявленные во время проверки, ревизии
факты нарушений, обстоятельства и причины их совершения детально
отображать в справке (акте) проверки или акте ревизии с
приведением соответствующих документов, письменных и устных
пояснений должностных лиц и других обоснований выявленных фактов;
прилагать документы, пояснения и прочие обоснования к справкам
(актам) проверок, ревизий;
е) во всех случаях выявления подделок, злоупотреблений и
других правонарушений получать от должностных и материально
ответственных лиц объекта проверки, ревизии детальные письменные
пояснения относительно обстоятельств, мотивов, причин и условий
совершения нарушений, прилагать их к материалам проверки, ревизии;
ж) на любой стадии проверки, ревизии принимать от
должностных, материально ответственных и других лиц объекта
проверки, ревизии представленные по их инициативе устные и
письменные заявления, замечания, пояснения относительно предмета
проверки, ревизии и при необходимости проводить проверку
затронутых в указанных обращениях вопросов;
з) по результатам проверки составлять справку или акт, а по
результатам ревизии - акт в трех экземплярах, с которым знакомить
во всех случаях руководителей и других должностных лиц объекта
проверки под расписку. Один экземпляр справки, акта оставлять
руководителю, а при его отсутствии - другому ответственному лицу
объекта проверки под расписку;
и) в случае отказа от подписания руководителем или другим
ответственным должностным лицом справки (акта) проверки или акта
ревизии, делать в названных документах специальную запись об этом
с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств обращения к
руководителю или другому должностному лицу с предложением
ознакомиться и подписать справку или акт, а также даты, времени и
обстоятельств получения отказа или периода, на протяжении которого
не получен ответ от должностного лица;
к) в случае несогласия руководителя или другого должностного
лица объекта проверки с фактами, изложенными в справке или акте,
предложить представить в течение пяти рабочих дней письменные
замечания, которые в течение пяти рабочих дней проверить и с
результатами проверки и заключениями ознакомить должностных лиц,
подавших замечание. Замечание и результаты их проверки и
заключения приложить к справке или акту как неотъемлемую их часть;
л) во всех случаях отказа должностных лиц объекта проверки,
ревизии допустить проверяющих к проведению проверки, ревизии, на
сам объект проверки или его составные части, представить им
необходимую информацию, документацию или возможность провести
осмотр, обследование, в случае невыполнения или ненадлежащего
выполнения других законных требований должностного лица,
уполномоченного проводить проверку, ревизию, составлять акт об
отказе выполнять законные требования с указанием даты, времени,
места, данных должностного лица, допустившего противоправные
действия. Неотложно докладывать об этом главному
контролеру - заведующему отделом Счетной палаты или должностному
лицу, его замещающему, принять меры, предусмотренные действующим
законодательством по устранению препятствий для осуществления
проверки и ревизии.
2.4.4. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения
обязанностей, предусмотренных Положением о Счетной палате
Верховной Рады Автономной Республики Крым ( rb0393002-99 ),
настоящей Инструкцией, другими актами действующего
законодательства Украины и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым, необъективного, предвзятого, небрежного,
поверхностного проведения проверки, ревизии, изложение в справке
проверки или акте ревизии недостоверных или недоказанных фактов и
обоснований их совершения, должностное лицо, проводившее проверку,
ревизию привлекается к ответственности на основании, в пределах и
способом, предусмотренными действующий законодательством.
2.5. Права, обязанности и ответственность должностных и
материально ответственных лиц объектов проверки, ревизии (далее -
должностные лица объекта проверки, ревизии) вытекают из требований
Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), законов Украины, Конституции
Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), Положения о Счетной
палате Верховной Рады Автономной Республики Крым ( rb0393002-99 ),
настоящей Инструкции, других актов действующего законодательства
Украины и нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым.
2.5.1. Должностные лица объекта проверки, ревизии имеют
право:
а) требовать от должностных лиц, уполномоченных проводить
проверку, ревизию, предъявление поручения на проведение проверки;
б) на любой стадии проверки, ревизии представлять проверяющим
устные и письменные заявления, замечания, пояснения по вопросам
относительно предмета проверки, ревизии;
в) отказываться от предоставления пояснений проверяющему лишь
тогда, когда вопросы, на которые предлагается ответить, касаются
государственной тайны, разглашать которую должностное лицо объекта
проверки, ревизии не уполномочено, а также, если ему предложено
дать пояснения по фактам и обстоятельствам их совершения, которые
влекут за собой уголовную ответственность опрашиваемого, членов
его семьи или близких родственников, круг которых определяется
законом;
г) требовать от проверяющих по окончании проверки, ревизии
один экземпляр справки или акта для ознакомления, подписания и
устранения выявленных нарушений;
д) подавать письменные замечания к справке или акту проверки,
ревизии в случае несогласия с изложенными там фактами и требовать
их рассмотрения проверяющими, по сути, с приложением их в виде
приложения как неотъемлемой части справки (акта);
ж) обжаловать действия проверяющих непосредственно главного
контролера - заведующего отделом, ответственного за проведение
проверки, ревизии, руководства Счетной палаты и требовать
получения от них официального письменного ответа;
з) имеют другие права, предусмотренные Конституцией Украины
( 254к/96-ВР ) и действующим законодательством Украины,
Конституцией Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ),
Положением о Счетной палате Верховной Рады Автономной Республики
Крым ( rb0393002-99 ), иными нормативно-правовыми актами
Автономной Республики Крым.
2.5.2. Должностные лица объекта проверки, ревизии обязаны:
а) допускать должностных лиц, уполномоченных проводить
проверку, ревизию к проверке, ревизии при наличии соответствующего
поручения на проведение проверки, ревизии;
б) обеспечивать проверяющим условия, необходимые для
эффективного проведения проверки, ревизии, а именно:
безотлагательно предоставлять надлежащую информацию, материалы и
документы, своевременно давать пояснения проверяющим,
предоставлять техническое оснащение и транспортные средства вместе
с обслуживающим персоналом, а также отдельные помещения с
техническим оснащением и средствами связи;
в) с соблюдением требований законодательства о
государственной тайне по требованию проверяющих предоставлять всю
без исключения информацию, документы и материалы, в том числе
архивные, касающиеся деятельности должностных лиц и коллегиальных
органов объекта проверки по подготовке, рассмотрению, принятию и
подписанию нормативно-правовых, административных, распорядительных
и других актов (постановлений, решений, распоряжений, приказов,
положений, инструкций, стандартов, порядков и тому подобное), а
также сами названные акты и документы, по вопросам выполнения
постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете
Автономной Республики Крым на соответствующий год, других
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым по
использованию средств бюджета Автономной Республики Крым,
республиканских целевых, внебюджетных фондов;
г) предоставлять всю без исключения информацию, документы и
материалы по финансово-хозяйственной деятельности объекта
проверки, ревизии, по использованию бюджетных средств и средств
внебюджетных фондов, движения денежных средств, а также других
бюджетных и внебюджетных ресурсов, контроль за законным и
эффективным использованием которых относится к компетенции Счетной
палаты;
д) предоставлять другие информационные материалы по предмету
проверки, ревизии справки, информационные бюллетени,
статистические данные, бухгалтерско-финансовые отчеты и тому
подобное;
е) предоставлять копии и выписки из документов, других
материалов, заверять своей подписью их достоверность;
ж) оказывать содействие проверяющим в проведении ими в случае
необходимости обследований и осмотра документов, материалов,
предметов, другого имущества объекта проверки, ревизии,
подписывать соответствующие акты по результатам проведения
указанных действий;
з) по требованию проверяющих проводить инвентаризацию
основных фондов, материальных ценностей, денежных средств и
расчетов, не препятствовать опечатыванию в установленном порядке
касс и кассовых помещений, складов, кладовых, архивов, других
хранилищ, брать на ответственное хранение документы,
подтверждающие факты подделок, злоупотреблений или указывающие на
признаки других преступлений; по требованию проверяющих
возобновлять бухгалтерский учет и финансовую отчетность за
проверяемый или ревизуемый период;
и) давать устные и письменные пояснения по предмету проверки,
ревизии, подтверждать справку или акт проверки, ревизии. В случае
несогласия с изложенными в нем фактами и доказательствами отдельно
об этом указать;
к) принимать неотложные меры по устранению выявленных в ходе
проверки, ревизии правонарушений, возмещению причиненного ущерба и
привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении
правонарушений.
2.5.3. Должностные лица объекта проверки, ревизии в случае:
невыполнения или ненадлежащего выполнения законных требований
должностных лиц, уполномоченных от имени Счетной палаты проводить
проверку, ревизию; нарушения Положения о Счетной палате Верховной
Рады Автономной Республики Крым ( rb0393002-99 ), требований
настоящей Инструкции, других актов действующего законодательства
Украины и нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым;
злоупотреблений средствами бюджета Автономной Республики Крым,
других бюджетных правонарушений, нанесению вреда бюджету
Автономной Республики Крым, привлекаются к ответственности на
основании, в пределах и способом, предусмотренными действующим
законодательством.
3. Цель и основные задачи проверок и ревизий:
3.1. Цель проверки, ревизии состоит в установлении на объекте
проверки, ревизии должностным лицом, уполномоченным ее проводить,
фактического положения дел с точки зрения своевременности,
полноты, объективности, достоверности и доказательности выявленных
фактов и сделанных оценок относительно законности, эффективности и
целесообразности использования средств бюджета Автономной
Республики Крым, республиканских целевых, внебюджетных фондов,
кредитов и займов, предоставленных Автономной Республике Крым
иностранными государствами, банковскими учреждениями и
международными финансовыми организациями, валютных ресурсов,
предоставленных на возвратной основе.
3.2. Основными задачами при проведении проверок, ревизий в
Управлении делами Верховной Рады Автономной Республики Крым,
являются:
3.2.1. Проверка соблюдения Конституции Украины
( 254к/96-ВР ), требований актов законодательства по вопросам
бюджета, Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ),
постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете
Автономной Республики Крым на соответствующий год при принятии и
издании нормативных, административных, распорядительных и других
актов и документов по вопросам соблюдения и выполнения как
отдельных положений постановления Верховной Рады Автономной
Республики Крым о бюджете Автономной Республики Крым на
соответствующий год, соблюдение Положений об Управлении делами
Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, касающимся
предмета проверки.
3.2.2. Проверка соблюдения требований действующего
законодательства по составлению сметы, правильности и
обоснованности сметных назначений, законности и эффективности
направления и использования средств бюджета Автономной Республики
Крым, расходованию их по целевому назначению, соблюдению при этом
должностными и материально ответственными лицами актов
законодательства Украины и нормативно-правовых актов Автономной
Республики Крым и правильности отображения первичных документов в
бухгалтерском учете.
3.2.3. Проверка обоснованности расчетов расходов на
содержание аппарата Верховной Рады Автономной Республики Крым,
соблюдение требований актов действующего законодательства и
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым по
использованию бюджетных средств и средств внебюджетных фондов на
их содержание по целевому назначению.
3.3. Основными задачами при проведении проверки, ревизии в
аппарате Совета министров Автономной Республики Крым,
министерствах, иных органах исполнительной власти Автономной
Республики Крым являются:
3.3.1. Проверка соблюдения Конституции Украины
( 254к/96-ВР ), актов действующего законодательства Украины по
вопросам бюджета, Конституции Автономной Республики Крым
( rb239k002-98 ), требований постановления Верховной Рады
Автономной Республики Крым о бюджете Автономной Республики Крым на
соответствующий год при принятии и издании должностными лицами или
коллегиальными органами указанных объектов проверки
нормативно-правовых, административных, распорядительных и других
актов и документов (постановлений, решений, распоряжений,
приказов, положений, порядков, стандартов, инструкций, указаний,
инструктивных писем и тому подобное) по вопросам использования
бюджета Автономной Республики Крым.
3.3.2. Проверка законности, целесообразности и эффективности
получения, направления и использования средств бюджета Автономной
Республики Крым, соответствия осуществляемых финансовых операций
со средствами и другими ресурсами бюджета Автономной Республики
Крым, постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым о
бюджете Автономной Республики Крым на соответствующий год, актам
действующего законодательства Украины и нормативно-правовым актам
Автономной Республики Крым, правильности отображения финансовых
операций в бухгалтерском учете.
3.3.3. Проверка соблюдения требований действующего
законодательства по составлению сметы, правильности и
обоснованности сметных назначений, правильности расчетов расходов
на содержание аппарата министерства, республиканского комитета,
иного органа исполнительной власти Автономной Республики Крым,
соблюдение актов действующего законодательства и
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым по
использованию бюджетных средств и средств внебюджетных фондов по
целевому назначению.
3.3.4 Проверка эффективности управления бюджетными средствами
и средствами внебюджетных фондов.
3.3.5. Проверка законности, обоснованности и эффективности
проведения взаимозачетов, операций с векселями и другими ценными
бумагами.
3.3.6 Проверка соблюдения Конституции Украины ( 254к/96-ВР ),
актов действующего законодательства Украины по вопросам бюджета,
Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ),
постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете
Автономной Республики Крым на соответствующий год при принятии и
издании нормативных, административных, распорядительных, других
актов и ведомственных документов (приказов, инструкций, положений,
указаний, инструктивных писем и тому подобное) по вопросам
организации выполнения положений бюджета Автономной Республики
Крым на соответствующий год и конкретных бюджетных назначений,
предусмотренных постановлением Верховной Рады Автономной
Республики Крым о бюджете Автономной Республики Крым на
соответствующий год.
3.3.7. Проверка правильности отображения финансовых операций
в бухгалтерском учете.
3.3.8. Ревизия регистрационных счетов и счетов распорядителей
средств бюджета Автономной Республики Крым.
3.4. Основными задачами при проведении проверок, ревизий
бюджетных учреждений, организаций являются:
3.4.1. Проверка обеспечения выполнения должностными лицами и
коллегиальными органами указанных учреждений, организаций актов
действующего законодательства по вопросам бюджета, постановления
Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете Автономной
Республики Крым на соответствующий год при осуществлении
нормативной, административной и распорядительной деятельности по
разработке и изданию актов (решений, распоряжений, приказов,
инструкций, инструктивных писем и тому подобное) по вопросам
использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов по
целевому назначению, целесообразного и эффективного их
расходования.
3.4.2. Проверка соблюдения актов действующего
законодательства при составлении сметы расходов, правильности и
обоснованности сметных назначений, своевременности и полноты их
выполнения, использования средств бюджета Автономной Республики
Крым по целевому назначению, соблюдение финансовой дисциплины,
правильности отображения первичных документов в бухгалтерском
учете.
3.4.3. Задачей проверки, ревизии субъекта
предпринимательства, независимо от форм собственности, является
установление фактического положения дел по соблюдению положений
бюджетного законодательства Украины, постановления Верховной Рады
Автономной Республики Крым о бюджете Автономной Республики Крым на
соответствующий год, использованию средств бюджета Автономной
Республики Крым по целевому назначению в соответствии с актами
действующего законодательства и нормативно-правовыми актами
Автономной Республики Крым, отображение финансовых операций в
бухгалтерском учете и отчетности, целесообразного и эффективного
их расходования.
4. Планирование и порядок проведения проверки, ревизии.
4.1. Проверки, ревизии Счетной палатой проводятся планово и
внепланово.
Плановые проверки, ревизии проводятся на основании годовых,
полугодовых, квартальных планов работы Коллегии Счетной палаты,
годовых, полугодовых, квартальных планов работы отделов.
Внеплановые проверки, ревизии проводятся по решению Коллегии
Счетной палаты на основании постановлений или протокольных
поручений Верховной Рады Автономной Республики Крым, предложения
Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым, постоянных
комиссий Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета
министров Автономной Республики Крым и Председателя Совета
министров Автономной Республики Крым.
4.2. Подготовка к проведению проверки, ревизии.
4.2.1. Обязательным условием проведения проверки, ревизии
является наличие утвержденной программы проверки, ревизии. Проект
программы разрабатывается в отделе Счетной палаты под руководством
главного контролера - заведующего отделом или другого члена
Счетной палаты, ответственного за проведение проверки, ревизии на
основании утвержденных планов работ и решений Коллегии Счетной
палаты о проведении внеплановых контрольных мероприятий.
4.2.2. Перед составлением программы проверки, ревизии отдел,
ответственный за ее проведение, анализирует:
информацию, документацию, нормативно-правовую базу,
касающуюся предмета проверки, ревизии и ее объектов и имеющуюся в
отделе, а также полученную от других структурных подразделений
Счетной палаты информацию о характеристике предмета и объектов
проверки, ревизии;
данные по бюджетным назначениям и фактическому финансированию
из бюджета Автономной Республики Крым согласно действующей
бюджетной классификации;
при необходимости полученное от отдела
организационно-правового обеспечения Счетной палаты заключение по
правовому механизму, регулирующему вопросы, являющиеся предметом
проверки, и деятельность объектов проверки по использованию
бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
полученную от других контрольных и правоохранительных органов
информацию по ранее проведенным ими контрольным и другим
мероприятиям на определенных Счетной палатой объектах проверки,
ревизии и тому подобное.
Структурные подразделения Счетной палаты обязаны представлять
при наличии названную информацию и статистические данные по
требованию отдела, ответственного за проведение проверки, ревизии.
4.2.3. Программа проверки, ревизии составляется в
соответствии с действующим законодательством Украины и
нормативно-правовыми актами Автономной Республики Крым с учетом
внутренних нормативных документов Счетной палаты и определяет:
цель проведения проверки, ревизии;
ее предмет;
перечень объектов проверки, ревизии;
перечень конкретных вопросов, подлежащих проверке, ревизии с
учетом особенностей предмета;
срок проведения проверки, ревизии и срок, в течение которого
по истечении проверки, ревизии нужно составить отчет о ее
результатах;
перечень базовых нормативно-правовых актов, регулирующих
предмет проверки, ревизии, с чего целесообразно начать проверку,
ревизию и на какие вопросы следует обратить особое внимание в ходе
ее проведения;
плановые трудовые затраты;
состав контрольной группы, старшего в контрольной группе;
срок проверки, ревизии, состав контрольных групп определяются
с учетом объема и особенностей проведения проверки, ревизии.
4.2.4. Программа проверки, ревизии подписывается главным
контролером - заведующим отделом, ответственным за проведение
проверки, ревизии и утверждается председателем Счетной палаты,
первым заместителем, заместителем председателя, а в случае
необходимости - Коллегией Счетной палаты.
4.2.5. Если в ходе проведения проверки, ревизии возникает
необходимость дополнения или сокращения программы проверки,
ревизии, то внесение таких изменений производится в порядке, в
котором утверждается программа.
Срок проведения проверки, ревизии и срок составления по ее
результатам отчета может быть изменен в каждом конкретном случае
решением председателя Счетной палаты или его заместителей по
ходатайству главного контролера - заведующего отделом.
4.2.6. На основании программы проверки, ревизии первым
заместителем или заместителем председателя Счетной палаты,
ответственным за проведение проверки или ревизии подписывается
поручение на право проведения проверки, ревизии, в котором
указываются название контрольного мероприятия, срок проведения
проверки, ревизии, должностное лицо, возглавляющее контрольную
группу, состав контрольной группы.
4.3. Проведение проверки, ревизии.
Перед началом проведения проверки, ревизии руководитель
контрольной группы предъявляет ответственному должностному лицу
объекта проверки поручение на право проведения проверки, ревизии,
изучает условия работы и особенности финансово-хозяйственной
деятельности объекта, положение дел по хранению денежных средств и
материальных ценностей и осуществляет другие действия по
организации и созданию условий для проведения проверки, ревизии.
4.4. Проверка деятельности должностных лиц или коллегиальных
органов объекта проверки по подготовке, рассмотрению, принятию,
подписанию и изданию нормативно-правовых, административных,
распорядительных и других актов и ведомственных документов
(постановлений, решений, распоряжений, приказов, положений,
стандартов, порядков, инструкций, указаний, инструктивных писем и
тому подобное) по вопросам использования бюджета Автономной
Республики Крым с точки зрения законности, то есть соответствия
этой деятельности и принятых в ее результате актов и документов
требованиям Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), законам Украины,
Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ),
постановлению Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете
Автономной Республики Крым на соответствующий год, другим актам
действующего законодательства Украины и нормативно-правовым актам
Автономной Республики Крым осуществляется следующим образом:
4.4.1. Проверку, ревизию следует начать с изучения
нормативно-правовых, административных, распорядительных и других
актов, изданных должностными лицами и коллегиальными органами
объекта проверки, ревизии по вопросам использования бюджета
Автономной Республики Крым, соответствия их Конституции Украины
( 254к/96-ВР ), актам действующего законодательства Украины,
Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ) и
нормативно-правовым актам Автономной Республики Крым, положениям
постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете
Автономной Республики Крым на соответствующий год.
4.4.2. При проверке правомерности издания Советом министров
Автономной Республики Крым, министерством, республиканским
комитетом или иным органом исполнительной власти Автономной
Республики Крым нормативно-правовых актов, изменяющих положения
постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым о бюджете
Автономной Республики Крым на соответствующий год, расходы бюджета
Автономной Республики Крым или регулирующих вопрос использования
других средств, контроль за использованием которых относится к
полномочиям Счетной палаты, необходимо:
в аппарате Совета министров Автономной Республики Крым, в
министерстве, республиканском комитете или в ином органе
исполнительной власти Автономной Республики Крым установить
обстоятельства и причины издания неправомерного акта, в том числе
наличие финансово-экономического обоснования Министерства финансов
Автономной Республики Крым и Министерства экономики Автономной
Республики Крым и соответствующих правовых служб, предложений по
покрытию проведенных расходов, копии писем, ходатайств и тому
подобное;
определить круг должностных лиц объекта проверки, причастных
к подготовке и изданию неправомерного нормативного,
административного, распорядительного или другого акта;
сравнить суммы, использование которых предусматривалось
нормативным документом, с фактически перечисленными, выяснить
причины отклонений;
проверить целевое использование выделенных средств, провести
встречные проверки на объектах использования этих средств;
проанализировать влияние и последствия принятого нормативного
акта на исполнение бюджета Автономной Республики Крым в целом и
отдельных положений постановления Верховной Рады Автономной
Республики Крым о бюджете Автономной Республики Крым на
соответствующий год.
4.5. Проведение проверки, ревизии использования средств
бюджета Автономной Республики Крым республиканских целевых,
внебюджетных фондов по целевому назначению, целесообразности и
эффективности их расходования в соответствии с действующим
законодательством Украины и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым, отображение финансовых операций в бухгалтерском
учете осуществляется следующим образом:
4.5.1. К нарушениям финансовой дисциплины, незаконного и не
целевого расходования бюджетных средств, средств внебюджетных
фондов и материальных ценностей относится:
издание нормативного, административного, распорядительного
или другого акта, нарушающего положения постановления Верховной
Рады Автономной Республики Крым о бюджете Автономной Республики
Крым на соответствующий год, другие акты действующего
законодательства Украины и нормативно-правовые акты Автономной
Республики Крым по использованию бюджетных средств и средств
внебюджетных фондов;
факты расходов, проведенных с нарушением действующего
законодательства при условии их списания по кассовым расходам
бюджетного учреждения, а также затрат, осуществленных сверх
утвержденных лимитов на соответствующий период;
наличие завышенных ассигнований и излишне полученных
бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в связи с
неправильным исчислением норм затрат; занижение в учете стоимости
основных средств и других товарно-материальных ценностей;
неоприходование по бухгалтерскому учету суммы стоимости
материальных ценностей и средств, имеющихся в наличии, без
признаков разворовывания; лишнее начисление заработной платы за
выполненные роботы, услуги и тому подобное;
суммы, израсходованные бюджетными организациями сверх
выделенных на заработную плату ассигнований;
незаконно выплаченные суммы премий, пенсий, компенсаций,
пособий, стипендий; расходы вследствие безосновательного списания
подотчетных сумм на командировку;
затраты бюджетных средств и средств внебюджетных фондов,
допущенные вследствие завышения объемов фактически выполненных
работ, услуг, установленных норм затрат;
затраты средств бюджета Автономной Республики Крым не по
целевому назначению;
затраты бюджетных средств и средств внебюджетных фондов на
содержание аппарата министерства, республиканского комитета, иного
органа исполнительной власти Автономной Республики Крым сверх
утвержденной сметы в пределах общих бюджетных ассигнований по
системе этого министерства, республиканского комитета, в том числе
за счет средств, выделенных на содержание подведомственных
организаций;
суммы, недополученные предприятиями, учреждениями,
организациями при реализации основных средств, других материальных
ценностей вследствие нарушения установленного порядка определения
их стоимости (продажи по заниженным ценам);
незаконное списание дебиторской задолженности за неполученные
услуги;
другие незаконные затраты бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, материальных ценностей, нанесших ущерб
объекту проверки, ревизии бюджету Автономной Республики Крым, за
совершение которых предусмотрено привлечение к ответственности
согласно действующему законодательству Украины.
4.5.2. При проведении проверки, ревизии законности,
целесообразности и эффективности использования средств бюджета
Автономной Республики Крым средств республиканских целевых,
внебюджетных фондов, правильности отображения финансовых операций
в бухгалтерском учете в целом необходимо установить:
наличие единой сметы доходов и расходов, законность,
обоснованность и своевременность ее составления и утверждения;
правомерность списания на затраты денежных средств и
материальных ценностей по каждой из статей сметы, наличие должным
образом оформленных кассовых, банковских и других бухгалтерских
документов, их достоверность;
сохранность денежных средств и материальных ценностей и
правильность ведения их учета;
правильность установления и применения должностных окладов
(ставок) заработной платы, доплат, надбавок, выплат за замещение и
совместительство и премий согласно действующим нормативным актам;
не допускались ли нарушения при выплате заработной платы;
целевое использование средств, полученных из бюджета
Автономной Республики Крым на покрытие задолженности по заработной
плате и другим социальным выплатам;
не обеспечивались ли возмещения затрат за пользование
коммунальными услугами арендаторами;
эффективность использования бюджетных средств и средств
внебюджетных фондов. Для этого необходимо изучить правовые и
финансово-экономические обоснования потребности выделения и
использования этих фондов, бизнес-планы, письма, ходатайства и
тому подобное и сравнить полученный результат расходования средств
с ожидаемым;
соблюдение установленных лимитов на содержание служебных
легковых автомобилей, правильность применения норм затрат
горюче-смазочных материалов, заполнение маршрутных листов,
использование автотранспорта по назначению;
затраты на текущий ремонт, определяющиеся путем изучения
правильности составления смет на такой ремонт, обоснованность
применения расценок, соответствия списания материалов объема
выполненных работ на его проведение;
канцелярские и почтово-телеграфные затраты проверяются исходя
из потребности максимальной бережливости в их использовании;
обеспечено ли экономное расходование и хранение средств на
приобретение оборудования, оснащения и инвентаря, не расходовались
ли они на приобретение лишнего и вообще ненужного инвентаря,
оборудования и оснащения, продолжительное время находящихся на
складе и не использующегося, не выдавался ли инвентарь и оснащение
в личное пользование отдельным работникам учреждения или
организации;
не допущены ли при оплате капитального ремонта помещений и
сооружений приписки к фактически выполненным объемам работ и
неправильного применения расценок и лишнего списания материалов.
Проверка документов по объемам выполненных работ и их оплате, а
также контрольное измерение выполненных работ производится с
обязательным участием в них ответственных представителей заказчика
и подрядчика. Если ремонтно-строительные роботы проводились
хозяйственным способом, то следует особенно тщательно проверить
правильность начисления и выплаты заработной платы и убедиться, не
начислялась и не выплачивалась ли заработная плата на подставных и
выдуманных лиц и не излишне ли списывались на затраты строительные
материалы;
правильно ли, согласно действующим нормативным актам,
списывались средства на оборудование, оснащение и инвентарь, не
имели ли места факты замены только что приобретенного инвентаря
изношенным; какие были применены меры к материально ответственным
лицам при выявлении у них недостачи материальных ценностей, в
частности, в каких размерах взимались эти недостачи;
не было ли фактов использования бюджетных средств на скрытое
кредитование субъектов предпринимательской деятельности,
использование денежных средств и материальных ценностей на
хозрасчетную деятельность, не привлекаются ли с этой целью
бюджетные средства на заключение различных соглашений, не
допускались ли факты, когда бюджетные средства вместо расходования
их на первоочередные и неотложные меры, направлялись на депозитные
счета;
законность формирования и правильность использования
специальных средств; каким было состояние расчетной дисциплины, в
частности дебиторской и кредиторской задолженности;
законность и обоснованность проведения расчетов по применению
векселей, целевое использование векселей и соблюдение при этом
интересов бюджета;
при проведении ревизии использования бюджетных средств
подлежат проверке документы, связанные с кассовыми операциями,
операциями по регистрационным и другим открытым в банковских
учреждениях счетам за время, прошедшее после предыдущей ревизии, а
при выявлении злоупотреблений - и за более продолжительный период;
другие нарушения, которые будут возникать в ходе проверки,
ревизии.
4.5.3. При проведении проверки, ревизии кассового и
фактического выполнения бюджета, финансово-хозяйственной
деятельности министерств, республиканских комитетов и иных органов
исполнительной власти Автономной Республики Крым, касающейся
использования средств бюджета Автономной Республики Крым,
выясняются:
обеспечивается ли выполнение ими задач по законному и
эффективному использованию средств бюджета Автономной Республики
Крым, республиканских целевых, внебюджетных фондов;
финансовое состояние отрасли, количество убыточных
предприятий и организаций, расчеты с бюджетом, общий размер
дебиторской и кредиторской задолженности, возвращение подчиненными
им предприятиями средств из-за границы;
размер средств, полученных из бюджета Автономной Республики
Крым на финансирование республиканских и обеспечение их
использования по назначению; экономический эффект от внедрения в
производство законченных научно-технических разработок;
не имели ли место факты прекращения работ по отдельным
республиканским программам, причины прекращения работ и размер
израсходованных на эти программы бюджетных средств;
получались ли по решению Совета министров Автономной
Республики Крым кредиты, каковы их размеры, направление и
использование, не допускались ли в их использовании нарушения;
суммы средств, полученные в связи с выдачей субъектам
предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий)
на осуществление отдельных видов деятельности и за государственную
регистрацию субъектов предпринимательства, правомерность
направления этих средств по назначению;
правильность и эффективность использования иностранной
валюты, ее конвертации, расходование ее на командировку за
границу, соблюдение при этом действующих нормативных актов;
целесообразность и эффективность использования средств на
капитальные вложения;
обоснованность использования средств на капитальный и текущий
ремонты;
наличие фактов незаконного отвлечения средств бюджета
Автономной Республики Крым на создание предприятий, организаций,
проведение благотворительных мероприятий и тому подобное;
законность и обоснованность проведения расчетов путем
взаимозачетов задолженности и векселями;
правильность расходования средств на содержание аппарата
управления;
другие вопросы, возникающие в ходе проверок, ревизий.
4.5.4. Основными задачами при проведении проверок, ревизий
предприятий, учреждений, организаций, получающих средства из
бюджета Автономной Республики Крым, законного и эффективного их
использования в соответствии с требованиями действующего
законодательства Украины и нормативно-правовыми актами Автономной
Республики Крым, правильного отражения финансовых операций в
бухгалтерском учете является выяснение:
расходуются ли бюджетные средства по целевому назначению;
привело ли расходование указанных средств к ожидаемому
результату. С этой целью исследовать правовые,
финансово-экономические и прочие обоснования в виде заключений,
бизнес-планов, писем, ходатайств и тому подобное. Каков конкретный
результат предполагалось достичь вследствие использования средств,
его социально-экономические достижения. Сравнить с достигнутым
результатом;
не перечислялись ли бюджетные средства на депозитные счета и
на счета коммерческих структур;
не допускались ли факты бесхозяйственности, расточительства,
непродуктивного расходования бюджетных средств и материальных
ценностей;
сколько и какие счета открыты в учреждениях банков, тщательно
проверить кассу, кассовые и банковские операции по движению
бюджетных средств;
наличие задолженности вследствие недостачи, растрат и краж
бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, учитываемой по
бухгалтерскому учету предприятия, причины ее образования,
применяемые меры к возмещению этой задолженности;
другие вопросы, возникающие в ходе проверки, ревизии, по
законному, эффективному и целевому использованию бюджетных
средств.
4.5.5. При проверке использования средств из резервного фонда
Совета министров Автономной Республики Крым необходимо:
установить наличие нормативного документа (постановления,
распоряжения) Совета министров Автономной Республики Крым,
обоснований выделения средств, представленных министерствами,
республиканскими комитетами, иными органами исполнительной власти
Автономной Республики Крым, заключений Министерства финансов
Автономной Республики Крым и Министерства экономики Автономной
Республики Крым об экономической целесообразности выделения
средств для финансирования расходов за счет резервного фонда
Совета министров Автономной Республики Крым, не противоречат ли
эти документы Положению о резервном фонде Совета министров
Автономной Республики Крым;
круг причастных к подготовке, принятию и изданию незаконных
решений должностных лиц объекта проверки;
выяснить причины принятия и подписания актов, противоречащих
действующему законодательству, и установить должностных лиц,
ответственных за принятие указанных решений;
сравнить суммы, предусмотренные нормативным документом Совета
министров Автономной Республики Крым, с фактически перечисленными,
выяснить обстоятельства и причины отклонений;
проверить целевое использование выделенных средств, наличие
утвержденных программ, титульных списков, смет, соглашений и тому
подобное, провести встречные проверки на объектах использования
этих средств;
установить, привело ли расходование средств резервного фонда
к ожидаемому результату, предусмотренному правовыми и
финансово-экономическими обоснованиями;
проверить, не отвлекались ли средства на другие цели
(депозиты и прочее). При выявлении фактов отвлекания целевых
средств не по назначению определить причины отвлекания, размеры
этих средств и причастных к этому должностных лиц; проверить,
возвращались ли остатки неиспользованных средств резервного фонда
после завершения работ в бюджет Автономной Республики Крым и как
осуществлялся контроль за поступлением и использованием целевых
средств;
исследовать другие вопросы, возникающие в ходе проверки,
ревизии.
4.5.6. При проверке использования средств республиканских
целевых, внебюджетных фондов необходимо:
проанализировать эффективность и экономическую обоснованность
проектов, финансируемых из этих фондов, и определить их
приоритетность;
проверить наличие соответствующих документов (соглашений,
программ, смет), которые должны своевременно оформляться и
утверждаться;
проанализировать структуру расходов и сравнить с нормативными
требованиями;
выяснить другие вопросы, предусмотренные программой проверки,
ревизии.
4.5.7. При проверке бюджетных ссуд (кредитов),
предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям,
необходимо:
проанализировать условия предоставления и обоснованность
размеров бюджетных займов, проверить пакет документов на их
получение;
проанализировать соблюдение интересов бюджета Автономной
Республики Крым при заключении соглашений, гарантии и возможности
возвращения, целесообразность предоставления этих ссуд, кредитов;
проверить соответствие решений о предоставлении ссуд,
кредитов действующему законодательству по вопросам бюджета и
требованиям постановления Верховной Рады Автономной Республики
Крым о бюджете Автономной Республики Крым на соответствующий год;
проверить направление расходов на погашение и обслуживание,
размер затрат по выплате процентов, сравнить с уровнем инфляции,
проверить отображение этих операций в бухгалтерском учете;
проверить целевое направление этих средств, законность,
целесообразность и эффективность их использования;
проверить соблюдение сроков возврата займа, существует ли
просроченная задолженность, и какие применялись меры к ее
погашению.
4.6. Оформление результатов проведения проверок, ревизий.
4.6.1. По результатам проверки составляется справка или акт,
а по результатам ревизии - акт в трех экземплярах, который
подписывается всеми проверяющими, руководителем и главным
бухгалтером объекта проверки, а при их отсутствия - лицами, их
замещающими. Один экземпляр справки (акта) остается руководителю
объекта проверки, а при его отсутствии - должностному лицу, его
замещающему, под расписку.
4.6.2. В случае отказа от подписания справки (акта)
руководителем или другим ответственным должностным лицом объекта
проверки, ревизии руководитель контрольной группы (должностное
лицо, уполномоченное проводить проверку, ревизию) делает об этом
специальную запись в справке (акте) с обязательным указанием даты,
времени и обстоятельств обращения к руководителю или другому
должностному лицу с предложением ознакомиться и подписать справку
или акт, а также даты, времени и обстоятельств получения отказа
или периода, в течение которого от руководителя объекта проверки
или должностного лица, его замещающего, не получен письменный
ответ.
4.6.3. В случае несогласия руководителя объекта проверки,
ревизии с фактами и их обоснованием, изложенным в справке (акте),
он в течение пяти рабочих дней представляет конкретные,
аргументированные письменные замечания по вопросам, с которыми не
соглашается. Указанные замечания должны быть рассмотрены и
проверены проверяющими в течение пяти рабочих дней. Результаты
проверки излагаются отдельной справкой и подписываются
руководителем контрольной группы. Замечания и справка о
результатах их проверки прилагаются к справке (акту) проверки или
акту ревизии и являются их неотъемлемыми частями. Отказ от
подписания справки (акта) не прекращает их дальнейшего
рассмотрения. Руководитель, главный бухгалтер, другое
ответственное должностное лицо объекта проверки не допускаются к
ознакомлению со справкой или актом, не подписанными проверяющими.
4.6.4. В справке проверки, акте ревизии должны быть указаны:
основание, цель, предмет проверки, ревизии, то есть, что
именно проверяется;
обеспечение законности, своевременности, целесообразности
выделения средств, их целевое использование по конкретной
программе; эффективность использования средств и тому подобное;
объекты проверки, ревизии; фактические трудозатраты в
человеко-часах; должностные лица Счетной палаты и привлеченные
Счетной палатой лица, принимавшие участие в проведении проверки,
ревизии;
период, за который проводятся проверка, ревизия;
перечень нормативных, административных, распорядительных
актов и других исследованных в ходе проверки, ревизии
ведомственных документов, не соответствующих актам действующего
законодательства и нормативно-правовым актам Автономной Республики
Крым;
перечень изученных объектов, данные которых сравнивались с
данными документов;
перечень документов и материалов, в предоставлении которых
проверяющим было отказано, с указанием причин отказа, других
фактов, препятствовавших работе, с указанием конкретных
должностных лиц, допустивших такие действия, со ссылкой на
составленные об этом акты;
перечень всех без исключения фактов нарушений действующего
законодательства Украины и нормативно-правовых актов Автономной
Республики Крым по вопросам использования бюджета Автономной
Республики Крым, республиканских целевых, внебюджетных фондов,
обстоятельства и причины их совершения со ссылкой на полное
название, дату принятия, конкретное положение законов и других
нормативных актов, требования которых были нарушены, обоснование
совершения этих правонарушений и установления конкретных
должностных лиц объекта проверки, ревизии, причастных к этому;
перечень всех без исключения фактов не целевого и (или)
неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов
бюджета Автономной Республики Крым со ссылкой на оформленные
справки, акты с обязательным указанием размера ущерба, нанесенного
бюджету Автономной Республики Крым, с указанием конкретных
должностных лиц, причастных к этому;
перечень всех без исключения фактов недостач, хищений,
присвоения денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей,
подделок, других злоупотреблений; обстоятельства, причины их
совершения и круг причастных к этому должностных лиц объекта
проверки, ревизии;
размер причиненных убытков бюджету Автономной Республики
Крым, причины их возникновения;
фамилии и должности конкретных лиц, ответственных за
совершение правонарушений.
4.6.5. При оформлении результатов контрольных мер должна
соблюдаться объективность, достоверность, обоснованность, ясность
и полнота описания выявленных фактов и данных. Не допускается
включение в акт различного рода заключений, предположений и
неподтвержденных данных об административной, распорядительной и
финансовой деятельности объекта контрольного мероприятия.
4.6.6. Если в ходе проведения контрольного мероприятия
выявлены нарушения, не связанные с выполнением бюджета Автономной
Республики Крым, но имеющие признаки преступления, а их проверка
не входит в полномочия Счетной палаты, то руководитель группы,
которая проводит контрольное мероприятие, сообщает об этом
руководству Счетной палаты и правоохранительным органам.
5. Реализация материалов проверок, ревизий и организация
контроля за устранением выявленных в ходе проверок, ревизий
нарушений.
5.1. Итоги проведенных проверок, ревизий, как правило,
рассматриваются на заседании Коллегии Счетной палаты в виде
отчетов. Порядок составления, заслушивания отчетов и требования к
названным документам регулируются нормами регламента Счетной
палаты.
5.2. Постановления Коллегии Счетной палаты, которые
принимаются и утверждаются по результатам рассмотрения отчета,
направляются проверяемым объектам для соответствующего
реагирования и принятия мер по устранению выявленных нарушений,
возмещению убытков, нанесенных государству, Автономной Республике
Крым и привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной
действующим законодательством Украины.
5.3. Постановления Коллегии Счетной палаты должны быть
рассмотрены в установленный ею срок, но не позднее 30 календарных
дней со дня их получения.
5.4. О последствиях рассмотрения на Коллегии Счетной палаты
результатов проверок, ревизий, о фактах нарушения закона, а также
нанесения ущерба государству, Автономной Республике Крым,
присвоения денежных или материальных ресурсов Счетная палата
информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым или ее
комитеты. Такая информация представляется в письменной форме в
срок, установленный Коллегией Счетной палаты.
5.5. В случае выявления во время проведения контрольных
мероприятий фактов нарушения действующего законодательства Украины
и нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым Счетная
палата направляет письма Совету министров Автономной Республики
Крым, министерствам, республиканским комитетам и иным органам
исполнительной власти Автономной Республики Крым о необходимости
привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в
нарушении действующего законодательства Украины и
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым и нанесении
материального ущерба интересам Автономной Республики Крым.
5.6. В случае выявления во время проведения проверок, ревизий
фактов присвоения средств бюджета Автономной Республики Крым,
других материальных ценностей, а также выявления фактов коррупции
и других злоупотреблений, связанных с использованием указанных
средств и за совершение которых предусмотрено привлечение к
уголовной ответственности, по решению Коллегии Счетной палаты
материалы проверок, ревизий передаются в Прокуратуру Украины в
установленном порядке.
5.7. В случае безосновательного отказа в возбуждении
уголовного дела, принятия постановления о закрытии уголовного
дела, возбужденного по материалам проведенных контрольных
мероприятий, Счетная палата обжалует это решение в порядке,
установленном действующим законодательством.
5.8. Главные контролеры - заведующие отделами вместе с
должностными лицами других структурных подразделений Счетной
палаты осуществляют контроль за результатами рассмотрения
результатов проверок, ревизий уполномоченными органами и
учреждениями в пределах и способом, предусмотренными Положением о
Счетной палате Автономной Республики Крым, настоящей Инструкцией.
5.9. Если принятыми мерами не обеспечено полное устранение
выявленных нарушений, то должностные лица Счетной палаты,
проводившие проверки, ревизии, готовят руководству проверенного
объекта за подписью председателя Счетной палаты требование об
устранении выявленных нарушений и принятии мер по привлечению
должностных лиц, виновных в невыполнении или ненадлежащем
выполнении законных требований Счетной палаты, к ответственности
на основаниях, в пределах и способом, определенных действующим
законодательством, или принимают другие меры воздействия,
предусмотренные действующим законодательством.
5.10. Отделы, ответственные за проведение проверок, ревизий
систематически изучают и обобщают материалы проверок, ревизий и на
основании этого вносят предложения в Коллегию Счетной палаты, а
при необходимости - информацию в Верховную Раду Автономной
Республики Крым, Президиуму Верховной Рады Автономной Республики
Крым, Совету министров Автономной Республики Крым Украины по
совершенствованию актов действующего законодательства и
нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым, организации
проведения проверок, ревизий, устранению причин и условий, которые
привели к нарушениям действующего законодательства.
5.11. Контроль за реализацией решений Коллегии Счетной палаты
по проведенным контрольным мероприятиям осуществляется согласно
порядку сопровождения документов, направленных органам власти по
решению Коллегии Счетной палаты.

Главный контролер - заведующая отделом правового обеспечения Счетной палаты Н.ГОЛУБЕВА



вверх