О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Органы власти АРК, Верховная Рада АРК; Закон от 14.10.1993432-1
Документ rb0432002-93, утратил силу, текущая редакция — Утрата силы от 17.11.1999, основание - rb0807002-99

                            З А К О Н 
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Закон утратил силу на основании Постановления ВР АРК
N 807-2/99 ( rb0807002-99 ) от 17.11.1999 )
О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения
( ВВСК, 1993 г., N 6, ст. 287 )
( Закон вводится в действие Постановлением ВС Крыма
N 433-1 ( rb0433002-93 ) от 14.10.1993 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением
ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные
с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Крыма.
Раздел I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
и основы его обеспечения.
1. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения
понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания
людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее
факторов на человека и имеются благоприятные условия для его
жизнедеятельности.
2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Крыма
обеспечивается:
а) реализацией государственных, отраслевых, региональных и
местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний
населения, оздоровления среды обитания человека, условий его
жизнедеятельности;
б) проведением государственными органами и общественными
объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами,
организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами
(далее предприятиями, учреждениями, гражданами) в качестве
основной части их деятельности гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарных
правил, норм и гигиенических нормативов;
в) сочетанием экономической заинтересованности юридических
лиц и граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) в
соблюдении санитарного законодательства Крыма с их
ответственностью за санитарные правонарушения;
г) широкой информированностью населения о состоянии здоровья,
гигиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых
санитарно-профилактических мероприятиях;
д) воспитанием высокой санитарной культуры населения системой
государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического
надзора, производственного и общественного контроля.
Статья 2. Санитарное законодательство Республики Крым.
Санитарное законодательство Республики Крым состоит из
настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законов и иных
нормативно-правовых актов.
Статья 3. Санитарные правила, нормы и гигиенические
нормативы.
1. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
(далее - санитарные правила) устанавливают категории безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и
требования к обеспечению благоприятных условий его
жизнедеятельности.
2. Санитарные правила разрабатываются и утверждаются органами
государственного санитарного надзора, действуют по всей территории
Республики Крым и обязательны для всех органов, предприятий,
учреждений, граждан.
3. Санитарные правила подлежат обязательному изданию и
свободному распространению.
Статья 4. Полномочия государственных органов Республики
Крым по вопросам санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
1. К ведению Республики Крым в лице ее высших органов
государственной власти и управления относятся:
а) формирование и проведение на территории Крыма единой
государственной политики в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) разработка, утверждение и контроль за реализацией
государственных программ Республики Крым, внедрение
научно-технических достижений в области профилактики заболеваний;
в) обеспечение эффективной деятельности
санитарно-эпидемиологической службы Крыма;
г) установление и отмена на территории Крыма особых условий и
режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности,
направленной на предотвращение и ликвидацию распространения
инфекционных, паразитарных, массовых инфекционных заболеваний и
отравлений людей;
д) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и
интересов общества в санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения;
ж) сотрудничество с другими государствами в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Раздел II.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНЫХ ЛИЦ ПО ВОПРОСАМ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Статья 5. Права граждан Республики Крым.
1. Граждане Республики имеют право на благоприятную среду
обитания (окружающую среду, условия труда, проживания, быта,
отдыха, воспитания и обучения, питания, потребляемую или
используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не
должны оказывать опасное и вредное влияние на организм человека
настоящего и будущего поколений и обеспечивают их
санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную
безопасность.
Это правило обеспечивается проведением комплекса мероприятий
по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов
среды его обитания, выполнением организациями, предприятиями и
гражданами требований санитарного законодательства Республики
Крым.
2. Граждане Республики имеют право на своевременное
возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их
здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за
собой возникновение массовых инфекционных, паразитарных
заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных
заболеваний.
Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями,
гражданами и иными лицами, допустившими нарушение санитарных
правил, в соответствии с действующим законом.
3. Граждане Республики имеют право на получение от
государственных органов, предприятий, учреждений (в пределах их
компетенции) через средства массовой информации или лично
достоверных сведений о состоянии здоровья населения и среды
обитания, результатах проведенных гигиенических и других
специальных экспертиз, действующих нормах, правилах, а также
принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия и их реализации.
4. Граждане Республики непосредственно или через своего
представителя, или через общественное объединение имеют право
участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами
государственной власти и управления решений, направленных на
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Статья 6. Обязанности граждан Республики Крым.
Граждане Республики Крым обязаны:
1. Заботиться о состоянии своего здоровья, окружающих людей,
о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя
предоставленные обществом возможности по формированию здорового
образа жизни.
2. Соблюдать и принимать участие в проведении гигиенических,
оздоровительных, противоэпидемических и противорадиационных
мероприятий.
3. Выполнять заключения, постановления, распоряжения и
предписания должностных лиц государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Крым.
Статья 7. Права и обязанности граждан других государств или
лиц без гражданства.
Граждане других государств и лица без гражданства на
территории Республики Крым пользуются теми же правами и имеют те
же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, что и граждане Республики Крым.
Статья 8. Права предприятий и организаций.
1. Предприятия и организации при обращении в государственные
органы местного самоуправления имеют право на получение от них
информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии
окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих
санитарных правилах.
2. Предприятия и организации имеют право на участие в
разработке органами местного государственной власти и управления
решений, программ обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Статья 9. Обязанности предприятий и организаций.
Предприятия и организации обязаны:
1. Обеспечивать соблюдение действующего санитарного
законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять
контроль за их выполнением.
2. Разрабатывать и проводить санитарно-гигиенические,
противоэпидемические и энтомологические мероприятия, направленные
на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной
среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения,
предупреждение возникновения и распространения заболеваний.
3. Своевременно информировать органы и учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики
Крым об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях
технологических процессов, создающих угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
4. Выполнять заключения, постановления, распоряжения и
предписания должностных лиц, органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики, в том числе их
представления о приостановлении или прекращении финансирования
деятельности организаций и предприятий, допускающих нарушения
санитарного законодательства Республики Крым.
5. Применять меры материального стимулирования, направленные
на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных
работников в соблюдении требований санитарного законодательства и
санитарных правил.
6. Создать условия для поддержания и повышения уровня
здоровья своих работников и населения для предупреждения
заболеваний и формирования здорового образа жизни людей.
7. Осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих
работников, направленные на повышение санитарной культуры людей и
ведение здорового образа жизни.
8. Обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов
правовых отношений, предусмотренных статьями 5 и 8 настоящего
Закона.
9. Предоставлять бесплатно санэпидстанциям образцы продукции
для исследований. Осуществлять возмещение убытков за причиненный
вред по вине предприятия населению и работающим.
Статья 10. Защита прав граждан, юридических и иных лиц.
Решения и деятельность государственных органов и органов
местного самоуправления, их должностных лиц, а также их действия,
ущемляющие права граждан, юридических и иных лиц, предусмотренные
статьями 5, 7 настоящего Закона, могут быть обжалованы в месячный
срок в вышестоящие по подчиненности организации. При несогласии с
принятым решением эти действия могут быть обжалованы в порядке,
установленном законодательством.
Раздел III.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 11. Планировка и застройка населенных пунктов,
курортов.
1. Планировка и застройка населенных пунктов, курортов должна
предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни
и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других
населенных пунктов, проведение гидротехнических мероприятий,
предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов
окружающей природной среды и условий жизнедеятельности на здоровье
человека.
2. При разработке норм проектирования генеральных планов
городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов,
проектов районной планировки, решений вопросов размещения объектов
гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения,
выборе земельных участков под строительство, а также при
проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации
объектов (пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и
инженерных сетей должны выполняться действующие правила.
3. Предоставление земельных участков под строительство,
утверждение норм проектирования, проектной и
нормативно-технической документации на строительство
(реконструкцию и модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию
жилых домов, зданий и сооружений, культурно-бытового,
санаторно-курортного, жилищно-коммунального назначения,
промышленных, транспортных и др. предприятий (пусковых комплексов)
и сооружений, а также транспортных средств допускается только при
наличии заключения органов или учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы Крыма об их соответствии
санитарным правилам и нормам, радиационной безопасности.
4. Предприятия, организации, учреждения, их должностные и
иные лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и
строительству объектов, зданий, и сооружений, в случае
несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения
обязаны приостановить или полностью прекратить проведение этих
работ и их финансирование.
Статья 12. Материалы, вещества, изделия, иная продукция,
технология их изготовления и услуги.
1. Производство, транспортировка, хранение и применение
продукции, которая требует непосредственного участия человека и
может оказать неблагоприятное влияние на его здоровье по своим
показателям и свойствам, должна отвечать действующим санитарным
правилам.
2. Предприятия, организации, учреждения, их должностные лица
и граждане, которые разрабатывают нормативно-техническую
документацию на новые виды продукции, технологии ее производства,
руководствуются санитарными правилами, утвержденными в
установленном законом порядке.
3. Предприятия, организации, их должностные лица, граждане,
ответственные за выпуск продукции и оказание услуг, не
соответствующих установленным санитарным правилам, обязаны
приостановить свои действия по постановлению Главного
государственного санитарного врача или его заместителя.
Статья 13. Продовольственное сырье, пищевые продукты,
технология их изготовления и контактирующие с ними
материалы и изделия.
1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов,
материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе
изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению,
должно соответствовать установленным санитарным нормам и правилам.
С целью информации населения о качестве продуктов питания на
потребительских упаковках и вкладышах должна проставляться
маркировка о пищевой и энергетической ценности.
2. Разработка и постановка на производство новых видов
пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и
технологического оборудования, производство тары, посуды и
упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других
веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их
соответствия санитарным требованиям и заключения органов или
учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие
с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным
правилам, немедленно снимаются их изготовителем, продавцом с
производства или реализации самостоятельно или по постановлению
Главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Статья 14. Требования к поставкам, реализации и
использованию продукции, поступающей по импорту.
Поставки, качество продукции, реализация, использование новых
технологий, сырья, продукции, которые поступают по импорту, должны
проводиться с соблюдением санитарных правил, действующих на
территории Республики Крым, при их отсутствии - международных
правил, норм, нормативов.
Статья 15. Водоснабжение населения.
1. Жители городов и других населенных пунктов должны
обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для
удовлетворения физиологических и хозяйственно-бытовых потребностей
человека.
2. Качество воды, используемой населением для
хозяйственно-питьевых целей, должно соответствовать требованиям
государственного стандарта.
3. Предприятия, организации, учреждения, их должностные лица
осуществляют мероприятия по развитию систем централизованного
водоснабжения, снабжению населения доброкачественной питьевой
водой, обеспечив ее соответствующим лабораторным контролем.
Статья 16. Источники водопользования населения.
1. Качество воды источников, используемых для
централизованного водоснабжения, должно отвечать государственному
стандарту, а для нецентрализованного водоснабжения, купания,
занятия спортом, лечебных целей - и водоемов, в том числе моря,
находящихся в черте населенных пунктов, - санитарным нормам.
2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников
водопользования населения исполкомами местных Советов народных
депутатов устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным
режимом.
3. Предприятия, организации и граждане, в ведении которых
находятся водоисточники, в случае несоответствия качества воды
санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение использования
их по постановлению Главного государственного санитарного врача
или его заместителя.
Статья 17. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух
рабочей зоны и мест постоянного и временного
пребывания людей.
1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий
промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и
других помещений в местах постоянного и временного пребывания
людей должен соответствовать санитарным правилам.
2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
территорий жилой застройки населенных пунктов производственными
выбросами исполнительными комитетами местных Советов народных
депутатов устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с
генеральными планами населенных пунктов и проектами строительства
промышленных предприятий.
3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять
комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и
ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами,
воздействия на нее физических факторов, которые оказывают
неблагоприятное влияние на здоровье человека.
Статья 18. Захоронение, переработка, обезвреживание и
утилизация производственных и бытовых отходов,
содержание территории населенных пунктов.
1. Предприятия и организации обязаны обеспечить сбор,
переработку, обезвреживание, захоронение, утилизацию
производственных и бытовых отходов в соответствии с условиями и
способами, удовлетворяющими требования безопасности и безвредности
для здоровья населения.
2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий
должны содержаться в соответствии с санитарными правилами.
3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного
состояния территорий населенных мест устанавливаются
исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
Статья 19. Жилые помещения.
1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного
проживания граждан, по своему составу, площади, расположению и
оборудованию должны обеспечивать благоприятные для здоровья
условия жизни людей.
Статья 20. Эксплуатация производственных, общественных
зданий, помещений, сооружений и оборудования.
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений,
зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться
благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха,
осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, а
также по предупреждению возникновения и распространения
заболеваний среди населения.
2. Предприятия, организации и граждане обязаны
приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или
работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений,
оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание
отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных
санитарных правил по постановлению Главного государственного
санитарного врача или его заместителя.
Статья 21. Работы с источниками ионизирующих и неионизирующих
излучений, ядовитых и сильнодействующих веществ.
1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими
источниками ионизирующих и не ионизирующих излучений (шум,
вибрация, электромагнитные поля, радиочастоты и ультразвук и др.
виды излучений), ядовитыми и сильнодействующими веществами должны
соблюдаться санитарные нормы и правила.
2. Производство, применение, хранение, транспортировка и
захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих
излучений, ядовитых и сильнодействующих веществ, а также
применение источников электромагнитных полей допускаются только
при разрешении на эти виды деятельности органов или учреждений
государственной санитарно-эпидемиологической службы Крыма.
Статья 22. Условия воспитания и обучения граждан.
1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях,
школах, профессионально-технических училищах, высших и средних
специальных учебных заведениях, на предприятиях и организациях,
осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку,
должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья
граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные
правила.
2. Программы, методики и режимы воспитания, обучения и
профессиональной подготовки утверждаются при наличии заключения
органов или учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии действующим
санитарным правилам Республики Крым.
( Статья 23 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 24. Предупреждение и ликвидация инфекционных,
паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний
и отравлений людей.
1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а
также ликвидации инфекционных, паразитарных и массовых
неинфекционных заболеваний и отравлений людей должны своевременно
и в полном объеме проводиться необходимые комплексные
организационные, инженерно-технические, медицинские,
гигиенические, гидротехнические и противоэпидемические
мероприятия.
2. Для оперативного руководства и координации деятельности
организаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации
массовых заболеваний и отравлений людей Советом Министров Крыма,
исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов
образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии.
3. Больные инфекционными и паразитарными заболеваниями или с
подозрением на них и контактировавшие с инфекционными больными
подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а
при необходимости - лечению, обязательной госпитализации и
изоляции (карантину). Граждане, являющиеся носителями возбудителей
инфекционных и паразитарных болезней, подлежат лечению. Эти же
граждане, так как они могут быть источниками распространения
инфекционных и паразитарных заболеваний, в связи с особенностями
производства, в котором они заняты или выполняемой работой,
временно переводятся на другую работу, а при невозможности
перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы, с
выплатой пособий по социальному страхованию.
4. Для предупреждения инфекционных и паразитарных заболеваний
гражданам проводятся профилактические прививки, обязательными из
которых являются против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии,
коклюша, кори, столбняка, клещевого энцефалита и химиопрофилактика
малярии. Группы населения, подлежащие прививкам, порядок, сроки
проведения их определяются отделом охраны здоровья Совета
Министров Крыма и республиканской санитарно-эпидемиологической
станцией.
Статья 25. Государственная гигиеническая экспертиза.
1. Гигиеническая экспертиза - это комплексное изучение
проектов государственных и ведомственных актов, инвестиций,
хозяйственных и других объектов на соответствие их задачам
сохранения здоровья населения, предупреждение вредного влияния на
него факторов окружающей среды.
2. Задачами государственной гигиенической экспертизы
являются:
а) определение опасности для здоровья людей хозяйственной и
другой деятельности, условий труда, обучения, воспитания, быта,
которые прямо или косвенно влияют или могут отрицательно повлиять
на него;
б) установление соответствия объектов экспертизы требованиям
санитарного законодательства, санитарных норм;
в) оценка полноты и обоснованности предупредительных мер в
отношении обеспечения санитарного и эпидемиологического
благополучия, предупреждения вредного влияния факторов внешней
среды на здоровье людей;
г) оценка отрицательного влияния и определение степени риска
для здоровья человека вредных производственных факторов и вредных
факторов окружающей среды.
Статья 26. Обязательность проведения государственной
гигиенической экспертизы.
Проведение государственной гигиенической экспертизы является
обязательным этапом в процессе законотворческой, инвестиционной,
управленческой, хозяйственной и другой деятельности, которая
влияет или может влиять на здоровье людей.
Статья 27. Объекты государственной гигиенической экспертизы.
1. Государственной гигиенической экспертизе подлежат:
а) проекты программ, планов социально-экономического
развития;
б) схемы и другие документы, которые касаются развития
размещения производственных сил, районной планировки, застройки
населенных пунктов, мест курортов, другая предпроектная
документация;
в) проектная документация на отведение земельных участков,
технико-экономическое обоснование и расчеты, проекты на
строительство, расширение, реконструкцию объектов различного
назначения;
г) проекты нормативно-технической, инструктивно-методической
документации, регламентирующей хозяйственную деятельность, которая
может отрицательно влиять на здоровье населения;
д) проекты законодательных и нормативных актов, решений
государственных органов, касающихся санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
е) продукция, полуфабрикаты, вещества, материалы,
хозяйственные решения, системы и объекты, внедрение или реализация
которых может привести к созданию опасности для здоровья людей;
ж) документация по созданию новой техники, технологии
режимов, оборудования, механизмов, машин, инструментов;
з) действующие объекты и комплексы, если они оказывают или
могут оказывать отрицательное влияние на здоровье работающих,
населения, в том числе объекты военного и оборонного назначения;
и) санитарное и эпидемическое состояние регионов, населенных
мест, объектов.
2. В Крыму проводится обязательная ежегодная экспертиза всех
действующих производств, хозяйственных и других объектов с целью
определения их влияния на здоровье населения.
Статья 28. Порядок осуществления государственной
гигиенической экспертизы.
1. Государственная гигиеническая экспертиза проводится
экспертными подразделениями или комиссиями, специально созданными
Главным государственным санитарным врачом Крыма или главными
государственными санитарными врачами городов и районов.
2. В основу государственной гигиенической экспертизы положены
следующие принципы: приоритетность прав человека на жизнь и
здоровье над всеми другими, законность, научная обоснованность,
комплексность, объективность, независимость, долгосрочное
прогнозирование и гласность.
3. К проведению государственной гигиенической экспертизы
могут привлекаться соответствующие государственные органы,
специалисты научных, проектно-конституционных, других учреждений и
организаций, вузов, независимо от их ведомственного подчинения,
представители общественности, эксперты международных организаций.
4. Государственная гигиеническая экспертиза проводится не
более 30 дней, кроме случаев особенно сложных объектов.
5. Группы и виды объектов государственной гигиенической
экспертизы, по которым дают заключения главные государственные
санитарные врачи административных территорий соответствующего
уровня, устанавливаются Главным государственным санитарным врачом
Крыма.
6. Заключение государственной гигиенической экспертизы может
быть обжаловано Главному государственному санитарному врачу
высшего уровня управления, в суд или Арбитражный Суд не позднее 30
дней с момента получения.
Статья 29. Обязательность исполнения заключений
государственной гигиенической экспертизы.
Заключение государственной гигиенической экспертизы является
основанием, обязательным для исполнения.
Положительное заключение государственной гигиенической
экспертизы является основательным для открытия финансирования всех
программ, проектов, видов деятельности.
Реализация программ, проектов, решений без положительного
заключения государственной гигиенической экспертизы запрещается.
( Статья 30 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 31. Гигиеническое воспитание и образование граждан.
1. В целях повышения санитарной культуры населения,
профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом
образе жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и
образование граждан.
2. Гигиеническое воспитание и образование граждан
осуществляются в процессе:
воспитания, обучения в школах, профессионально-технических
училищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке,
переподготовке и повышении квалификации специалистов отраслей
народного хозяйства путем включения в программы обучения и
воспитания разделов о гигиенических знаниях;
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации
руководителей, специалистов и других работников предприятий и
организаций, характер деятельности которых связан с производством,
хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и
бытовым обслуживанием населения.
Раздел IV.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Статья 32. Санитарное нарушение и виды ответственности за его
совершение.
1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права
граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное)
или неосторожное деяние (действие или бездействие), связанное с
несоблюдением санитарного законодательства, в том числе
действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений,
распоряжений и предписаний должностных лиц органов санэпидслужбы
Республики.
2. Руководители государственных, кооперативных органов и
предприятий, владельцы частных предприятий, граждане, допустившие
санитарное правонарушение, привлекаются к дисциплинарной,
административной или уголовной ответственности.
3. Граждане других государств, иностранные граждане и лица
без гражданства, находящиеся на территории Крыма, подлежат
ответственности за нарушение санитарного законодательства Крыма на
общих основаниях с гражданами Республики Крым.
( Статья 33 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 34. Уголовная ответственность.
За совершение санитарных правонарушений, повлекших или
могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний,
отравлений, стойкую и временную утрату трудоспособности,
инвалидность и смертность людей, должностные лица, работники
предприятий и граждане подлежат уголовной ответственности в
соответствии с законодательством.
Статья 35. Ответственность предприятий и организаций за
нарушение санитарного законодательства Крыма.
1. Предприятия и организации, допустившие загрязнение
окружающей среды, выпуск и (или) реализацию продукции, потребление
(использование) которой привлекло к возникновению инфекционных,
паразитарных заболеваний и отравлению людей, обязаны по
постановлению Главного государственного санитарного врача или его
заместителя возместить дополнительные расходы
лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений
на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и
противоэпидемических мероприятий.
В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты
штрафов спор разрешается в судебном или арбитражном порядке.
Раздел V.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ
НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 36. Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор -
деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений,
направленная на профилактику заболеваний людей путем
предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного
законодательства.
Осуществление государственного санитарного надзора за обеспечением
санитарно-эпидемиологического благополучия возлагается на
государственную санитарно-эпидемиологическую службу, действующую в
соответствии с положением, утвержденным Советом Министров Крыма.
Статья 37. Ведомственный санитарно-эпидемиологический
надзор.
Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за
обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках
и на специальных объектах Министерства обороны, Министерства
внутренних дел Украины, Службы национальной безопасности,
расположенных на территории Крыма, осуществляется специальными
службами указанных министерств и ведомств.
Статья 38. Ведомственный санитарный надзор на объектах и
территориях, подведомственных Министерству обороны
Украины, МВД Республики Крым.
Ведомственный санитарный надзор на объектах и территориях,
подведомственных Министерству обороны Украины, МВД Республики
Крым, госкомграницы Украины, Национальной гвардии Украины, Службы
Национальной безопасности Республики Крым, Крымского отделения
Приднепровской железной дороги, Симферопольского авиаотряда за
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, другими
субъектами хозяйствования, гостями, подразделениями, должностными
лицами, военнослужащими и гражданами санитарного законодательства
и проведения ими санитарных и противоэпидемических мероприятий
осуществляется подразделениями, заведениями и должностными лицами
санэпидпрофиля названных министерств и ведомств.
Требования санитарного законодательства, санитарных и
противоэпидемических норм и правил, инструкций, постановлений,
заключений, других нормативных актов Главного государственного
санитарного врача Крыма по вопросам обеспечения санитарного и
эпидемиологического благополучия населения являются обязательными
для объектов и территорий подведомственных названным в первом
абзаце этой статьи министерствам и ведомствам.
Должностные лица, подразделения, учреждения, заведения
ведомственного санитарного надзора наделяются полномочиями и
правами на соответствующих территориях и объектах, которые даны
этим Законом, другими законодательными актами должностным лицам,
учреждениям и заведениям санэпидслужбы Республики Крым.
Порядок осуществления ими саннадзора на подведомственных
объектах определяется санитарным законодательством, а также
положениями, утвержденными соответствующими министерствами и
ведомствами.
Статья 39. Взаимодействия при осуществлении государственного
и ведомственного санитарного надзора и контроля.
При осуществлении государственного санитарного надзора и
контроля органы, учреждения и заведения санэпидслужб
взаимодействуют со всеми правительственными, неправительственными,
общественными и другими организациями и движениями, деятельность
которых направлена на охрану здоровья человека и окружающей среды,
защиту прав и интересов граждан в области обеспечения санитарного
и эпидемиологического благополучия, безопасные условия их
жизнедеятельности.
Координация и методическое руководство деятельностью
ведомственных санэпидслужб возлагается на Главного
государственного санитарного врача Республики Крым. Предприятия и
ведомства, в которых осуществляется ведомственный санитарный
надзор, разрабатывают инструкции о порядке взаимодействия между
ними при планировании и проведении санитарных и
противоэпидемических мероприятий, а также в случаях возникновения
вспышек инфекционных или неизвестных массовых заболеваний и
отравлений, других чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни и
здоровью людей.
Статья 40. Производственный санитарный контроль.
На администрацию предприятий и организаций, граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается
обязанность по обеспечению производственного контроля за
соблюдением санитарных правил в процессе производства
(деятельности) и за выполнением мероприятий, направленных на
предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной
среды, за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания
людей, за гигиеническими показателями качества выпускаемой
продукции.
Статья 41. Общественный санитарный контроль.
Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами
и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность,
вправе осуществлять общественный контроль за выполнением
установленных санитарных правил.
Статья 42. Взаимодействие при осуществлении санитарного
надзора и контроля.
Органы и учреждения санэпидслужбы, осуществляющие
государственный санитарный надзор, обеспечивают методическое
руководство и координацию действий ведомственных
санитарно-эпидемиологических служб производственного и
общественного контроля за соблюдением санитарного
законодательства.
Раздел VI.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Статья 43. Основные направления деятельности и организация
Государственной санитарно-эпидемиологической
службы Республики Крым.
1. Основными направлениями деятельности органов, учреждений и
заведений санэпидслужбы Республики Крым являются:
- наблюдение, сбор информации, анализ, оценка и
прогнозирование показателей здоровья населения в зависимости от
состояния окружающей среды и определение степени риска от его
влияния, а также изучение санитарной и эпидемической ситуации;
- осуществление санитарного надзора, а для органов и
учреждений системы МОЗ Украины - госсаннадзора;
- определение приоритетов профилактики заболеваний, охрана
здоровья населения от вредного влияния на него факторов окружающей
среды;
- разработка обоснованных обязательных для выполнения мер по
обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения,
охране территории от заноса карантинных и других опасных
инфекционных болезней;
- выявление и контроль за ликвидацией причин и условий
возникновения и распространения инфекционных массовых и
неинфекционных заболеваний и отравлений людей;
- осуществление государственной гигиенической экспертизы;
- ведение государственного учета инфекционных и
профессиональных заболеваний и отравлений;
- координация деятельности государственных органов, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и
других субъектов хозяйствования, в т. ч. заведений охраны здоровья
и санэпидслужбы, которые не входят в систему МОЗ Украины, по
вопросам обеспечения санитарного и эпидемического благополучия
населения, охраны территории от заноса карантинных и опасных
инфекционных болезней;
- внедрение предусмотренных законодательством мер пресечения
нарушений санитарного законодательства.
2. Органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемической службы Республики Крым составляют единую
систему, возглавляемую республиканской санэпидстанцией, с
подчинением нижестоящих учреждений вышестоящему.
( Часть третья статьи 43 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
4. Руководство органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Крым возлагается
соответственно на Главного государственного санитарного врача
Республики, главных государственных санитарных врачей городов и
районов.
5. На должности руководителей, врачей и их помощников в
учреждениях, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, принимаются граждане,
получившие специальную подготовку, в том числе по гигиене и
эпидемиологии в высших и средних специальных учебных заведениях.
( Часть шестая статьи 43 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
7. В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайных
ситуациях гигиенических и противоэпидемических мероприятий по
ликвидации и предупреждению распространения инфекционных,
паразитарных и других массовых заболеваний и отравлений населения
при Совете Министров Крыма создается специальный фонд. Порядок
формирования и использования фонда устанавливается согласно
законодательству Республики.
Статья 44. Права должностных лиц государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики
Крым.
1. Главный государственный санитарный врач Республики,
главные государственные санитарные врачи городов, районов, их
заместители имеют право:
1.1. Вносить на основании санэпидсостояния и заболеваемости
населения в органы государственной власти и управления предложения
по вопросам выполнения санитарного законодательства Республики, а
также по проектам планов социального и экономического развития
территорий комплексных программ охраны здоровья населения,
окружающей среды, улучшения условий труда и проживания граждан,
направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
1.2. Беспрепятственно посещать (по предъявлению служебного
удостоверения) и проводить обследование организаций, предприятий,
условий труда граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного
законодательства, проведения гигиенических и противоэпидемических
мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил.
1.3. Предъявлять предприятиям, организациям, а также
должностным лицам и гражданам требования о проведении
гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранение
санитарных правонарушений с указанием сроков их исполнения, а
также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
1.4. Выявлять и устанавливать причины и условия возникновения
и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных
заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и
отравлений людей, обусловленных воздействием на организм человека
неблагоприятных факторов среды его обитания.
1.5. Давать предприятиям и учреждениям основанные на
действующих санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических правилах и нормах заключения:
- по проектам норм проектирования, планировки и застройки
населенных пунктов и перспективных планов размещения
промышленности;
- по вопросам предоставления земельных участков под
строительство, определения мест водозабора и условий спуска
сточных вод и выбросов в атмосферный воздух;
- по техническим (технорабочим) проектам и рабочим чертежам
на строительство предприятий, зданий и сооружений в случае, когда
возникает необходимость частичного отступления от требований
действующих норм и правил, а также при отсутствии утвержденных
норм и правил;
- по подлежащим согласованию проектам стандартов и
технических условий на новые виды сырья, продуктов питания,
промышленных изделий, строительных материалов, тары и упаковочных
материалов, полимерных и синтетических материалов и изделий из
них, а также проектам новых технологических процессов, видов
оборудования, приборов и рабочего инструментария, могущих
оказывать вредное влияние на здоровье людей;
- по соответствию состояния вводимых в эксплуатацию жилых
домов, зданий, объектов культурно-бытового назначения,
промышленных и других предприятий и сооружений действующим
санитарно-гигиеническим и санитарно-противоэпидемическим правилам
и нормам.
1.6. Осуществлять контроль за соблюдением требований
санитарно-гигиенических, противоэпидемических и гидротехнических
правил и норм в проектах на строительство и реконструкцию.
1.7. Приостанавливать эксплуатацию объектов впредь до
проведения необходимых санитарных и противоэпидемических
мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных норм и
правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:
- работы по проектированию и строительству (проведению
отдельных видов работ), а также введению в эксплуатацию
законченных строительством, реконструированных объектов и их
пусковых комплексов;
- эксплуатацию действующих предприятий, организаций,
отдельных производственных участков, цехов, помещений, зданий,
сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение
отдельных видов работ и производственной деятельности;
- применение химических веществ, средств и методов при
производстве и обработке продуктов питания, а также применение
стимуляторов роста пищевых сельскохозяйственных растений и
животных, химических средств защиты растений, полимерных и
пластических масс и других химических продуктов в случае наличия
опасности вредного воздействия их на здоровье людей.
1.8. Вносить предложения в органы государственной власти и
управления о запрещении или введении на отдельных территориях
особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими
хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и
предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений
населения.
1.9. Осуществлять контроль за наличием и численностью
мышевидных грызунов и насекомых - переносчиков инфекционных
заболеваний на объектах госсаннадзора.
1.10. Принимать решения:
- о приостановлении финансирования (кредитования) работ по
проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности
предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими
санитарных правил, постановлений органов и учреждений
Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики
Крым о приостановлении или прекращении этой деятельности;
- о временном отстранении от работы граждан, являющихся
носителями возбудителей инфекционных, паразитарных болезней и
могущих быть источниками их распространения в связи с
особенностями выполняемой работы или производства, в котором они
заняты;
- о проведении лабораторного обследования и медицинского
наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными
инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- об обязательной госпитализации инфекционных больных и
граждан с подозрением на инфекционное, паразитарное заболевание,
представляющих опасность для окружающих;
- о проведении дезинсекции, дезинфекции и дератизации в
очагах инфекционных, паразитарных заболеваний, а также в
помещениях и на территории, где сохраняются условия для
возникновения или распространения инфекционных и паразитарных
заболеваний;
- о проведении профилактических прививок населению или
отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям.
1.11. Вызывать в учреждение Государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Крым должностных
лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения
санитарного законодательства Республики Крым и санитарных правил.
1.12. Рассматривать дела о санитарном правонарушении,
налагать административные взыскания, передавать материалы в
следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять
вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о
применении мер дисциплинарного воздействия.
1.13. Предъявлять требования о возмещении расходов
лечебно-профилактическим и санитарно-профилактическим учреждениям
на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и
медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и
отравлений людей.
1.14. Получать без каких-либо ограничений от предприятий,
организаций и граждан сведения и документы, необходимые для
выполнения возложенных на органы и учреждения Государственной
санитарно-эпидемиологической службой Крыма задач.
1.15. Изымать образцы (пробы) материалов веществ, изделий,
пищевых продуктов, воздуха, воды, почвы для лабораторных
исследований и проведения гигиенической экспертизы.
1.16. Рассматривать заявления и жалобы граждан по вопросам,
касающимся компетенции санэпиднадзора. Учреждениями санэпиднадзора
не рассматриваются жалобы граждан, проживающих в частных
домовладениях, на содержание домашних животных,
неудовлетворительные жилищные условия, судебные разбирательства.
( Часть вторая статьи 44 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
3. Главный государственный санитарный врач Крыма и его
заместители имеют право поручать организациям и учреждениям
проведение специальных экспертиз и консультаций и представлять
предприятиям, организациям и гражданам заключения по нормам
проектирования, нормативно-технической, технологической и
эксплуатационной документации на новую (модернизированную)
продукцию народного хозяйства и технологию ее изготовления, по
контрактной документации на поставку из-за рубежа продукции,
предназначенной для использования в народном хозяйстве и быту, а
также пищевых продуктов и продовольственного сырья, по программам
и режимам воспитания, обучения, учебно-трудовой нагрузки.
4. Права, предусмотренные в пункте 1 подпункта 2, 3, 4, 5,
12, 13, 14 настоящей статьи, распространяются также на должностных
лиц и специалистов органов и учреждений Государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Крым.
Статья 45. Обжалование действий должностных лиц и
специалистов Государственной
санитарно-эпидемиологической службы Крыма.
Действия (бездействия) главных государственных санитарных
врачей, других должностных лиц и специалистов Государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Крым по
предупреждению, обнаружению, пресечению санитарного правонарушения
могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему по
подчиненности Главному государственному санитарному врачу.
Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производится не
позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с
принятым решением действия могут быть обжалованы в суд.
Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия.
Статья 46. Взаимодействие органов и учреждений
Государственной санитарно-эпидемиологической
службы Республики Крым и органов и учреждений
здравоохранения.
Органы и учреждения Государственной
санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения обязаны
осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное
взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения,
профилактики заболеваний и обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Раздел VII.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 47. Международные договоры.
Если международным договором, заключенным Республикой Крым с
другими государствами, установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в санитарном законодательстве Крыма, то они применяются
в той мере, в которой не могут представлять опасность для здоровья
населения, окружающей природной среды и в соответствии с
принципами международных соглашений.

Председатель Верховного
Совета Крыма Н.БАГРОВ
г. Симферополь, 14 октября 1993 г.
N 432-1



вверх