Документ rb0388001-00, текущая редакция — Принятие от 28.11.2000

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об обращениях граждан в адрес Президента Украины
и мерах по удовлетворению обоснованных заявлений
и жалоб непосредственно на местах
( СНПААРК, 2000 г., N 11, ст. 1289 )

Во исполнение поручений Президента Украины от 26 июля
2000 года N 1-14/887 и Премьер-министра Украины от 2 августа
2000 г. N 13212/2 Управлением делами Совета министров Автономной
Республики Крым проанализированы обращения граждан в адрес
Президента Украины.
Заслушав информацию Министра Совета министров Автономной
Республики Крым Гаврина О.М. о количестве и характере обращений
граждан, проводимой работе по их рассмотрению, Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Информацию Министра Совета министров Автономной Республики
Крым Гаврина О.М. принять к сведению (прилагается).
2. Предупредить министров, председателей республиканских
комитетов, районных государственных администраций и городских
голов о персональной ответственности за состояние работы по
рассмотрению обращений граждан и организацию их личного приема,
обязательное и своевременное уведомление заявителей о результатах
проверки их заявлений и жалоб.
3. Признать неудовлетворительной работу Министерства
агропромышленного комплекса, Республиканских комитетов по
жилищно-коммунальному хозяйству, по делам семьи и молодежи, по
земельным ресурсам, по физкультуре и спорту, Джанкойской районной
государственной администрации, исполкома Ялтинского городского
совета по обеспечению рассмотрения обращений граждан в
установленные законодательством сроки.
4. Отметить, что Министерство агропромышленного комплекса,
Республиканские комитеты по жилищно-коммунальному хозяйству, по
делам семьи и молодежи, исполком Ялтинского городского совета не
приняли мер по устранению недостатков в работе с обращениями
граждан, на которые было обращено внимание в постановлении Совета
министров Автономной Республики Крым от 14 декабря 1999 года N 458
( rb0458001-99 ) "О работе министерств, республиканских комитетов,
местных органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления по выполнению Закона Украины "Об обращениях
граждан" и задачах по преодолению формально-бюрократического
подхода к их рассмотрению".
И.о. министра агропромышленного комплекса Пелагенко С.П.,
председателю Республиканского комитета по жилищно-коммунальному
хозяйству Намяку Е.Д., и.о. председателя Республиканского комитета
по делам семьи и молодежи Манежиной Т.А., Ялтинскому городскому
голове Марченко В.И. проанализировать причины невыполнения
постановления ( rb0458001-99 ) Совета министров и привлечь
виновных к ответственности.
5. Министрам, председателям республиканских комитетов,
районных государственных администраций и городским головам:
5.1. Ежеквартально анализировать характер вопросов,
поднимаемых в письмах и устных обращениях граждан. Оперативнее
изучать причины и условия, порождающие обоснованные жалобы,
принимать практические меры по их устранению.
5.2. Привлекать к ответственности должностных лиц,
допускающих волокиту, бюрократическое отношение к просьбам и
жалобам граждан, дающих формальные ответы и отписки, не
выполняющих данные ранее обещания и заверения.
5.3. Обращать особое внимание на рассмотрение повторных
заявлений, тщательно выяснять причины их поступления, принимать
соответствующие меры воздействия к работникам, по вине которых
были поверхностно рассмотрены предыдущие письма.
5.4. Организовать систематическое разъяснение конституционных
прав и обязанностей граждан, законодательства относительно
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, полномочий органов
исполнительной власти и местного самоуправления в решении
вопросов, поднятых гражданами в обращениях, порядка обжалования
принятых по ним решений.
6. Управлению делами Совета министров Автономной Республики
Крым усилить требовательность к оценке ответов по итогам
рассмотрения обращений граждан, добиваться удовлетворения
обоснованных заявлений и жалоб, в первую очередь наименее
социально защищенных граждан.
7. Контроль за выполнением этого постановления возложить на
Министра Совета министров Автономной Республики Крым Гаврина О.М.

Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.ГАВРИН
г. Симферополь, 28 ноября 2000 г.
N 388

Приложение
к постановлению
Совета министров
Автономной Республики Крым
от 28.11.2000 г. N 388
ИНФОРМАЦИЯ
об обращениях граждан в адрес Президента Украины
В адрес Президента Украины за 10 месяцев 2000 года поступило
3805 писем от граждан, проживающих в Автономной Республике Крым,
что на 887 или на 30,4 процента больше чем за аналогичный период
прошлого года.
Такое резкое увеличение количества обращений к главе
государства связано с возросшей активностью населения при
проведении референдума по народной инициативе, реформированием
агропромышленного комплекса, повышением тарифов на коммунальные
услуги, перебоями в отоплении жилья, энерго- и газоснабжении.
Администрацией Президента Украины направлено Совету министров
1900 писем граждан для рассмотрения и принятия мер. Больше всего
их получено от жителей городов: Симферополь (315), Ялта (237),
Керчь (105), Евпатория (103); Симферопольского (95), Ленинского
(95) и Сакского (89) районов. Значительно меньше с вопросами,
которые по мнению авторов могут быть разрешены только Президентом
Украины, было писем из гг. Красноперекопск (17), Судак (30);
Первомайского (24), Раздольненского (28) районов.
Как и во всей почте Совета министров число писем по тематике
проблем, поднимаемых в обращениях к Президенту Украины, к их
общему количеству сохраняется. Всего в обращениях поставлено
2179 различных вопросов. Наибольшее их количество касается проблем
обеспечения жильем, в т.ч. возвратившихся в Крым депортированных
граждан, и коммунального обслуживания (596 или 27,4 процента).
Люди жаловались на неудовлетворительные жилищно-бытовые
условия, снижение объемов жилищного строительства, работу
коммунальных предприятий, чрезвычайно высокие тарифы на услуги,
отсутствие топлива, сжиженного газа, перебои в обеспечении теплом
и водой. Зимой и весной резко возросло число жалоб, особенно от
сельских жителей, на отключение электроэнергии.
Значительная часть обращений поступила по вопросам социальной
защиты - 583 (26,8 процента). В заявлениях говорилось о задержках
с выплатой пенсий, зарплат, установленных компенсаций,
высказывались просьбы о выделении материальной помощи и т.д. Такие
письма поступали преимущественно от людей пожилого возраста,
многодетных матерей, работников бюджетной сферы.
В связи с реализацией Указа Президента Украины об ускорении
реформирования аграрного сектора экономики ( 1529/99 ) втрое
возросло число обращений по вопросам сельского хозяйства (с 62 до
176). Среди них много коллективных, в которых селяне жаловались на
нарушения, допускаемые при выдаче земельных и имущественных паев,
создании частных предприятий, фермерских хозяйств. Под лозунгами
приватизации, реформирования, паевания, считают авторы, зачастую
идет расхищение материально-технической базы предприятий, что
ведет к ликвидации производства, безработице, наносит убытки.
Возросло поступление заявлений и жалоб по вопросам охраны
здоровья (на 42,7 процента). Люди обращаются с просьбами помочь
приобрести дорогостоящие лекарства, оплатить проведение операций,
на которые у них нет средств. Их волнует ухудшение деятельности
лечебных учреждений, сокращение амбулаторной сети,
коммерциализация предоставления медицинских услуг.
В 56 обращениях поднимались вопросы образования, воспитания
детей, оплаты их обучения в коммерческих учебных заведениях.
Недостаточное финансирование учреждений образования приводит к
задержкам выплаты заработной платы, неполному материальному
обеспечению, что в свою очередь порождает массовые нарекания и
жалобы.
Анализ почты в адрес Президента Украины и Совета министров
показывает, что авторам по большей части не было нужды обращаться
в вышестоящие органы власти, если бы непосредственно на месте
внимательнее отнеслись к людским бедам и невзгодам. Как минимум
80 процентов обращений относится к компетенции местных властей.
Люди, сталкиваясь с волокитой, невниманием, предпочитают
обращаться напрямую к Президенту Украины. Но решать местную
проблему все равно приходится на месте.
Зачастую заявители слабо информированы о порядке решения
возникших вопросов на местах и поэтому, минуя их, обращаются в
вышестоящие органы. Как правило, рассмотрение письма в этом случае
сводится к разъяснению положений действующего законодательства,
порой элементарных.
Следует отметить, что чаще всего претензии авторов и их
просьбы о внеочередном улучшении жилищных условий, неотложном
решении других бытовых вопросов не обоснованы или не имеют
законных оснований; сообщения о неправильном поведении и
злоупотреблениях руководящих работников содержат негативные факты,
по которым уже приняты меры или носят клеветнический характер с
целью опорочить человека. Многие граждане обращаются в вышестоящие
органы так как не удовлетворены разъяснениями, добиваясь
безусловного решения своих проблем.
В некоторых случаях такие обращения после тщательного их
изучения удовлетворяются, но порой непросто распознать, где
кончается защита гражданских интересов и где начинается групповой
эгоизм, игнорирующий общественные потребности. Есть группы
населения - профессиональные, территориальные, национальные - чьи
активные представители выдают групповые интересы за общенародные,
навязывая одну точку зрения всему обществу. Наиболее характерно
это проявилось в последнее время в связи с реформированием
агропромышленного комплекса.
Особую группу в почте составляют письма (резолюции митингов,
сходов граждан, коллективные обращения), появление которых
инспирировано различными политическими партиями и общественными
организациями. В них высказывается неудовлетворение существующими
в обществе порядками, темпами проведения экономических реформ,
дается негативная оценка деятельности органов власти, вносятся
предложения, которые по мнению авторов, ускорят решение проблем.
Часть обращений адресовать в самые высокие инстанции вовсе не
было необходимости, т.к. авторам никто ни в чем не отказывал.
Просто они посчитали, что самим фактом обращения туда как бы
придают просьбе большую весомость. Другие поступают так по своей
правовой неосведомленности, уповая на то, что наверху разберутся.
В то же время в некоторых организациях не уделяется должного
внимания повышению уровня работы с обращениями граждан, не всегда
принимаются исчерпывающие меры по оказанию конкретной помощи людям
в решении обоснованных просьб и жалоб, что является основной
причиной поступления большого количества повторных писем (488, что
на 137 больше, чем за такой же период прошлого года).
Не способствует снижению числа обращений в адрес Президента
Украины и упущения в организации личного приема граждан
руководителями предприятий и учреждений. Анализ личного приема
граждан министрами и председателями республиканских комитетов
показал, что каждый четвертый приемный день срывается по тем или
иным причинам. Нередко люди возмущаются тем, что не могут со
своими вопросами попасть на прием к городским головам.
Бездушие, нежелание разобраться в сути дела, оказать
содействие, помощь, заставляет людей браться за перо. "Если и вы
не поможете - будем обращаться выше". Эта фраза часто повторяется
в письмах. Но воспринимается она не как угроза, а как крик о
помощи людей, отчаявшихся найти понимание, разрешить свой вопрос
на месте.
С целью проверки соблюдения на местах конституционных прав
граждан, в первую очередь наименее социально защищенных, за
10 месяцев взято на контроль 2706 поручений (44,6 процента). Из
1501 закрытого дела 204 (13,6 процента) заявлений и жалоб граждан
удовлетворены. По обращениям, которые потребовали особого
внимания, поручения давались лично Председателем Совета министров
или его заместителями. С их непосредственным участием рассмотрено
1516 заявлений и жалоб.
Проведенные в июле-августе т.г. Администрацией Президента
Украины и Кабинетом Министров Украины проверки работы с
обращениями граждан и организации их личного приема в Совете
министров Автономной Республики Крым и исполкоме Ялтинского
городского совета выявили серьезные упущения в этих вопросах.
Министерствам, республиканским комитетам, районным
государственным администрациям, исполкомам городских советов было
поручено улучшить организацию личного приема граждан; обеспечить
полное выполнение постановления Совета министров Автономной
Республики Крым от 14 декабря 1999 года N 458 ( rb0458001-99 )
"О работе министерств, республиканских комитетов, местных органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления по
выполнению Закона Украины "Об обращениях граждан" и задачах по
преодолению формально-бюрократического подхода к их рассмотрению";
проанализировать причины обращений граждан в вышестоящие органы,
принять меры по уменьшению количества писем в их адрес по
вопросам, которые относятся к компетенции местных органов власти;
о проведенной работе доложить до 01.10.2000 г.
К выполнению поручения Председателя Совета министров
большинство министерств и рескомитетов подошло формально, без
должной обеспокоенности состоянием дел. Об этом свидетельствует и
то, что лишь в 6 информациях из 21 сделана попытка анализа
обращений, поступивших из вышестоящих органов; практически ни в
одной информации не раскрыты намечаемые меры по удовлетворению
обоснованных заявлений и жалоб, пересланных из Администрации
Президента Украины. Каждая вторая информация предоставлена с
нарушением установленного срока, а министерства архитектуры и
строительной политики, культуры, Рескомитет по физкультуре и
спорту, вообще прислали отписки не по теме.
В Министерстве агропромышленного комплекса, Рескомитетах по
жилищно-коммунальному хозяйству, по делам семьи и молодежи,
исполкоме Ялтинского городского совета не приняты меры по
устранению недостатков в работе с обращениями граждан, на которые
им указывалось в постановлении Совета министров Автономной
Республики Крым от 14 декабря 1999 года N 458 ( rb0458001-99 ).
Продолжается тенденция к снижению исполнительской дисциплины
в работе с обращениями граждан и в результате все чаще нарушаются
установленные законодательством сроки их рассмотрения.
Совершенно недопустимое положение сложилось в Рескомитете по
жилищно-коммунальному хозяйству, где 29,9 процента заявлений
рассмотрено с нарушением установленного срока, в Джанкойской
районной государственной администрации - 26,3 процента, исполкоме
Ялтинского городского совета - 27,3, Рескомитете по делам семьи и
молодежи - 24,2, Рескомитете по земельным ресурсам - 18,3,
Министерстве агропромышленного комплекса - 25,4, а в Рескомитете
по физкультуре и спорту из всего лишь 6 обращений, направленных на
рассмотрение с контролем, по 5 нарушен установленный срок.
Виновные в волоките к ответственности привлекаются крайне редко.
Анализ работы с президентской почтой указывает на
необходимость усиления внимания министерств, республиканских
комитетов, районных государственных администраций и исполкомов
городских советов к выполнению требований Указа Президента Украины
"О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращения"
( 241/97 ).

Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.ГАВРИН



вверх