Об охране окружающей природной среды
Органы власти АРК, Верховная Рада АРК; Закон от 26.03.1993283-1
Документ rb0283002-93, действует, текущая редакция — Редакция от 17.11.1994

                            З А К О Н 
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об охране окружающей природной среды

( ВВСК 1993 г., N 2, ст. 108 )
( Закон вводится в действие Постановлением ВС Крыма
N 284-1 ( rb0284002-93 ) от 26.03.93 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением
ВР Украины
N 250/94 ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )

Обеспечение экологической безопасности является решающим
условием реализации прав человека на безопасную для здоровья и
жизни среду обитания и устойчивого общественного развития Крыма.
С этой целью Республика Крым осуществляет на своей территории
экологическую политику, направленную на защиту жизни и здоровья
населения от отрицательного воздействия, обусловленного
загрязнением окружающей природной среды, сохранение безопасности
для существования живой и неживой природы окружающей среды в
интересах настоящего и будущего поколений.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе:
окружающая среда - функционирующая в природе система, которую
образуют взаимосвязанные компоненты (поверхность и недра земли,
воздух, вода, почва, растительный и животный мир, органические и
неорганические вещества) и объединяющие их естественные и
антропогенные экосистемы;
охрана окружающей среды - охрана окружающей среды от
физического, химического, биологического и иного негативного
воздействия;
природные ресурсы - элементы живой или неживой природы,
которые используются или могут быть использованы человеком для
удовлетворения своих потребностей;
экосистема - функциональная система живых и неживых
элементов, компоненты которой объединены взаимными связями,
процессами обмена веществ и энергообмена;
нормативы качества окружающей среды - утвержденные
компетентным государственным органом ограничения, регламентирующие
воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;
стандарты качества окружающей среды - утвержденные
компетентным государственным органом нормативные технические
документы, устанавливающие обязательную техническую характеристику
(нормы, условия, требования) продукции и иного объекта
стандартизации в качестве необходимой предпосылки сохранности
окружающей среды и здоровья человека;
лимитирование природных ресурсов - установление норм
использования природных ресурсов с учетом имеющихся данных о
количестве природных ресурсов, их обновлении и сохранении в
интересах будущего;
вредное воздействие на окружающую среду - ослабление или
утрата естественных функций экосистемы или ее компонентов;
экологический мониторинг - систематическое наблюдение за
состоянием и изменением окружающей среды и ее компонентов, оценка
и прогноз антропогенного воздействия;
экологическая экспертиза - установление соответствия
планируемой, проектируемой или проводимой хозяйственной
деятельности законам, нормативам и стандартам охраны окружающей
среды, определение масштаба возможной и существующей экологической
опасности, а также экспертиза целесообразности такой деятельности;
экологическая информация - совокупность данных о состоянии
качества окружающей среды;
хозяйственная деятельность - хозяйственная и иная
деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду;
опасные вещества - ядовитые, вредные, воспламеняющиеся,
взрывчатые, вызывающие коррозию и другие вещества, которые могут
причинить вред человеку и происходящим в окружающей среде
природным процессам.
Статья 2. Задачи законодательства об охране окружающей
природной среды
Задачей законодательства об охране окружающей природной среды
является обеспечение экологически безопасной среды обитания,
регулирование отношений в области охраны, использования и
воспроизводства природных ресурсов, предупреждения и ликвидации
отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов,
генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных
комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных
с историко-культурным наследием.
Статья 3. Законодательство Республики Крым об охране
окружающей природной среды
Отношения в области охраны окружающей природной среды в
Республике Крым регулируются настоящим Законом, Законом Украинской
ССР "Об охране окружающей природной среды" ( 1264-12 ), а также
разрабатываемыми в соответствии с ними земельным, водным, лесным
законодательством, законодательством о недрах, об охране
атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и
животного мира и другим специальным законодательством.
Статья 4. Основные принципы охраны окружающей природной
среды
Основными принципами охраны окружающей природной среды
являются:
а) обеспечение экологически безопасной среды обитания;
б) формирование у человека экологического мировоззрения;
в) приоритетность требований экологической безопасности,
обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и
лимитов использования природных ресурсов при осуществлении
хозяйственной, управленческой и иной деятельности;
г) упреждающий характер мероприятий по охране окружающей
природной среды;
д) экологизация материального производства на основе
комплексного решения вопросов охраны окружающей природной среды,
использования и воспроизводства восстанавливаемых природных
ресурсов путем перехода на экологически безопасные и
ресурсосберегающие технологии;
е) сохранение пространственного и видового разнообразия и
целостности природных объектов и комплексов;
ж) обязательное научно обоснованное согласование
экологических, экономических и социальных интересов общества;
з) обязательность экологической экспертизы;
и) гласность и демократизм при принятии решений, реализация
которых влияет на состояние окружающей природной среды;
к) научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной
и иной деятельности на природную среду;
л) бесплатность общего и дифференцированная платность
специального использования природных ресурсов для хозяйственной
деятельности;
м) взимание платы за загрязнение окружающей природной среды и
ухудшение качества природных ресурсов, неотвратимость
ответственности и возмещение ущерба, причиненного окружающей
природной среде и здоровью человека;
н) сочетание мер стимулирования и ответственности в деле
охраны окружающей природной среды;
о) решение проблем охраны окружающей природной среды на
основе широкого межгосударственного сотрудничества.
Статья 5. Право собственности на природные ресурсы
Полновластие народа Крыма в области охраны окружающей
природной среды и использования природных ресурсов реализуется на
основе Закона Украины "О разграничении полномочий между органами
государственной власти Украины и Республики Крым ( 2299-12 )" и
Конституции Республики Крым.
Статья 6. Объекты правовой охраны окружающей природной среды
Государственной охране и регулированию использования на
территории Республики Крым подлежат: окружающая природная среда,
природные ресурсы как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не
используемые в народном хозяйстве в данный период (земля, недра,
воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животный
мир), ландшафты и другие природные комплексы.
Особой государственной охране подлежат территории и объекты
природно-заповедного фонда Республики Крым и другие территории и
объекты, определенные в соответствии с действующим
законодательством.
Государственной охране от отрицательных воздействий влияния
неблагоприятной экологической обстановки подлежат также здоровье и
жизнь человека.
Статья 7. Государственные экологические программы
С целью проведения эффективной и целенаправленной
деятельности по организации и координации мер по охране окружающей
природной среды, обеспечения экологической безопасности,
рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов
Республики Крым разрабатываются и принимаются республиканские,
региональные, местные н другие территориальные программы, которые
могут быть составными частями экологических программ других
государств.
Порядок разработки экологических программ определяется
Советом Министров Крыма и утверждается Верховным Советом Крыма.
Статья 8. Образование и воспитание в области охраны
окружающей природной среды
Повышение экологической культуры общества и профессиональная
подготовка специалистов обеспечиваются общим обязательным
комплексным образованием и воспитанием в области охраны окружающей
природной среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, в
системе общего среднего, профессионального и высшего образования,
повышения квалификации и переподготовки кадров, а также
информированности населения через средства массовой информации.
Экологические знания являются обязательным квалификационным
требованием для всех должностных лиц, деятельность которых связана
с использованием природных ресурсов и воздействием на состояние
окружающей природной среды.
Лица, не имеющие специального образования, не могут занимать
должности, требующие соответствующих экологических знаний.
Высшие, средние и профессиональные учебные заведения Крыма
обязаны осуществлять подготовку специалистов в области охраны
окружающей природной среды и использования природных ресурсов с
учетом общественных потребностей на основе государственного
заказа.
Статья 9. Научные исследования
В Республике Крым проводятся систематические научные
исследования в области охраны окружающей природной среды,
рационального использования природных ресурсов с целью научного
обоснования экологической политики, разработки мер по охране
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Финансирование научных исследований охраны окружающей
природной среды носит приоритетный характер.
Координацию этих исследований осуществляет специально
уполномоченный орган государственного управления Республики Крым в
области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов.

Раздел II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 10. Общее и специальное использование природных
ресурсов
Использование природных ресурсов в Республике Крым
осуществляется в порядке общего и специального использования
природных ресурсов.
Общее использование природных ресурсов для удовлетворения
жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных,
рекреационных, материальных и т. д.) осуществляется безвозмездно,
без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и представления
соответствующих разрешений, за исключением ограничений,
предусмотренных действующим законодательством.
Специальное использование природных ресурсов гражданами,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм
собственности на основании специальных разрешений (лицензий)
осуществляется за плату.
Порядок специального использования природных ресурсов
определяет Совет Министров и утверждает Верховный Совет Крыма.
( Статья 11 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 12. Соблюдение экологических требований при
использовании природных ресурсов
Использование природных ресурсов гражданами, предприятиями,
учреждениями и организациями осуществляется с соблюдением
обязательных экологических требований:
а) рационального и экономного использования природных
ресурсов на основе применения экологически безопасных
ресурсосберегающих, технологий;
б) осуществления мероприятий по предупреждению порчи,
загрязнения, истощения природных ресурсов, отрицательного
воздействия на состояние окружающей природной среды;
в) осуществления мероприятий по воспроизводству
возобновляемых природных ресурсов;
г) применения биологических, химических и иных методов
улучшения качества природных ресурсов, обеспечивающих охрану
окружающей природной среды и безопасность для здоровья населения;
д) сохранения видового разнообразия, сохранения территорий и
объектов природно-заповедного и рекреационного фондов, а также
других территорий, подлежащих особой охране;
е) осуществления хозяйственной и иной деятельности без
нарушения экологических прав других субъектов.
При использовании природных ресурсов должно обеспечиваться
выполнение и других требований, установленных настоящим Законом и
иным законодательством Республики Крым.
Нормативы использования природных ресурсов устанавливаются
Советом Министров Крыма по представлению специально
уполномоченного органа государственного управления Республики Крым
в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов.

Раздел III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНЫХ
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И РЕКРЕАЦИОННЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Статья 13. Система курортных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных территорий и зон
Природные территории и объекты, используемые для курортных,
лечебно-оздоровительных и рекреационных целей, образуют единую
территориальную систему и подлежат особой охране в соответствии с
законодательством Республики Крым.
Объявление природных территорий курортными,
лечебно-оздоровительными и рекреационными зонами осуществляется
Верховным Советом Крыма, а их природный режим определяется Советом
Министров Крыма в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Курортные н лечебно-оздоровительные зоны
Курортными и лечебно-оздоровительными зонами признаются
территории, имеющие природные лечебные ресурсы: минеральные воды,
лечебные грязи, рапу лиманов и озер, пляжи, акватории, а также
ландшафтные, климатические и другие факторы.
В пределах курортных и лечебно-оздоровительных зон
запрещается деятельность, которая противоречит их целевому
назначению или может отрицательно влиять на лечебные качества и
санитарное состояние территории, подлежащей особой охране.
Курортные и лечебно-оздоровительные районы подлежат обязательному
медицинскому зонированию.
Статья 15. Рекреационные зоны
Рекреационными зонами являются участки суши и водного
пространства, предназначенные для индивидуального н
организованного массового отдыха и туризма и включающие земельные
участки, на которых расположены зоны отдыха, пансионаты, кемпинги,
туристические базы, стационарные и временные оздоровительные
лагеря, дома рыбаков и охотников, детские туристические станции,
парки, зеленые зоны около городов и других населенных пунктов,
учебно-туристические тропы, маркированные трассы.
На территории рекреационных зон запрещается:
а) хозяйственная и другая деятельность, которая отрицательно
влияет на окружающую природную среду или может препятствовать
использованию их по целевому назначению;
б) изменение природного ландшафта и проведение иных действий,
противоречащих использованию этих зон по прямому назначению;
в) строительство новых и расширение действующих промышленных
предприятий и других объектов, не связанных с обеспечением
потребностей населения в отдыхе, туризме, воссоздании и сохранении
природных ценностей этих зон;
г) захоронение токсичных и радиоактивных веществ;
д) промышленная заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов,
ягод, лекарственных растений, древесины, добыча животных, кроме
мест, специально отведенных для этих целей землепользователями,
при наличии соответствующих лицензий;
е) охота вне пределов угодий.
Режим использования этих территорий определяется Советом
Министров Крыма и исполкомами местных Советов народных депутатов в
соответствии с законодательством Республики Крым.
Статья 16. Зоны санитарной охраны
В целях охраны природных качеств и лечебных факторов
рекреационных зон, предотвращения их порчи, загрязнения и
истощения устанавливаются зоны санитарной охраны.
Установлению зон санитарной охраны подлежат:
а) месторождения минеральных вод;
б) месторождения лечебных грязей;
в) месторождения и проявления редких природных факторов -
нафталана, паров, газов и других факторов, имеющих лечебное
значение, карстовые пещеры и выработки, пригодные для лечебного
использования;
г) рапа лиманов и озер;
д) места водопользования, в том числе пляжи и акватории,
используемые для лечения и отдыха;
е) парки, лесопарки, лесные и горные массивы в пределах
курорта, формирующие микроклиматические условия;
ж) особые элементы ландшафта территории (живописные и
примечательные места, памятники природы), влияющие на формирование
микроклимата или выполняющие рекреационно-эстетические функции;
з) территории, на которых расположены лечебно-оздоровительные
учреждения и резервные территории, сохраняемые для дальнейшего
курортного и лечебно-оздоровительного строительства.
Порядок организации санитарной и хозяйственной деятельности в
их пределах определяется Советом Министров Крыма.

Раздел IV. ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
ОСОБОЙ ОХРАНЕ
Статья 17. Система природных территорий и объектов,
подлежащих особой охране
Особой охране подлежат природные территории и объекты,
имеющие большую экологическую ценность как уникальные и типовые
природные комплексы, для сохранения благоприятной экологической
обстановки, предупреждения и стабилизации негативных природных
процессов и явлений.
С учетом природной уникальности в Республике Крым могут
образовываться особые зоны повышенных экологических требований,
правовой статус которых определяется законодательством Республики
Крым.
При разработке схем землеустройства и районной планировки,
проектов внутрихозяйственного землеустройства, генеральных планов
городских территорий населенных пунктов и пригородных зеленых зон
обеспечивается сохранность природных территорий и объектов,
подлежащих особой охране.
На природных территориях и объектах, подлежащих особой
охране, проводятся научные исследования по изучению природных
процессов в биосфере.
Финансирование научных исследований, мероприятий по охране
природных территорий и объектов, подлежащих особой охране,
осуществляется за счет бюджета Украины, бюджета Республики Крым,
местного бюджета, средств предприятий, организаций и учреждений,
внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды,
добровольных взносов и других средств.
В пределах особо охраняемых природных объектов и территорий
запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению
или негативно влияющая на их качество.
Государственное управление в области организации, охраны и
использовании природных территорий и объектов, подлежащих особой
охране, осуществляется Советом Министров Крыма, исполнительными
органами местных Советов, а также специально уполномоченными
органами государственного управления Республики Крым в области
охраны окружающей природной среды и рационального использования
природных ресурсов.
Общественные объединения и организации, в статусе которых
предусмотрена деятельность по охране окружающей природной среды,
осуществляют общественное управление в этой области и имеют право
вносить предложения по организации природных территорий и
объектов, подлежащих особой охране, содействовать Советам народных
депутатов и специально уполномоченным на то государственным
органам по охране окружающей природной среды в проведении
мероприятий по охране этих территорий, использованию и повышению
природоохранных знаний.
Статья 18. Природно-заповедный фонд Республики Крым
Участки суши и водного пространства, природные комплексы и
объекты, имеющие особую экологическую, научную, эстетическую и
народнохозяйственную ценность и предназначенные для сохранения
природного разнообразия, генофонда видов животных и растений,
поддержания общего экологического баланса и фонового мониторинга
окружающей природной среды, исключаются из хозяйственного
использования и объявляются территорией или объектом
природно-заповедного фонда Республики Крым.
В состав природно-заповедного фонда Республики Крым входят
государственные заповедники, природные национальные парки,
биосферные заповедники, заказники, памятники природы, ботанические
сады, дендрологические и зоологические парки, парки-памятники
садово-паркового искусства, ландшафтные памятники, заповедные
урочища.
Изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Крым
запрещено.
Порядок организации, использования и охраны территорий и
объектов природно-заповедного фонда, дополнительные их категории
определяются законодательством Республики Крым.
Статья 19. Охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных и растений
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения в природных
условиях на территории республики виды животных и растений
подлежат особой охране и заносятся в Красные книги Украины и
Республики Крым.
Положение о Красной книге Республики Крым утверждается
Верховным Советом Крыма.
В целях сохранения редких видов животных и растений,
занесенных в Красные книги Украины и Республики Крым, а также
видов, воссоздание которых в природных условиях невозможно,
специально уполномоченные органы государственного управления
Республики Крым в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов и исполнительные
органы местных Советов народных депутатов обязаны принимать
необходимые меры для обеспечения охраны указанных видов животных и
растений, улучшения среды их нахождения, создания надлежащих
условий для размножения либо разведения или расселения.

Раздел V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 20. Экологические права граждан, проживающих на
территории Республики Крым
Каждый гражданин, проживающий на территории Республики Крым,
имеет право на:
а) безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную
среду;
б) участие в обсуждении проектов законодательных актов,
материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов,
которые могут влиять на состояние окружающей природной среды, и
внесение предложений в государственные и хозяйственные органы,
учреждения и организации по этим вопросам;
в) участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране
окружающей природной среды, рациональному и комплексному
использованию природных ресурсов;
г) осуществление общего и специального использования
природных ресурсов;
д) объединение в общественные природоохранные формирования;
е) получение в установленном порядке полной и достоверной
информации о состоянии окружающей природной среды и ее воздействии
на здоровье населения;
ж) участие в проведении общественной экологической
экспертизы;
з) получение экологического образования;
и) предъявление в суд исков к государственным органам,
предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм
собственности и гражданам о возмещении ущерба, причиненного их
здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на
окружающую природную среду.
Законодательством Республики Крым могут быть определены и
иные экологические права граждан, проживающих на территории
республики.
Статья 21. Гарантии и защита экологических прав граждан
Республика Крым гарантирует всем гражданам, проживающим на ее
территории, реализацию экологических прав, предусмотренных
законодательством.
Экологические права граждан обеспечиваются:
а) проведением в республике мероприятий по поддержанию,
восстановлению и улучшению состояния окружающей природной среды;
б) обязанностью министерств, ведомств, предприятий,
учреждений и организаций осуществлять технические и другие
мероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую природную среду, выполнять
экологические требования при планировании, размещении
производительных сил, строительстве, эксплуатации
народнохозяйственных объектов;
в) участием общественных объединений и граждан в деятельности
по охране окружающей природной среды;
г) осуществлением государственного и общественного контроля
за соблюдением законодательства об охране окружающей природной
среды;
д) компенсацией в соответствии с действующим
законодательством ущерба, причиненного здоровью и имуществу
граждан вследствие нарушения законов об охране окружающей
природной среды;
е) неотвратимостью ответственности за нарушение
законодательства об охране окружающей природной среды;
ж) обязательным учетом общественного мнения, выраженного в
соответствии с Законом о референдуме Республики Крым.
Советы народных депутатов, специально уполномоченные органы
государственного управления Республики Крыма области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов обязаны оказывать всестороннюю помощь гражданам в
осуществлении природоохранной деятельности, учитывать их
предложения по улучшению состояния окружающей природной среды и
рациональному использованию природных ресурсов, привлекать к
участию в решении вопросов охраны окружающей природной среды и
использования природных ресурсов.
Деятельность, препятствующая осуществлению права граждан на
безопасную окружающую природную среду и других их экологических
прав, подлежит немедленному прекращению в порядке, установленном
настоящим Законом.
Нарушенные права граждан в области охраны окружающей
природной среды должны быть восстановлены, а их защита
осуществляется в судебном порядке в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 22. Обязанности граждан в области охраны окружающей
природной среды
Граждане, проживающие на территории Республики Крым, обязаны:
а) беречь природу, охранять и рационально использовать ее
богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране
окружающей природной среды;
б) осуществлять деятельность с соблюдением требований
экологической безопасности, других нормативов и лимитов
использования природных ресурсов;
в) не нарушать экологические права и законные интересы других
субъектов;
г) вносить плату за специальное использование природных
ресурсов;
д) компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и иным
отрицательным, неправомерным воздействием на окружающую природную
среду.
Граждане, проживающие на территории Республики Крым, обязаны
выполнять и другие требования в области охраны окружающей
природной среды в соответствии с законодательством Республики
Крым.

Раздел VI. ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
( Статья 23 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 24. Полномочия местных Советов народных депутатов
в области охраны окружающей природной среды
Местные Советы народных депутатов несут ответственность за
состояние окружающей природной среды и в пределах своей
компетенции:
а) дают согласие на разрешение на своей территории
предприятий, учреждений, организаций;
б) утверждают или согласовывают в пределах своей компетенции
с учетом экологических требований проекты планировки и застройки
населенных пунктов, их генеральные планы и схемы промышленных
узлов и других объектов;
в) выдают и отменяют разрешения на обособленное специальное
использование природных ресурсов местного значения;
г) утверждают местные экологические программы;
д) принимают решения об организации территорий и объектов
природно-заповедного фонда местного значения и других территорий,
подлежащих особой охране;
е) приостанавливают хозяйственную деятельность предприятий,
учреждений и организаций местного подчинения, а также ограничивают
или приостанавливают (временно) деятельность не подчиненных Совету
народных депутатов предприятий, учреждений и организаций в случае
нарушения ими законодательства об охране окружающей природной
среды.
Местные Советы народных депутатов могут осуществлять и иные
полномочия в соответствии с действующим законодательством
Республики Крым.

Раздел VII. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 25. Управление в области охраны окружающей природной
среды
Целью управления в области охраны окружающей природной среды
является реализация законодательства, контроль за соблюдением
требований экологической безопасности, обеспечение проведения
эффективных и комплексных мер по охране окружающей природной
среды, рациональному использованию природных ресурсов, достижению
согласованности действий государственных и общественных органов в
области охраны окружающей природной среды.
Управление охраной окружающей природной среды заключается в
осуществлении функций наблюдения, исследования экологической
экспертизы, контроля, прогнозирования, программирования,
информирования и другой исполнительно-распорядительной
деятельности.
Государственное управление в области охраны окружающей
природной среды осуществляют Совет Министров Крыма, исполнительные
и распорядительные органы местных Советов народных депутатов, а
также специально уполномоченный орган государственного управления
Республики Крым в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов, подотчетный Совету
Министров Крыма, Министерству охраны окружающей природной среды
Украины. Порядок его организации и деятельности определяется
Советом Министров Крыма.
Общественное управление в области охраны окружающей природной
среды осуществляется общественными объединениями и организациями,
если подобная деятельность предусмотрена их уставами,
зарегистрированными в соответствии с существующим
законодательством.
( Статья 26 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 27. Компетенция исполнительных и распорядительных
органов местных Советов народных депутатов в
области охраны окружающей природной среды
Исполнительные и распорядительные органы местных Советов
народных депутатов в области охраны окружающей природной среды в
пределах своей компетенции:
а) осуществляют реализацию решений соответствующих Советов
народных депутатов;
б) координируют деятельность местных органов управления,
предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм
собственности и подчинения, находящихся на территории местного
Совета народных депутатов;
в) организуют разработку местных экологических программ н
участвуют в разработке республиканских и региональных
экологических программ;
г) утверждают по представлению специально уполномоченного
органа государственного управления Республики Крым в области
охраны окружающей природной среды и рационального использования
природных ресурсов лимиты использования природных ресурсов
местного значения;
( Пункт "д" статьи 27 отменен на основании Постановления ВР
Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
е) формируют н используют внебюджетные фонды охраны
окружающей природной среды;
ж) организуют в случае необходимости проведение экологической
экспертизы;
з) обеспечивают систематическое и оперативное информирование
населения, предприятий, учреждений и организаций и граждан о
состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения;
и) организуют экологическое просвещение и экологическое
воспитание граждан;
к) принимают решения об организации особо охраняемых
природных территорий и объектов местного значения.
Исполнительные и распорядительные органы Советов народных
депутатов могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с
законодательством Республики Крым.
Статья 28. Компетенция специально уполномоченных органов
государственного управления в области охраны
окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов
К компетенции специально уполномоченного органа
государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов относятся:
а) осуществление комплексного управления, проведение единой
научно-технической политики, координация деятельности министерств,
ведомств, предприятий, учреждений и организаций Украины и
Республики Крым в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов на территории
Республики Крым;
б) государственный контроль за использованием и охраной
земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха,
лесов и другой растительности, заповедных территорий и объектов,
животного мира, морской среды в зоне водопользования,
континентального шельфа, а также за соблюдением норм экологической
безопасности;
в) организация и ведение мониторинга окружающей природной
среды, создание и обеспечение работы республиканской экологической
информационной системы;
г) утверждение нормативов, правил, участие в разработке
стандартов по регулированию использования природных ресурсов и
охраны окружающей природной среды от загрязнения и других вредных
воздействий;
д) осуществление государственной экологической экспертизы;
е) получение безвозмездно от ведомств, предприятий,
учреждений и организаций информации, необходимой для выполнения
возложенных на него задач;
ж) выдача разрешений на захоронение (складирование)
промышленных, бытовых и других отходов, выбросы вредных веществ в
окружающую природную среду, на специальное использование природных
ресурсов в соответствии с законодательством Республики Крым;
з) ограничение или приостановление деятельности предприятий и
объектов независимо от их подчинения и форм собственности, если их
эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об
охране окружающей природной среды, требований разрешений на
использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ;
и) предъявление исков о возмещении ущерба и потерь,
причиненных в результате нарушения законодательства об охране
окружающей природной среды;
к) составление протоколов и рассмотрение дел об
административных правонарушениях в области охраны окружающей
природной среды и использования природных ресурсов;
л) координация работы в области охраны окружающей природной
среды и использования природных ресурсов других специально
уполномоченных органов государственного управления Республики Крым
и Украины;
м) ведение Красной книги Республики Крым;
н) осуществление международного сотрудничества, организация
выполнения обязательств Республики Крым по международным
соглашениям в области охраны окружающей природной среды.
Специально уполномоченный орган государственного управления
Республики Крым в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов исполняет и другие
функции в соответствии с положением о нем, утверждаемым Советом
Министров Крыма.
В структуре специально уполномоченного органа
государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов могут создаваться специальные подразделения, работники
которых наделяются правом ношения формы установленного образца и
огнестрельного оружия. Решения специально уполномоченного органа
государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны
для всех предприятий, учреждений, организаций, исполнительных и
распорядительных органов местных Советов, могут быть обжалованы в
судебном порядке.
Компетенция в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов других специально
уполномоченных органов государственного управления Республики Крым
и Украины определяется законодательством Республики Крым, а также
положениями об этих органах, утвержденных в установленном порядке.
Статья 29. Полномочия общественных объединении в области
охраны окружающей природной среды
Общественные природоохранные объединения имеют право:
а) разрабатывать и пропагандировать свои природоохранные
программы;
б) образовывать общественные фонды охраны природы, по
согласованию с местными Советами народных депутатов за счет
собственных средств и добровольного трудового участия членов
общественных организаций выполнять работы по охране и
воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению
состояния окружающей природной среды;
в) принимать участие в проведении специально уполномоченными
органами управления в области охраны окружающей природной среды
проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями
природоохранных планов и мероприятий;
г) проводить общественную экологическую экспертизу,
обнародовать ее результаты и передавать ее органам, уполномоченным
принимать решения;
д) получать в установленном порядке информацию о состоянии
окружающей природной среды, источниках ее загрязнения, программах
и мерах по охране окружающей природной среды;
е) выступать с инициативой проведения республиканского и
местных референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающей
природной среды, использованием природных ресурсов и обеспечением
экологической безопасности;
ж) вносить в соответствующие органы предложения об
организации территорий и объектов природно-заповедного фонда;
з) подавать в суд иски о возмещении ущерба, причиненного
вследствие нарушения законодательства об охране окружающей
природной среды, в том числе здоровью граждан и имуществу
общественных объединений;
и) принимать участие в мероприятиях международных
неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей
природной среды.
Деятельность общественных объединений в области охраны
окружающей природной среды осуществляется в соответствии с
законодательством Республики Крым на основе их уставов.

Раздел VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 30. Задачи контроля в области охраны окружающей
природной среды и рационального использования
природных ресурсов
Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов состоят в
обеспечении соблюдения норм законодательства об охране окружающей
природной среды всеми государственными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от форм собственности и
подчинения, а также гражданами.
Статья 31. Государственный контроль в области охраны
окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов
Государственный контроль в области охраны окружающей
природной среды и рационального использования природных ресурсов
осуществляется Советом Министров Крыма, исполнительными и
распорядительными органами местных Советов, а также специально
уполномоченным органом государственного управления Республики Крым
в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов.
Государственному контролю подлежат использование и охрана
земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха,
лесов и другой растительности, животного мира, морской среды в
зоне водопользования Республики Крым, континентального шельфа,
природных территорий и объектов, подлежащих особой охране,
состояние окружающей природной среды.
Должностные лица органов государственного экологического
контроля в пределах своих полномочий с соблюдением установленного
порядка имеют право:
а) посещать предприятия, учреждения, организации, независимо
от форм собственности и подчинения, включая воинские части,
специальные объекты и службы Министерства обороны, органов
внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с
документами, анализами, иными материалами, необходимыми для
выполнения их служебных обязанностей;
б) проверять работу очистных сооружений и других
обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение
нормативов качества окружающей природной среды,
природоохранительного законодательства, выполнение планов и
мероприятий по охране окружающей природной среды;
назначать государственную экологическую экспертизу,
обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
в) требовать устранения выявленных недостатков, давать в
пределах предоставленных прав указания или заключения по
размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в
эксплуатацию, эксплуатации объектов;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к
административной ответственности, направлять материалы о
привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности,
предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного окружающей
природной среде или здоровью человека нарушениями
природоохранительного законодательства;
г) принимать решения об ограничении, приостановлении,
прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой
деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и
несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
Указанные решения обязательны для исполнения всеми
министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами. На основании этих
решений соответствующие банковские учреждения прекращают
финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее
запрете органом государственного экологического контроля.
Решения государственных органов экологического контроля и
должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Порядок осуществления государственного контроля за охраной
окружающей природной среды и использования природных ресурсов
определяется настоящим Законом и другим законодательством
Республики Крым.
Статья 32. Ведомственный контроль в области охраны окружающей
природной среды и рационального использования
природных ресурсов
Ведомственный контроль осуществляется министерствами,
ведомствами, экологическими службами предприятий, учреждений,
организаций с целью проверки выполнения требований
природоохранительного законодательства, соблюдения нормативов
качества окружающей природной среды, выполнения планов и
мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды,
рациональному использованию и производству природных ресурсов в
системе соответствующих министерств и ведомств.
Порядок организации ведомственного контроля регулируется
соответствующими положениями на основе настоящего Закона и другого
законодательства Республики Крым.
Статья 33. Общественный контроль в области охраны окружающей
природной среды
Общественный контроль в области охраны окружающей природной
среды осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей
природной среды, а также общественными объединениями и
организациями, в статусе которых предусмотрена деятельность по
охране окружающей природной среды, согласно положению,
утвержденному специально уполномоченным органом государственного
управления Республики Крым в области охраны окружающей природной
среды и рационального использования природных ресурсов.
Общественные инспектора охраны окружающей природной среды:
а) принимают участие в проведении совместного с работниками
органов государственного контроля рейдов и проверок соблюдения
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами
законодательства об охране окружающей природной среды, соблюдения
норм экологической безопасности и использования природных
ресурсов;
б) проводят проверки и составляют протоколы о нарушениях
законодательства об охране окружающей природной среды и
представляют их органам государственного контроля в области охраны
окружающей природной среды и правоохранительным органам для
привлечения виновных к ответственности;
в) оказывают помощь органам государственного контроля в
области окружающей природной среды в деятельности по
предотвращению экологических правонарушений.
Органы общественного контроля в области охраны окружающей
природной среды могут осуществлять и иные функции в соответствии с
законодательством Республики Крым.
Статья 34. Прокурорский надзор за соблюдением
законодательства об охране окружающей природной
среды
Надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей
природной среды осуществляет Прокурор Республики Крым и
подчиненные ему органы прокуратуры.
При осуществлении надзора органы прокуратуры в целях
выявления, пресечения и устранения нарушений законодательства об
охране окружающей природной среды, а также причин и условий им
способствующих, используют права и полномочия, предоставленные
Законом Украины "О прокуратуре" ( 1789-12 ).

Раздел IX. НАБЛЮДЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, УЧЕТ И
ИНФОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ
Статья 35. Мониторинг окружающей природной среды
В целях обеспечения сбора, обработки, сохранения и анализа
информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования
ее изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для
принятия эффективных управленческих решений в Республике Крым
создается система государственного мониторинга окружающей
природной среды. Наблюдение за состоянием окружающей природной
среды, уровнем ее загрязнения осуществляется специально
уполномоченными государственными органами, а также предприятиями,
учреждениями и организациями.
Указанные предприятия, учреждения и организации обязаны
безвозмездно передавать соответствующим государственным органам
аналитические материалы своих наблюдений.
Порядок осуществления государственного мониторинга окружающей
природной среды определяется Советом Министров Крыма.
Специально уполномоченные государственные органы вместе с
соответствующими научными учреждениями обеспечивают организацию
краткосрочного и долгосрочного прогнозирования изменений
окружающей природной среды, которые должны учитываться при
разработке и выполнении программ и мер по экономическому и
социальному развитию республики, в том числе по охране окружающей
природной среды, использованию и воссозданию природных ресурсов и
обеспечению экологической безопасности.
Статья 36. Кадастры природных ресурсов
Для учета количественных, качественных и других характеристик
природных ресурсов, объемов, характера и режима их использования
ведутся государственные кадастры природных ресурсов.
( Часть вторая статьи 36 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 37. Государственный учет объектов, вредно
воздействующих на состояние окружающей природной
среды
Объекты, которые вредно воздействуют или могут воздействовать
на состояние окружающей природной среды, виды и количество вредных
веществ, попадающих в окружающую природную среду, виды и размеры
вредных физических воздействий на нее, подлежат государственному
учету.
Предприятия, учреждения и организации производят первичный
учет в области охраны окружающей природной среды и безвозмездно
представляют соответствующую информацию органам, ведущим
государственный учет в этой области.
( Часть третья статьи 37 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 38. Информирование о состоянии окружающей природной
среды
На специально уполномоченный орган государственного
управления Республики Крым в области охраны окружающей природной
среды и рационального использования природных ресурсов, его органы
на местах и другие специально уполномоченные государственные
органы возлагается подготовка и представление ежегодно Верховному
Совету Крыма доклада о состоянии окружающей природной среды в
республике, а также обеспечение заинтересованных государственных и
общественных органов, предприятий, учреждений, организаций и
граждан информацией о состоянии окружающей природной среды,
случаях и причинах ее экстремального загрязнения, рекомендациями
относительно мер, направленных на уменьшение его отрицательного
воздействия на природные объекты и здоровье населения, о
последствиях и результатах ликвидации этих явлений, экологических
прогнозах, о привлечении виновных к ответственности.
Предприятия обязаны информировать специально уполномоченный
орган государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов об аварийных и иных ситуациях, создающих угрозу здоровью
населения и загрязнение окружающей природной среды.

Раздел X. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 39. Задачи стандартизации и нормирования в области
охраны окружающей природной среды
Экологическая стандартизация и нормирование проводятся с
целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований
по охране окружающей природной среды, использования природных
ресурсов и обеспечения экологической безопасности и оценки
качества окружающей природной среды.
Статья 40. Экологические стандарты
Государственные стандарты в области охраны окружающей
природной среды обязательны для выполнения и определяют понятия и
термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы
контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по
предотвращению вредного воздействия загрязнения окружающей
природной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные с
охраной окружающей природной среды и использованием природных
ресурсов.
Экологические стандарты разрабатываются и вводятся в действие
в порядке, устанавливаемом законодательством Украины и Республики
Крым.
Статья 41. Экологические нормативы
Система экологических нормативов включает:
а) нормативы экологической безопасности (предельно допустимые
концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде,
предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного и
другого вредного физического воздействия на окружающую природную
среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах
питания);
б) предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую
природную среду загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия
физических и биологических факторов.
Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраны
окружающей природной среды и здоровья людей от отрицательного
воздействия ее загрязнения.
( Часть третья статьи 41 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, особых
зон устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых
концентраций загрязняющих веществ и других вредных воздействий на
окружающую природную среду.
Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие
специально уполномоченным органом государственного управления в
области охраны окружающей природной среды Республики Крым и
другими уполномоченными на то государственными органами в
соответствии с законодательством Украины и Республики Крым.

Раздел XI. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 42. Обязательность экологической экспертизы
В Республике Крым осуществляется государственная,
общественная и другие виды экологической экспертизы.
Проведение государственной экологической экспертизы является
обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной,
управленческой, хозяйственной и другой деятельности,
воздействующей на состояние окружающей природной среды, и
осуществляется за счет средств заказчика.
( Часть третья статьи 42 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 43. Объекты экологической экспертизы
Экологической экспертизе подлежат:
а) проекты схем развития и размещения производительных сил,
развития отраслей народного хозяйства, генеральных планов
населенных пунктов, схем районного планирования и другая
предплановая и предпроектная документация;
б) технико-экономические обоснования и расчеты, проекты на
строительство и реконструкцию (расширение, техническое
перевооружение) предприятий и других объектов независимо от форм
собственности и подчинения, в том числе военного назначения;
в) проекты инструктивно-методических и нормативно-технических
актов и документов, регламентирующих хозяйственную деятельность,
отрицательно воздействующую на окружающую природную среду;
г) документация по созданию новой техники, технологии,
материалов и веществ, в том числе закупаемых за границей;
д) экологической экспертизе подлежат экологически опасные
действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного
назначения;
е) материалы, вещества, продукция, хозяйственные решения,
системы и объекты, внедрение или реализация которых может привести
к нарушению норм экологической безопасности и отрицательному
воздействию на окружающую природную среду или созданию опасности
для здоровья людей.
Статья 44. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза производится
экспертными подразделениями или комиссиями, создаваемыми
специально уполномоченным органом государственного управления
Республики Крым в области охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов, а также
уполномоченными им организациями на основе принципа законности,
научной обоснованности, комплексности, независимости, гласности и
долгосрочного прогнозирования.
Задачами государственной экологической экспертизы являются:
а) определение экологической безопасности хозяйственной и
иной деятельности, которая может в настоящем и будущем прямо или
косвенно отрицательно воздействовать на состояние окружающей
природной среды;
б) установление соответствия предпроектных, предплановых,
проектных и иных решений требованиям законодательства об охране
окружающей природной среды;
в) оценка полноты и обоснованности предусматриваемых мер по
охране окружающей природной среды и здоровья населения.
Для участия в проведении государственной экологической
экспертизы привлекаются соответствующие органы государственного
управления Республики Крым, представители
научно-исследовательских, проектно-конструкторских, других
учреждений, организаций, высших учебных заведений, общественности
и отдельные физические лица в качестве экспертов.
Статья 45. Обязательность исполнения заключений
государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы после
утверждения специально уполномоченным органом государственного
управления Республики Крым в области охраны окружающей природной
среды и рационального использования природных ресурсов является
обязательным для исполнения.
Положительное заключение государственной экологической
экспертизы является основанием для открытия финансирования всех
программ и проектов.
Реализация программ, проектов и решений без положительного
заключения государственной экологической экспертизы запрещается.
Статья 46. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза осуществляется
независимыми группами специалистов по инициативе общественных
объединений, а также местных органов власти за счет их собственных
средств или на общественных началах.
Общественная экологическая экспертиза производится независимо
от государственной экологической экспертизы.
Заключения общественной экологической экспертизы могут
учитываться органами, осуществляющими государственную
экологическую экспертизу, а также органами, заинтересованными в
реализации проектных решений или эксплуатирующими соответствующий
объект.

Раздел XII. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 47. Экологические требования к размещению,
проектированию, строительству, реконструкции,
вводу в строй и эксплуатации предприятий,
сооружений и других объектов
При проектировании, размещении, строительстве, вводе в строй
новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других
объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых
технологических процессов и оборудования, а также в процессе
эксплуатации этих объектов обеспечивается экологическая
безопасность людей, рациональное использование природных ресурсов,
соблюдение нормативов вредных воздействий на окружающую природную
среду. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация,
обезвреживание вредных веществ и отходов или полная их ликвидация,
выполнение других требований по охране окружающей природной среды
и здоровья людей.
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых
связана с вредным воздействием на окружающую природную среду,
независимо от времени ввода их в строй, должны быть оснащены
сооружениями, оборудованием и устройствами для очистки выбросов и
сбросов или их обезвреживания, уменьшения воздействия вредных
факторов, а также приборами контроля за количеством и составом
загрязняющих веществ и за характеристиками вредных факторов.
Проекты хозяйственной и иной деятельности должны содержать
материалы оценки ее воздействия на окружающую природную среду и
здоровье людей.
Оценка осуществляется с учетом требований законодательства об
охране окружающей природной среды, экологической емкости данной
территории, состояния окружающей природной среды в месте, где
планируется размещение объектов, экологических прогнозов,
перспектив социально-экономического развития региона, мощности и
видов совокупного воздействия вредных факторов и объектов на
окружающую среду.
Предприятия, учреждения и организации, которые размещают,
проектируют, строят, реконструируют, технически перевооружают,
вводят в строй предприятия, сооружения и другие объекты, а также
проводят исследовательскую деятельность, которая по их оценке
может оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей
природной среды, подают специально уполномоченному органу
государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов специальное заявление об этом.
Запрещается ввод в строй предприятий, сооружений и других
объектов, на которых не обеспечены в полном объеме соблюдение всех
экологических требований и выполнение мер, предусмотренных в
проектах на строительство и реконструкцию (расширение и
техническое переоснащение).
Статья 48. Охрана окружающей природной среды при применении
средств защиты растений, минеральных удобрений,
токсичных химических веществ и иных препаратов
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны
соблюдать правила транспортирования, хранения и применения средств
защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений,
токсичных химических веществ и других препаратов, с тем чтобы не
допустить загрязнения ими или их составными окружающей природной
среды и продуктов питания.
При создании новых химических препаратов и веществ, других
препаратов, опасных для окружающей среды, субстанции должны
разрабатываться и утверждаться в установленном законодательством
порядке допустимые уровни содержания этих веществ в объектах
окружающей природной среды и продуктах питания, методы определения
их остаточного количества и утилизации после использования.
Содержание естественных и искусственных примесей, которые
могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды
или здоровья людей, в таких препаратах, а также сырье,
используемом для их производства, не должно превышать допустимых
уровней, установленных в соответствии с законодательством.
Экологические требования при производстве, хранении,
транспортировке, использовании, обезвреживании, захоронении
токсичных и других опасных для окружающей природной среды и
здоровья людей веществ, отнесение химических веществ к категории
токсичных и их классификация по степени опасности определяются
нормативными документами на основании заключения государственной
экологической экспертизы и согласовываются Министерством
здравоохранения Украины и Министерством охраны окружающей
природной среды Украины и соответствующими органами Совета
Министров Крыма.
Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста,
минеральных удобрений и других веществ и препаратов, применение
которых разрешается в народном хозяйстве, а также способы, условия
их применения согласовываются Министерством здравоохранения
Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Украины
и утверждаются соответствующими органами государственного
управления Республики Крым.
Статья 49. Охрана окружающей природной среды от
неконтролируемого и вредного биологического
воздействия
Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать
экологически безопасное производство, хранение, транспортировку,
использование, уничтожение, обезвреживание и захоронение
микроорганизмов, других биологически активных веществ и предметов
биотехнологии, а также интродукцию, акклиматизацию и
реакклиматизацию животных и растений, разрабатывать и осуществлять
меры по предотвращению и ликвидации последствий вредного
воздействия биологических факторов на окружающую природную среду и
здоровье людей.
Создание новых штаммов микроорганизмов и биологически
активных веществ осуществляется на основании разрешений
соответствующих органов государственного управления Республики
Крым, согласованных Министерством здравоохранения Украины и
Министерством охраны окружающей природной среды Украины при
наличии оценки их воздействия на окружающую природную среду и
здоровье людей.
При создании указанных организмов и веществ должны
разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций,
методы определения этих организмов и веществ в окружающей
природной среде и продуктах питания.
( Часть четвертая статьи 49 отменена на основании
Постановления ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 50. Охрана окружающей природной среды от
акустического, электромагнитного, ионизирующего и
иного вредного воздействия физических факторов и
радиоактивного загрязнения
Исполнительные органы местных Советов, предприятия,
учреждения, организации и граждане при осуществлении своей
деятельности обязаны принимать необходимые меры по предотвращению
и недопущению превышения установленных уровней акустического,
электромагнитного, ионизирующего и иного вредного физического
воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека в
населенных пунктах, рекреационных и заповедных зонах, а также в
местах массового скопления и размножения диких животных.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие
хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием
радиоактивных веществ в разных формах и в любых целях, обязаны
обеспечить экологическую безопасность этой деятельности,
исключающей возможность радиоактивного загрязнения окружающей
природной среды и отрицательного воздействия на здоровье людей в
процессе добычи, обогащения, транспортировки, переработки и
использования радиоактивных веществ.
Статья 51. Охрана окружающей природной среды от загрязнения
производственными, бытовыми и иными отходами
Предприятия, учреждения, организации и граждане должны
принимать эффективные меры по уменьшению объемов образования и по
обезвреживанию, переработке, безопасному складированию или
захоронению производственных, бытовых и иных отходов.
Складирование, хранение и размещение отходов допускается лишь
при наличии специального разрешения местных Советов народных
депутатов в пределах установленных лимитов с соблюдением
санитарных и экологических норм способом, обеспечивающим
возможность их дальнейшего хозяйственного использования и
безопасности для окружающей природной среды и здоровья людей.
Запрещается ввоз на территорию Республики Крым токсичных и
радиоактивных отходов, а также их складирование, хранение,
транспортировка и размещение.
Статья 52. Экологическая безопасность транспортных средств
Предприятия, учреждения, организации, осуществляющие
проектирование, производство, эксплуатацию и обслуживание
автомобилей, самолетов, судов, иных передвижных средств, установок
и производств и снабжение горючим для них, обязаны разрабатывать и
осуществлять комплекс мер по снижению токсичности и обезвреживанию
вредных веществ, содержащихся в выбросах и сбросах транспортных
средств, переходу на менее токсичные виды энергии и топлива,
соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие меры,
направленные на предотвращение и уменьшение выбросов и сбросов в
окружающую природную среду загрязняющих веществ и соблюдение
установленных уровней физических воздействий.
Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных
средств и установок, в выбросах и сбросах которых содержание
загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, не
допускается.
Руководители транспортных организаций и владельцы
транспортных средств несут ответственность за соблюдение
нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих
веществ и предельно допустимых уровней физических воздействий на
окружающую природную среду, установленных для соответствующего
типа транспорта.
Статья 53. Соблюдение требований экологической безопасности
при проведении научных исследований, внедрении
открытий, изобретений, применении новой техники,
импортного оборудования, технологий и систем
При проведении фундаментальных и прикладных научных,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
обязательно должны учитываться требования охраны окружающей
природной среды, рационального использования и воссоздания
природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
Запрещается внедрение открытий, изобретений, применение новой
техники, импортного оборудования, технологий и систем, если они не
отвечают требованиям экологической безопасности.
В случае нарушения установленных требований подобная
деятельность прекращается уполномоченными на это государственными
органами, а виновные лица привлекаются к ответственности.
( Статья 54 отменена на основании Постановления ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 55. Экологические требования при размещении и развитии
населенных пунктов
Планирование, размещение, застройка, развитие населенных
пунктов осуществляется по решению местных Советов народных
депутатов с учетом экологической емкости территорий, соблюдением
требований охраны окружающей природной среды, рационального
использования природных ресурсов и экологической безопасности.
При разработке генеральных планов развития и размещения
населенных пунктов сельские, поселковые, городские Советы народных
депутатов устанавливают режим использования природных ресурсов,
охраны окружающей природной среды и экологической безопасности в
пригородных и зеленых зонах по согласованию с Советами народных
депутатов, на территории которых они находятся, в соответствии с
законодательством Республики Крым.

Раздел XIII. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 56. Экономические меры по обеспечению охраны
окружающей природной среды
Экономические меры по обеспечению охраны окружающей природной
среды предусматривают:
а) взаимосвязь всей управленческой, научно-технической и
хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций с
рациональным использованием природных ресурсов и эффективностью
мер по охране окружающей природной среды на основе экономических
рычагов;
б) установление лимитов использования природных ресурсов,
выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную
среду и размещения отходов;
в) установление нормативов платы и размеров платежей за
использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих
веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие
виды вредного воздействия;
г) предоставление предприятиям, учреждениями организациям, а
также гражданам налоговых, кредитных и других льгот при внедрении
ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и
нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер
по охране окружающей природной среды;
д) возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного
нарушением законодательства об охране окружающей природной среды.
Статья 57. Финансирование мер по охране окружающей природной
среды
В Республике Крым финансирование соответствующих
исследований, разработка и проведение мер по охране окружающей
природной среды осуществляется за счет бюджета Украины, бюджета
Республики Крым и местных бюджетов, средств предприятий,
учреждений и организаций, внебюджетных фондов охраны окружающей
природной среды, добровольных взносов и иных средств.
Статья 58. Плата за специальное использование природных
ресурсов
Плата за специальное использование природных ресурсов
устанавливается на основе нормативов и лимитов их использования.
Нормативы платы за использование природных ресурсов
определяются с учетом их распространения, качества, возможности
воспроизводства, доступности, комплексности, продуктивности,
местонахождения, возможности переработки, утилизации отходов и
других факторов.
Нормативы платы за использование природных ресурсов, а также
порядок ее взимания устанавливаются Советом Министров Крыма.
Лимиты использования природных ресурсов республиканского
значения устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров
Крыма.
Лимиты использования природных ресурсов местного значения
устанавливаются в порядке, определяемом исполнительными органами
местных Советов народных депутатов.
Платежи за использование природных ресурсов в пределах
установленных лимитов относятся на издержки производства, а за
сверхлимитное использование и снижение их качества взимаются с
прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, учреждений,
организаций или граждан. ( Статья 58 отменена в части установления платы за природные
ресурсы на основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР
( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 59. Плата за загрязнение окружающей природной среды
Плата за загрязнение окружающей природной среды является
обязательной и устанавливается на основе лимитов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и
размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного,
строительного и другого производства.
Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, размещение отходов промышленного, строительного и
иного производства и другие виды вредного воздействия на
территории республики устанавливаются специально уполномоченным
органом государственного управления Республики Крым в области
охраны окружающей природной среды и рационального использования
природных ресурсов.
Порядок установления нормативов платы и взимания платежей за
загрязнение окружающей природной среды определяется Советом
Министров Крыма.
Платежи предприятий, учреждений, организаций за выбросы и
сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
размещение отходов, ухудшение качества природных ресурсов и виды
вредного воздействия в пределах лимитов относятся на издержки
производства, а за превышение лимитов взимаются с прибыли,
остающейся в распоряжении предприятий, учреждений, организаций.
Граждане несут материальную ответственность за загрязнение
окружающей природной среды.
Статья 60. Платность использования природных ресурсов ( Название статьи 60 противоречит Закону Украины "Об охране
окружающей природной среды" ( 1264-12 ) в соответствии с
Постановлением ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от
17.11.1994 )
( Часть первая статьи 60 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная
растительность, животный мир, рекреационные и другие природные
ресурсы) взимается:
а) за право пользования природными ресурсами в пределах
установленных лимитов;
б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных
ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие
воздействия взимается за:
а) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и
другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
б) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и
другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за природные ресурсы, за нормативные и сверхнормативные
выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды
загрязнения перечисляется в бесспорном порядке во внебюджетные
фонды охраны окружающей природной среды из средств предприятий,
организаций, учреждений.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за
использование природных ресурсов и загрязнение окружающей
природной среды определяется Советом Министров Крыма.
Внесение платы за использование природных ресурсов и
загрязнение окружающей природной среды не освобождает
природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей
природной среды и возмещения ущерба, причиненного экологическим
правонарушением.
Платежи за использование природных ресурсов республиканского
значения поступают в республиканский и местный внебюджетные фонды
охраны окружающей природной среды в пропорциях:
30% - в республиканский фонд;
70% - в местные фонды.
Платежи за использование природных ресурсов местного значения
в полном объеме поступают в местный внебюджетный фонд охраны
окружающей природной среды.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в
местные, республиканские (Республики Крым и Украины) внебюджетные
фонды охраны окружающей природной среды в соотношении
соответственно 70, 20 и 10 %.
Средства, поступающие от исков и штрафов, взыскиваемых для
возмещения ущерба, зачисляются на особый счет специально
уполномоченного органа государственного управления Республики Крым
в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов. Положение об использовании этих
средств утверждается Советом Министров Крыма. ( Статья 60 отменена в части установления платы за природные
ресурсы на основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР
( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 61. Внебюджетные фонды охраны окружающей природной
среды
Для финансирования мер по охране окружающей природной среды
образуются республиканский и местные внебюджетные фонды охраны
окружающей природной среды.
Республиканский внебюджетный фонд охраны окружающей природной
среды образуется за счет:
а) отчислений из местных внебюджетных фондов охраны
окружающей природной среды, размер которых определяется Верховным
Советом Крыма;
б) средств от штрафов и исков, взыскиваемых в возмещение
ущерба, причиненного республике нарушением природоохранительного
законодательства в результате хозяйственной и иной деятельности;
в) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций,
граждан и других поступлений.
Распределение средств, поступающих в республиканский
внебюджетный фонд охраны окружающей природной среды,
осуществляется Верховным Советом Крыма по представлению специально
уполномоченного органа государственного управления Республики Крым
в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов.
Местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды
образуются за счет:
а) платежей за загрязнение окружающей природной среды;
б) платежей за использование природных ресурсов;
в) денежных отчислений за нарушение норм и правил охраны
окружающей природной среды, санитарных норм и ущерба, причиненного
нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в
результате хозяйственной и иной деятельности, сверхлимитное
использование природных ресурсов;
г) целевых и иных добровольных взносов предприятий,
учреждений, организаций и граждан;
д) поступление от реализации конфискованного в соответствии с
законодательством имущества, явившегося предметом экологического
правонарушения;
е) распределение средств, поступающих в местные внебюджетные
фонды, осуществляется местными Советами по представлению местных
подразделений специально уполномоченного органа государственного
управления Республики Крым в области охраны окружающей природной
среды и рационального использования природных ресурсов.
Средства республиканского и местных внебюджетных фондов
охраны окружающей природной среды могут использоваться только для
целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих
мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, а
также мер по снижению вредного воздействия окружающей природной
среды на здоровье населения.
Средства, поступающие во внебюджетные фонды охраны окружающей
природной среды, зачисляются на особые счета специально
уполномоченного органа государственного управления Республики Крым
в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов и его подразделений на местах.
Положение о внебюджетных фондах охраны окружающей природной
среды утверждается Верховным Советом Крыма.
В Республике Крым могут образовываться и другие фонды для
стимулирования и финансирования мер по охране окружающей природной
среды, рациональному использованию природных ресурсов и
обеспечению экологической безопасности.
Статья 62. Стимулирование в системе охраны окружающей
природной среды
В Республике Крым осуществляется стимулирование рационального
использования природных ресурсов, охраны окружающей природной
среды путем:
а) предоставления льгот при налогообложении предприятий,
учреждений, организаций и граждан в случае реализации ими мер по
рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей
природной среды, при переходе на малоотходные и безотходные и
энергосберегающие технологии, организации производства и внедрения
оборудования для утилизации загрязняющих веществ и переработки
отходов, а также устройств контроля за состоянием окружающей
природной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющих
веществ, выполнении других мер, направленных на улучшение охраны
окружающей природной среды;
б) предоставления на льготных условиях краткосрочных и
долгосрочных ссуд для реализации мер по обеспечению рационального
использования природных ресурсов и охраны окружающей природной
среды;
в) установления повышенных норм амортизации основных
производственных природоохранных фондов;
г) освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей
природной среды;
д) передачи части средств внебюджетных фондов охраны
окружающей природной среды на договорных условиях предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам на меры по гарантированному
снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшению
вредных физических, химических и биологических воздействий на
состояние окружающей природной среды, на развитие экологически
безопасных технологий и производств и другие природоохранные
мероприятия;
е) предоставление возможности получения природных ресурсов
под залог.
Статья 63. Экологическое страхование
В Республике Крым осуществляется добровольное и обязательное
государственное и другие виды страхования граждан и их имущества,
имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций на
случай ущерба, причиненного вследствие загрязнения окружающей
природной среды и ухудшения качества природных ресурсов.
Порядок экологического страхования устанавливается
законодательством Украины и Республики Крым.

Раздел XIV. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
Статья 64. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций
( Часть первая статьи 64 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Зонами экологической катастрофы объявляются территории, где
вследствие деятельности человека или разрушающего воздействия
стихийных сил природы возникли устойчивые либо необратимые
отрицательные изменения в окружающей природной среде, приведшие к
невозможности проживания на них населения и ведения хозяйственной
деятельности.
Зонами повышенной экологической опасности объявляются
территории, где вследствие деятельности человека или
разрушительного воздействия стихийных сил природы возникли
длительные негативные изменения в окружающей природной среде,
ставящие под угрозу здоровье человека, сохранение природных
объектов и ограничивающие ведение хозяйственной деятельности.
Классификация этих зон, их статус и правовые последствия,
вытекающие из факта отнесения территорий к установленным
категориям, в том числе в отношении компенсаций и льгот гражданам,
проживающим или находящимся временно в их пределах, определяются
законодательством Украины и Республики Крым.
Статья 65. Предотвращение аварий и ликвидация их вредных
экологических последствий
При проектировании и эксплуатации хозяйственных и иных
объектов, деятельность которых может вредно воздействовать на
окружающую природную среду, разрабатываются и осуществляются меры
по предотвращению аварий, а также ликвидации их вредных
экологических последствий.
Государственные органы по надзору за безопасным ведением
работ в промышленности и атомной энергетике вместе со специально
уполномоченными органами государственного управления в области
охраны окружающей природной среды и использования природных
ресурсов систематически проводят проверки состояния экологически
опасных объектов и соблюдения соответствующих мер, а также
требований по их безопасной эксплуатации.
( Часть третья статьи 65 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
В случае аварии, приведшей к загрязнению окружающей природной
среды, предприятия, учреждения, организации обязаны немедленно
приступить к ликвидации ее последствий. Одновременно должностные
лица или владельцы предприятий, руководители учреждений и
организаций обязаны сообщать об аварии и мерах, принятых для
ликвидации ее последствий, исполнительному комитету местного
Совета народных депутатов, органам здравоохранения, специально
уполномоченным государственным органам управления в области охраны
окружающей природной среды и использования природных ресурсов и
населению.

Раздел XV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства об
охране окружающей природной среды
Нарушение законодательства об охране окружающей природной
среды влечет за собой установленную настоящим Законом и иными
законодательными актами Украины и Республики Крым дисциплинарную,
административную, материальную и уголовную ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охране
окружающей природной среды несут лица, виновные в:
а) нарушении прав граждан на экологически безопасную
окружающую природную среду;
б) нарушении норм экологической безопасности;
в) нарушении требований законодательства Республики Крым при
проведении экологической экспертизы, в том числе предоставлении
заведомо ложного экспертного вывода;
г) невыполнении требований государственной экологической
экспертизы;
д) финансировании, строительстве и внедрении в производство
новой технологии и оборудования без положительного заключения
государственной экологической экспертизы;
е) нарушении экологических требований при проектировании,
размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие,
эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных
средств и иных объектов;
ж) допущении сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов
и сбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на
окружающую природную среду;
з) превышении лимитов и нарушении иных требований
использования природных ресурсов;
и) самовольном специальном использовании природных ресурсов;
к) нарушении сроков внесения платежей за использование
природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды;
л) непринятии мер по предупреждению и ликвидации
экологических последствий аварий и иного вредного воздействия на
окружающую природную среду;
м) невыполнении предписаний органов, осуществляющих
государственный контроль в области охраны окружающей природной
среды и оказании сопротивления их представителям;
н) нарушении природоохранных требований при хранении,
транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронений
химических средств защиты растений, минеральных удобрений,
токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и
иных видов отходов;
о) невыполнении требований охраны территории и объектов
природно-заповедного фонда и иных территорий, подлежащих особой
охране, видов животных и растений, занесенных в Красную книгу
Украины и Крыма;
п) отказе от предоставления своевременной, полной и
достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а
также об источниках загрязнения, в сокрытии либо фальсификации
сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости
населения;
р) унижении чести и достоинства работников, осуществляющих
контроль в области охраны окружающей природной среды,
посягательстве на их жизнь и здоровье.
( Часть третья статьи 66 отменена на основании Постановления
ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны
возмещать ущерб, нанесенный ими в результате нарушения
законодательства об охране окружающей природной среды, в порядке и
размерах, установленных законодательством Украины и Республики
Крым.
Применение мер дисциплинарной, административной либо
уголовной ответственности не освобождает виновных от компенсации
ущерба, нанесенного загрязнением окружающей природной среды и
ухудшением качества природных ресурсов.
Незаконно добытые природные ресурсы и изготовленная из них
продукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудия правонарушения
- конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются в
местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды.
Статья 67. Особенности материальной ответственности
Ущерб, понесенный в результате нарушения законодательства об
охране окружающей природной среды, подлежит компенсации как
правило в полном объеме без применения норм снижения размера
взимания и независимо от платы за загрязнение окружающей природной
среды и ухудшения качества природных ресурсов.
Лица, которым причинен такой ущерб, имеют право на возмещение
неполученных прибылей за время, необходимое для восстановления
здоровья, качества окружающей природной среды, воссоздание
природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по
целевому назначению.
Юридические и физические лица, владеющие источниками
повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать
причиненный ущерб гражданам и юридическим субъектам, если не
докажут, что ущерб возник вследствие стихийных природных явлений
или преднамеренных действий пострадавших.
Статья 68. Административная ответственность за экологические
правонарушения
Определение состава экологических правонарушений, порядок
привлечения виновных к административной ответственности за их
совершение устанавливаются Кодексом Украины об административных
правонарушениях ( 80731-10 , 80732-10 ) и настоящим Законом.
Статья 69. Уголовная ответственность за экологические
преступления
Определение состава экологического преступления, порядок
привлечения виновных к уголовной ответственности за его совершение
устанавливаются уголовным и уголовно-процессуальным
законодательством Украины.

Раздел XVI. РЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 70. Решение споров в области охраны окружающей
природной среды
Споры в области охраны окружающей природной среды решаются
судом, арбитражным судом, Советами народных депутатов либо
органами, образуемыми ими, в соответствии с их компетенцией и в
порядке, установленном законодательством Украины и Республики
Крым.
Споры предприятий, учреждений и организаций, расположенных на
территории Республики Крым, в области охраны окружающей природной
среды с предприятиями, учреждениями и организациями Украины и
других республик рассматриваются комиссиями, образуемыми на
паритетных началах из представителей Республики Крым и
заинтересованных республик, либо третейским судом.

Раздел XVII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 71. Участие Республики Крым в международном
сотрудничестве в области охраны окружающей
природной среды
Республика Крым принимает участие в международном
сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды на
государственном и общественном уровнях в соответствии с
разделением полномочий с Украиной, законодательством Украины,
Республики Крым и международным правом.
Если международным договором, заключенным Республикой Крым,
установлены иные правила, нежели те, что содержатся в
законодательстве Республики Крым об охране окружающей природной
среды, то применяются правила международного договора.
Республика Крым осуществляет меры по развитию и укреплению
международного сотрудничества в области охраны окружающей
природной среды с другими государствами, правительственными и
неправительственными международными организациями.
Иностранные юридические лица, граждане и лица без гражданства
обязаны на территории Республики Крым соблюдать требования
настоящего Закона, иных законодательных актов в области охраны
окружающей природной среды и нести ответственность в соответствии
с законодательством Украины и Республики Крым.

Председатель Верховного Совета Крыма Н.БАГРОВ
г. Симферополь, 26 марта 1993 года
N 283-1



вверх