Об охране и использовании памятников истории и культуры
Органы власти АРК, Верховная Рада АРК; Закон от 26.03.1993279-1
Документ rb0279002-93, действует, текущая редакция — Введение в действие от 26.03.1993, основание - rb0280002-93

                            З А К О Н 
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об охране и использовании памятников
истории и культуры

( ВВСК, 1993 г., N 3, ст. 122 )
( Вводиться в действие Постановлением Верховного Совета Крыма
N 280-1 ( rb0280002-93 ) от 26.03.93 )

Настоящий Закон определяет правовой режим охраны и
использования памятников истории и культуры в Республике Крым.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и культуры.
Памятниками истории и культуры являются объекты
градостроительства и архитектуры; сооружения, их комплексы и
ансамбли; памятные места; территории и предметы, связанные с
историческими событиями в жизни народов, развитием общества и
государства; произведения материального и духовного творчества,
представляющие историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность.
Памятниками истории и культуры признаются как сохранившиеся в
своем первоначальном виде объекты, так и их отдельные части,
фрагменты и руины.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории
Республики Крым (включая континентальный шельф), охраняются
государством.
Памятники истории и культуры и зоны их охраны в соответствии
с их исторической, научной, художественной или иной культурной
ценностью подразделяются на памятники республиканского и местного
ведения.
Статья 2. Виды памятников истории и культуры.
Памятники истории и культуры подразделяются на недвижимые
(отдельные и комплексные объекты) и движимые (отдельные и
комплексные объекты).
К недвижимым памятникам (отдельным объектам) относятся:
- здания, сооружения гражданской, промышленной, военной,
культовой архитектуры, народного хозяйства, а также связанные с
ними произведения монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, элементы
природного ландшафта;
- курганы, отдельные места захоронений, каменные изваяния,
памятные и мемориальные знаки;
- произведения декоративного искусства, оборудование и
предметы, наскальные изображения.
К недвижимым памятникам (комплексным объектам) относятся:
- археологические древние места, памятники спелеоархеологии,
городища, остатки древних поселений, укреплений, производств,
каналов, дорог, некрополи, территории историко-культурного
назначения, культурно-исторические ландшафты, памятные
исторические места и территории, участки исторического культурного
слоя древних населенных пунктов;
- архитектурные и градостроительные комплексы с элементами
архитектурно-декоративного интерьера, ансамбли, исторические
центры городов, кварталы, площади, улицы, населенные пункты,
остатки древней планировки и застройки городов и других населенных
пунктов.
К движимым памятникам относятся:
- произведения изобразительного, декоративно-прикладного или
иных видов искусств, детали символики;
- археологические находки, антропологические и
этнографические материалы, старинные предметы, элементы недвижимых
памятников, исторические реликвии, предметы старины и быта;
- особо ценные, уникальные документы (рукописи,
старопечатные, графические, кино- и видеодокументы, фото- и
фонодокументы, печатные издания, нотные записи), имеющие
непреходящее значение для государственного управления, обороны,
межгосударственных отношений, научных исследований, невосполнимые
при утрате и не имеющие себе подобных по содержащейся в них
информации и внешним признакам;
- исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции
отдельных объектов, являющиеся неделимой культурно-исторической
ценностью.
К названным памятникам истории и культуры могут быть отнесены
и другие объекты, представляющие историческую, научную,
художественную или иную ценность.
Статья 3. Законодательство Республики Крым об охране и
использовании памятников истории и культуры и
его задачи.
Законодательство Республики Крым об охране и использовании
памятников истории и культуры базируется на Конституции Республики
Крым и состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с
ним иных законодательных актов Республики Крым.
Статья 4. Принципы правового регулирования отношений в сфере
охраны и использования памятников истории и
культуры.
В Республике Крым создаются равные условия охраны и
использования всех памятников истории и культуры.
Запрещается дискриминация памятников истории и культуры по
политическим, идеологическим и иным мотивам.
Обязанность по охране памятников истории и культуры
возлагается настоящим Законом на государственные органы,
юридических и физических лиц.
Государство, в установленном порядке, гарантирует научное
изучение и популяризацию памятников истории и культуры, их
доступность для населения.
Статья 5. Государственное управление в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры.
Государственное управление в сфере охраны памятников истории
и культуры осуществляется Советом Министров Крыма, исполнительными
комитетами местных Советов народных депутатов, Государственным
комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры
и его региональными органами, Главным архивным управлением
Республики Крым, если это не входит в компетенцию музеев,
заповедников.
Статья 6. Компетенция Верховного Совета Крыма в сфере охраны
и использования памятников истории и культуры.
К исключительной компетенции Верховного Совета Крыма в сфере
охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- определение государственной политики в деле охраны и
использования памятников истории и культуры;
- утверждение государственных программ по охране и
использованию памятников истории и культуры;
- определение основ правового регулирования охраны и
использования памятников истории и культуры;
- утверждение председателя Государственного комитета по
охране и использованию памятников истории и культуры по
представлению Совета Министров Крыма.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Крыма в сфере охраны
и использования памятников истории и культуры.
К компетенции Совета Министров Крыма в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры относятся:
- осуществление определенной Верховным Советом Крыма политики
в деле охраны и использования памятников истории и культуры, а
также нормативное регулирование в сфере охраны и использования
памятников;
- координация деятельности местных органов исполнительной
власти Республики Крым, юридических и физических лиц в вопросах
охраны и использования памятников истории и культуры;
- обеспечение разработки, финансирования и реализации
государственных, межгосударственных и региональных программ,
создание и определение статуса внебюджетных, резервных, в том
числе и валютных фондов в сфере охраны и использования памятников
истории и культуры;
- принятие решения об организации историко-культурных
заповедников и заповедных территорий;
- утверждение Государственного реестра памятников истории и
культуры, принятие решений об исключении памятников из
Государственного реестра, внесение предложений о включении
памятников в Список Всемирного культурного достояния;
- руководство внешними связями Республики Крым в сфере охраны
памятников истории и культуры, осуществление опеки над
памятниками, которые связаны с историей и культурой Республики
Крым и находятся за ее пределами, организация возвращения
памятников истории и культуры, принадлежащих Республике Крым;
- осуществление других функций относительно истории и
культуры в соответствии с законодательством Республики Крым.
Статья 8. Компетенция Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры в сфере
охраны и использования памятников.
К компетенции Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры относятся:
- разработка и утверждение правил, инструкций, методик,
рекомендаций, выдача предписаний юридическим и физическим лицам в
вопросах охраны, исследования, учета, использования, ремонта и
реставрации памятников истории и культуры, заключение охранных и
охранно-арендных договоров;
- проверка соблюдения правил охраны, использования, учета,
регистрации памятников истории и культуры и в случае необходимости
организация и проведение экспертизы состояния памятников
независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности,
режима охраны на всей территории Крыма, составление протоколов
проверки сохранности памятников, выдача указаний по устранению
выявленных нарушений;
- осуществление государственного учета памятников истории и
культуры;
- осуществление оперативного управления переданными ему в
ведение памятниками истории и культуры и зонами их охраны в
установленном законом порядке;
- осуществление правомочий собственника, содержание и
использование основных фондов и проектно-производственных
мощностей, необходимых для сохранения, использования и реставрации
памятников;
- выдача лицензий на использование памятников истории и
культуры;
- приостановление любых видов деятельности на памятниках и в
зонах их охраны в случаях возникновения угрозы сохранности
памятников до устранения обстоятельств, послуживших основанием для
приостановления этой деятельности;
- внесение предложений о приостановлении выполнения любых
решений, если они противоречат законодательным актам об охране и
использовании памятников истории и культуры;
- внесение предложений о прекращении финансирования
учреждениями банка любых работ, проведение которых может поставить
под угрозу сохранность памятников истории и культуры;
- участие в качестве истца в суде или Арбитражном Суде в
случае причинения вреда памятникам истории и культуры;
- в установленном порядке принятие мер по предотвращению
совершения незаконных сделок в отношении историко-культурных
ценностей комиссионными магазинами, художественными салонами и
другими юридическими и физическими лицами;
- установление режима содержания и использования памятников
истории и культуры и зон их охраны, территорий историко-культурных
заповедников, историко-культурных заповедных мест;
- в установленном порядке планирование, финансирование и
контроль работ по реставрации, консервации, ремонту и
использованию памятников истории и культуры; рассмотрение и
утверждение научно-исследовательской и проектной документации на
все виды работ на памятниках;
- осуществление научно-методического руководства делом охраны
памятников, контроль за их изучением, рекламой и популяризацией;
- рассмотрение и согласование представляемых проектов
планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных
пунктов, а также проектов всех видов земляных работ и схем
выделения земель под хозяйственную деятельность;
- определение размера материального ущерба, причиненного
памятникам истории и культуры;
- рассмотрение и согласование проектов вновь сооружаемых
памятников и контроль производства работ по их возведению.
Статья 9. Компетенция местных Советов народных депутатов
в сфере охраны и использования памятников истории
и культуры.
К компетенции местных Советов народных депутатов в сфере
охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- в пределах предоставленных полномочий обеспечение охраны и
использования памятников истории и культуры, расположенных на
соответствующей территории;
- обеспечение реализации политики в области охраны и использова-
ния памятников истории и культуры Крыма;
- согласование и утверждение местных программ по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Статья 10. Компетенция исполнительных комитетов местных
Советов народных депутатов.
К компетенции исполнительных комитетов местных Советов
народных депутатов в сфере охраны и использования памятников
истории и культуры относятся:
- координация деятельности учреждений, предприятий,
организаций на территории местного Совета народных депутатов в
вопросах исследования и охраны памятников истории и культуры и
обеспечение охраны и использования памятников независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности;
- организация выявления, учета, ремонта, реставрации,
реконструкции памятников истории и культуры, расположенных на
соответствующих территориях, привлечение общественности к
проведению мероприятий по сохранению, использованию и пропаганде
памятников, обеспечение соблюдения законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры;
- организация работы по составлению списков памятников
истории и культуры, внесение предложений в отношении границ зон их
охраны, организация историко-культурных заповедников и
историко-культурных заповедных территорий, разработка предложений
о включении памятников истории и культуры в Государственный реестр
памятников истории и культуры Республики Крым и Список Всемирного
культурного достояния, а также решение других вопросов в сфере
охраны и использования памятников истории и культуры в пределах
своей компетенции.
Статья 11. Участие объединений граждан в осуществлении
мероприятий по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Объединения граждан (профессиональные союзы, молодежные,
научные, национально-культурные общества, творческие союзы,
движения) содействуют органам государственной исполнительной
власти в осуществлении мероприятий по охране и использованию
памятников истории и культуры, пропаганде и распространению знаний
о них, способствуют привлечению широких слоев населения к участию
в деле охраны и использования памятников, осуществляют
общественный контроль за состоянием сохранности памятников истории
и культуры.
Статья 12. Права и обязанности граждан в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры.
Граждане имеют следующие права:
- свободный доступ к памятникам истории и культуры, за
исключением случаев, предусмотренных Законом;
- участие в обсуждении проектов законодательных актов,
ознакомления с материалами по размещению, строительству и
реконструкции объектов и внесение предложений по этим вопросам в
соответствующие органы;
- объединение в общества по охране памятников истории и
культуры;
- получение в установленном порядке полной и достоверной
информации о памятниках истории и культуры;
- участие в проведении гражданских культурологических
экспертиз памятников.
Граждане Республики Крым обязаны:
- выполнять требования настоящего Закона, оказывать
содействие органам государственной власти в деле охраны и
использования памятников истории и культуры;
- компенсировать ущерб, причиненный памятникам истории и
культуры.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 13. Организация государственного учета памятников
истории и культуры.
Историко-культурные ценности, отвечающие по своим
характеристикам определению "памятник истории и культуры",
подлежат государственному учету.
Государственный учет памятников истории и культуры,
подготовку учетных документов, ведение реестра памятников истории
и культуры осуществляет Государственный комитет по охране и
использованию памятников истории и культуры Совета Министров
Крыма.
Определение исторической, научной, художественной,
архитектурной, архитектонической, археологической, этнографической
или иной культурной ценности памятников истории и культуры, их
фиксацию и изучение организует Государственный комитет по охране и
использованию памятников истории и культуры Совета Министров
Крыма.
Учреждения, предприятия и организации, независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности, объединения
граждан и отдельные граждане обязаны сообщать Государственному
комитету по охране и использованию памятников истории и культуры,
органам исполнительной власти о наличии в их собственности
(владении, пользовании или ведении) памятников истории и культуры,
а также сообщать о вновь выявленных объектах, представляющих
историко-культурную ценность.
Статья 14. Порядок государственного учета памятников истории
и культуры.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры
и формы учетных документов устанавливаются Государственным
комитетом по охране и использованию памятников.
Объекты, имеющие историко-культурную ценность, вносятся либо
исключаются из Реестра памятников истории и культуры
постановлением Совета Министров Крыма по представлению
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры.
На включение объекта в Реестр памятников истории и культуры
не требуется согласия собственника или пользователя. Государством
устанавливаются льготы и возмещаются убытки, возникшие в связи с
ограничениями в пользовании землей или объектом либо с отчуждением
земли в соответствии с действующим законодательством.
Собственник или пользователь недвижимого памятника истории и
культуры обязан обеспечить организацию и финансирование разработки
необходимой учетной документации в соответствии с "Инструкцией о
порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования
и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".
Статья 15. Государственный учет памятников истории и
культуры, которые находятся в музеях, библиотеках,
архивах и в частных коллекциях граждан.
Государственный учет памятников истории и культуры, которые
находятся в музеях, библиотеках, архивах, независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляется
в порядке, который определяется Законом о музейном и архивном
фондах Республики Крым.
Объекты, имеющие историко-культурную ценность и находящиеся в
частных коллекциях граждан, подлежат государственному учету.
Статья 16. Право на обследование объектов, имеющих
историко-культурную ценность.
Обследование и собирание объектов, имеющих
историко-культурную ценность, с целью учета, реставрации,
реконструкции и использования производится по разрешению
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Статья 17. Ведение археологических и
архитектурно-археологических исследований
памятников истории и культуры.
Ведение археологических исследований (раскопок, разведок)
памятников истории и культуры осуществляется академическими и
другими научно-исследовательскими специализированными
подразделениями, организациями и лицами и допускается
исключительно при наличии у исследователей соответствующей
квалификации и с соблюдением установленного порядка (получение
открытого листа).
Органы государственной исполнительной власти содействуют
учреждениям, предприятиям, организациям в проведении
археологических работ.
Учреждения и организации, которые осуществляют
археологические работы, обязаны обеспечить сохранность исследуемых
памятников истории и культуры.
Государственный комитет по охране и использованию памятников
истории и культуры осуществляет контроль за проведением
археологических работ совместно с полевым комитетом.
По окончании сроков действия открытых листов учреждения и
организации, которые проводили археологические работы, обязаны в
установленном порядке уведомить Государственный комитет по охране
и использованию памятников, об обнаруженных памятниках и
проведенных на них работах, о передаче на хранение в местные музеи
или другие государственные хранилища Республики Крым всех
предметов, представляющих историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность, о принятых мерах по обеспечению
дальнейшей сохранности объектов, представляющих
историко-культурную ценность.
Статья 18. Выдача и регистрация открытых листов для
проведения работ на памятниках истории и культуры.
Формы открытых листов, условия их выдачи определяются
инструкцией к открытым листам на право производства
археологических раскопок и разведок, утверждаемой Государственным
комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры.
Открытые листы выдаются полевым комитетом ведущей
академической организации Республики Крым в области археологии и
утверждаются Государственным комитетом по охране и использованию
памятников истории и культуры Республики Крым.
Исследователи и представляемые ими организации несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством за
сохранность и передачу в специальные государственные хранилища
материалов, полученных в ходе ведения археологических работ.
В случае невозможности выполнения указанных обязательств
исследователем и представляемой им организацией ответственность за
сохранность и передачу материалов в специальные государственные
хранилища несет организация, ходатайствовавшая перед
Государственным комитетом по охране и использованию памятников
истории и культуры о выдаче специального разрешения, открытого
листа.
Статья 19. Историко-культурная ценность памятников истории
и культуры, кадастровая оценка и их страхование.
При включении объектов, представляющих историко-культурную
ценность, в Реестр памятников истории и культуры должна быть
определена их историко-культурная ценность, проведена их
кадастровая оценка, осуществлено государственное страхование.
Историко-культурная ценность и кадастровая оценка
определяются Межведомственной комиссией Государственного комитета
по охране и использованию памятников истории и культуры в
соответствии с методикой, утверждаемой Советом Министров Крыма.
Ущерб в связи с повреждением или уничтожением памятника
истории и культуры определяется на основе установленной
историко-культурной ценности и кадастровой оценки памятника
истории и культуры.

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ,
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАВОМОЧИЙ
СОБСТВЕННИКА
Статья 20. Собственность на памятники истории и культуры.
Памятники истории и культуры Республики Крым находятся в
собственности Республики Крым, а также юридических и физических
лиц.
Порядок приобретения, в отдельных случаях, права
собственности юридическими и физическими лицами на памятники
истории и культуры Республики Крым, а также перечень памятников
истории и культуры, находящихся в исключительной собственности
Республики Крым, устанавливается законодательством Республики
Крым.
Все обнаруженные и вновь выявленные на территории Республики
Крым объекты, представляющие историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность и не имеющие собственника, или
собственник которого неизвестен, либо в силу закона утратил на них
право, переходят в собственность Республики Крым, если иное не
предусмотрено законом.
Статья 21. Сделки в отношении памятников истории и культуры.
Любые сделки в отношении памятников истории и культуры,
территорий и сооружений в зонах их охраны совершаются
исключительно по разрешению Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Договоры и коммерческие сделки в отношении
историко-культурных объектов, совершенные без разрешения
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры, а также с нарушением настоящего Закона,
признаются недействительными.
Республика Крым имеет право преимущественной покупки
памятников истории и культуры. Продажа памятников истории и
культуры, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, не допускается.
Запрещается отчуждать отдельные части памятника истории и
культуры или часть комплекса памятника, включая клады, единые
исторические коллекции, если в результате этого ставится под
угрозу сохранность памятника истории и культуры в целом.
Статья 22. Правомочия собственника. Особенности осуществления
некоторых правомочий собственника.
Собственнику, в установленном законодательством Республики
Крым порядке, принадлежат права владения, пользования и
распоряжения памятниками истории и культуры.
Собственник имеет право на получение от государственных
органов материальной, финансовой и другой помощи в целях
обеспечения охраны и использования памятников истории и культуры.
Собственники, а также владельцы и пользователи памятников
истории и культуры обязаны обеспечить полную сохранность
памятников истории и культуры (в том числе зон их охраны),
содержать и использовать их в соответствии с правилами охраны и
использования памятников истории и культуры, в частности,
своевременно осуществлять работы по поддержанию памятников истории
и культуры в надлежащем состоянии, обеспечивать их доступность в
инспекционных, научных и культурных целях. Конкретные условия
использования памятника истории и культуры определяются охранным
документом, подписанным собственником (владельцем, пользователем)
и соответствующим должностным лицом Государственного комитета по
охране и использованию памятников истории и культуры.
Статья 23. Последствия бесхозяйственного содержания и
необеспечения сохранности имущества, являющегося
памятником истории и культуры.
Если гражданин бесхозяйственно обращается с принадлежащим ему
имуществом, являющимся памятником истории и культуры, указанное
имущество может быть изъято в порядке, установленном
законодательством.
Если гражданин не обеспечивает сохранность принадлежащего ему
имущества, являющегося памятником истории и культуры в связи с
невозможностью создать необходимый режим его содержания, это
имущество может быть выкуплено в собственность Республики Крым. В
случае спора вопрос решается в судебном порядке.
Собственнику возмещается стоимость изъятого имущества в
размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора -
судом.
Статья 24. Порядок перемещения недвижимых памятников истории
и культуры.
Перемещение недвижимых памятников истории и культуры
допускается в исключительных случаях по решению Совета Министров
Крыма.
Предприятия, организации, учреждения и граждане, получившие
разрешение на перемещение памятника истории и культуры, при
производстве работ обязаны руководствоваться правилами учета и
использования памятников и обеспечить изучение и фиксацию
памятника, подлежащего перемещению.
Расходы, связанные с изучением фиксаций и перемещением
памятника, возмещаются предприятиями, организациями, учреждениями
и гражданами, получившими разрешение на перемещение памятников
истории и культуры.
Статья 25. О порядке вывоза памятников истории и культуры.
Памятники истории и культуры запрещается вывозить за пределы
Республики Крым.
Исключение из этого правила допускается лишь с особого в
каждом отдельном случае разрешения Государственного комитета по
охране и использованию памятников истории и культуры в
соответствии с действующим законодательством.

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 26. Порядок и формы финансирования деятельности в
сфере охраны и использования памятников истории
и культуры.
Финансирование деятельности в сфере охраны и использования
памятников истории и культуры осуществляется за счет:
- государственных бюджетов всех уровней;
- средств собственников и пользователей;
- пожертвований граждан и юридических лиц;
- средств, поступивших на специальные счета Государственного
комитета по охране и использованию памятников истории и культуры и
его региональных органов;
- за счет других поступлений, не запрещенных законом.
Все финансовые средства, полученные в виде штрафных санкций
или иных выплат (включая валютные) за ущерб, нанесенный памятникам
истории и культуры, перечисляются на счет Государственного
комитета по охране и использованию памятников истории и культуры и
расходуются исключительно на охрану, исследования, реставрацию
памятников истории и культуры.
Консервацию, реставрацию, реконструкцию, ремонт и
благоустройство памятников истории и культуры производит
пользователь или собственник памятника истории и культуры за счет
собственных средств, включая средства, поступающие от
хозяйственного использования памятника истории и культуры.
Реставрация, реконструкция, ремонт и благоустройство не
используемых в хозяйственном отношении памятников истории и
культуры, находящихся в ведении исполнительных комитетов местных
Советов народных депутатов, осуществляются из средств бюджетов
местных Советов народных депутатов.
Статья 27. Порядок расходования специальных средств,
поступающих от использования памятников истории и
культуры.
Ставки арендной платы устанавливаются по соглашению между
собственником и пользователем в соответствии с действующим
законодательством.
При передаче в аренду памятников истории и культуры,
являющихся собственностью Республики Крым (республиканской,
коммунальной) сооружений и территорий в зонах охраны памятников,
арендная плата устанавливается Советом Министров Крыма по
представлению Государственного комитета по охране и использованию
памятников истории и культуры.
Статья 28. Налогообложение и кредитование в сфере охраны
и использования памятников истории и культуры
и зон их охраны.
Охрана, использование и исследование памятников истории и
культуры обеспечивается льготной налоговой политикой, поощряется
льготным кредитованием.
Государственный комитет по охране и использованию памятников
истории и культуры, юридические и физические лица, деятельность
которых связана с охраной, учетом, реставрацией, использованием и
популяризацией памятников истории и культуры, пользуются льготами
по налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Статья 29. Порядок вознаграждения граждан за выявление и
сохранение памятников истории и культуры.
Граждане в соответствии с действующим законодательством имеют
право на получение вознаграждения за выявление и сохранение
памятников истории и культуры.
Размер вознаграждения определяется Государственным комитетом
по охране и использованию памятников истории и культуры на основе
выводов экспертизы о стоимости выявленных и сохраненных объектов.

Глава V. СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 30. Зоны охраны памятников истории и культуры.
В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории
и культуры и их комплексов разрабатываются охранные зоны, зоны
регулирования застройки, охраняемого ландшафта и культурного
исторического слоя, определяются историко-культурные заповедные
территории, земли историко-культурного назначения, заповедные
территории (места), создаются заповедники, национальные парки.
Решения о создании зон охраны памятников истории и культуры и их
границ принимаются Советом Министров Крыма по представлению
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры независимо от воли землепользователя или
собственника земли.
Режим содержания зон охраны памятников истории и культуры
устанавливается Государственным комитетом по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Деятельность заповедников осуществляется на основе отдельного
для каждого из них положения.
Положения об историко-культурных заповедниках,
историко-культурных заповедных территориях, землях
историко-культурного назначения, национальных парках утверждаются
Советом Министров Крыма по представлению Государственного комитета
по охране и использованию памятников истории и культуры.
Лица, виновные в нарушении земельного законодательства по
отношению к территориям зон охраны памятников истории и культуры,
несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
Зоны охраны памятников истории и культуры являются их
неотъемлемой частью и закрепляются государственным актом на право
пользования землей за Государственным комитетом по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Статья 31. Обеспечение сохранности памятников истории и
культуры при разработке и проведении
проектно-изыскательских работ.
При разработке и проведении проектно-изыскательских работ
должны быть обеспечены условия сохранности памятников истории и
культуры.
Мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и
культуры, должны быть предусмотрены в проектах
научно-исследовательских, строительных, мелиоративных, дорожных и
других работ и согласованы с Государственным комитетом по охране и
использованию памятников истории и культуры.
До принятия решения об отводе участка на проектирование или
под застройку с Государственным комитетом по охране и
использованию памятников истории и культуры должны быть
согласованы сведения о наличии на участке памятников истории и
культуры и зон их охраны.
Названные согласования производятся также на всех стадиях
проектирования и в процессе получения архитектурно-планировочного
задания и разрешений на производство проектно-изыскательских и
земляных работ.
Зоны охраны памятников истории и культуры необходимо включать
составной частью планировочной документации проектов и схем
районной планировки, генпланов городов и поселков, проектов
планировки и застройки, проектов строительных, мелиоративных,
дорожных и других работ.
Расходы по оплате геологических изысканий, археологических
разведок и охранно-археологических раскопок, обследований
исторических частей города или населенного пункта, либо его
участков, историко-архитектурных опорных планов и других
мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников истории и
культуры, производятся за счет средств заказчика.
В случае обнаружения на отведенном под проектирование и
застройку участке памятников истории и культуры либо их комплексов
зоны охраны разрабатываются дополнительно за счет средств
заказчика-застройщика.
Внесение любых изменений в проекты допускается по
согласованию с Государственным комитетом по охране и использованию
памятников истории и культуры.
Статья 32. Порядок получения разрешения на все виды
деятельности на памятниках истории и культуры.
Получение разрешения на все виды деятельности на памятниках
истории и культуры производится в порядке, устанавливаемом Советом
Министров Крыма.
Документы, разрешающие осуществление любых видов деятельности
на памятниках истории и культуры и в зонах их охраны, выдаются
Государственным комитетом по охране и использованию памятников
истории и культуры и его региональными органами на основании
открытых листов, заключений экспертиз, рецензий, отзывов
Межведомственного научно-методического совета при Государственном
комитете по охране и использованию памятников истории и культуры.
В состав Межведомственного научно-методического совета
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры входят ведущие специалисты академических,
государственных научно-исследовательских и производственных
учреждений. Межведомственный научно-методический совет
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры действует на основании положения, утвержденного
Государственным комитетом по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Статья 33. Ответственность за уклонение от согласования
проектов.
Юридические и физические лица, уклоняющиеся от согласования
проектов планировки и застройки, отдельных строительных,
мелиоративных, дорожных и других работ, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 34. Обеспечение сохранности обнаруженных объектов,
имеющих историко-культурную ценность, при
осуществлении любых видов деятельности.
В случае обнаружения в процессе осуществления любых видов
работ объектов, имеющих историко-культурную ценность,
производители работ обязаны приостановить дальнейшее производство
работ и направить сообщение о выявленных объектах в
Государственный комитет по охране и использованию памятников
истории и культуры или его региональные органы.
Производитель работ обязан разработать и осуществить комплекс
мероприятий по обеспечению сохранности выявленного памятника
истории и культуры.
Указанные мероприятия включают выявление памятников, их
исследование, фиксацию, передачу вещественных находок в музей или
иные специальные хранилища, а также проведение других необходимых
работ по указанию Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Ответственность за сохранность памятников истории и культуры
во время проведения всех видов работ несет организация,
непосредственно выполняющая работы на памятнике истории и
культуры.
Ущерб, связанный с приостановкой работ, обусловленный
обнаружением объектов, имеющих историко-культурную ценность,
возмещается виновными должностными лицами и организациями в
установленном порядке.
Для возобновления работ выдается разрешение Государственного
комитета по охране и использованию памятников истории и культуры и
его региональных органов.
Статья 35. Охрана вновь выявленных объектов, представляющих
историко-культурную ценность.
Вновь выявленные и подлежащие регистрации объекты,
представляющие историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность, подлежат охране в соответствии с требованиями
настоящего Закона с момента их выявления.
Временный охранный режим объектов, указанных в части первой
настоящей статьи, определяется Государственным комитетом по охране
и использованию памятников истории и культуры.
Финансовые органы, научные и другие учреждения, которым
переданы выявленные объекты, представляющие историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, обязаны уведомить об
этом Государственный комитет по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Финансовые органы, научные и другие учреждения, которым
переданы выявленные объекты, представляющие историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, обязаны уведомить об
этом Государственный комитет по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Статья 36. Порядок восстановления памятников истории и
культуры в случае нанесения ущерба в результате
стихийного бедствия, иного вредного воздействия
природных факторов, массовых беспорядков, военных
действий.
В случае нанесения ущерба памятнику истории и культуры
(уничтожение, повреждение) в результате стихийного бедствия, иного
вредного воздействия природных факторов, массовых беспорядков,
военных действий обязанность по восстановлению памятников
возлагается на Государственный комитет по охране памятников
истории и культуры, органы государственной исполнительной власти,
а также собственников или пользователей памятников по соглашению
между ними.
Статья 37. Реставрация, консервация, реконструкция, ремонт,
замена и благоустройство памятников истории и
культуры.
Порядок реставрации, консервации, реконструкции, ремонта,
замены и благоустройства памятников истории и культуры
устанавливается Государственным комитетом по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Указанные виды работ производятся при наличии соответствующих
проектов реставрации, консервации, реконструкции, ремонта, замены
и благоустройства памятников истории и культуры.
Проекты реставрации, реконструкции, ремонта, замены и
благоустройства памятников истории и культуры подлежат
согласованию с Государственным комитетом по охране и использованию
памятников истории и культуры.
Статья 38. Охрана памятников истории и культуры, ввозимых
в Республику Крым.
Памятники истории и культуры, ввозимые в Республику Крым и
являющиеся собственностью иностранных государств, организаций и
лиц, охраняются Республикой Крым в соответствии с настоящим
Законом.
Статья 39. Опека историко-культурных ценностей Республики
Крым, находящихся на территории других государств.
Республика Крым проявляет заботу в отношении
историко-культурных ценностей Республики Крым, находящихся на
территории других государств, в соответствии с заключенными
договорами, соглашениями.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
"ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ"
Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства
"Об охране и использовании памятников истории
и культуры".
Нарушение законодательства Республики Крым об охране и
использовании памятников истории и культуры влечет дисциплинарную,
административную, гражданскую, уголовную ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры несут лица виновные в:
а) нанесении морального вреда либо материального ущерба
памятникам истории и культуры, умышленном либо неосторожном их
разрушении или уничтожении;
б) нарушении установленного порядка использования памятников
истории и культуры, создающего угрозу их разрушения;
в) неподписании охранных и охранно-арендных обязательств;
г) проведении любых работ на памятниках истории и культуры
без согласования требуемых документов;
д) несоблюдении предписаний Государственного комитета по
охране и использованию памятников истории и культуры;
е) сокрытии выявленных памятников истории и культуры, кладов;
ж) фальсификации информации о состоянии памятников истории и
культуры;
з) нарушении требований законодательства Республики Крым при
проведении экспертиз памятников истории и культуры, в том числе
предоставление заведомо ложного экспертного заключения;
и) посягательстве на честь и достоинство работников,
осуществляющих функции государственного контроля в области охраны
памятников истории и культуры;
к) воспрепятствовании инспектированию состояния памятников
истории и культуры и режима их использования.
Законодательством Республики Крым может быть установлена
ответственность и за иные нарушения законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры.
Статья 41. Восстановление памятников истории и культуры и
возмещение ущерба в случае их разрушения или
уничтожения.
Юридические и физические лица, причинившие материальный ущерб
памятнику истории и культуры либо зоне его охраны, обязаны
возместить расходы по восстановлению памятника либо зоны его
охраны в полном объеме по правилам гражданского законодательства.
Размер ущерба, причиненного памятнику истории и культуры,
зонам его охраны, устанавливается специально создаваемой органами
исполнительной власти комиссией с участием специалистов в области
строительства, архитектуры, культуры на основе методики,
утвержденной Государственным комитетом по охране и использованию
памятников истории и культуры.
Восстановление памятников или зон их охраны производится с
соблюдением установленного порядка реставрации памятников истории
и культуры.
Гражданско-правовые споры, возникающие по вопросам применения
настоящего Закона, рассматриваются в порядке, установленном
действующим законодательством.

Глава VII. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 42. Применение международных и межгосударственных
договоров в сфере охраны и использования
памятников истории и культуры.
Если предусмотренные международным и межгосударственным
договором положения об охране, использовании или реставрации
памятников истории и культуры противоречат законодательным актам
Республики Крым о памятниках истории и культуры, применяются
положения международного или межгосударственного договора.
Статья 43. Выполнение обязательств, вытекающих из
международных или межгосударственных договоров.
Республика Крым участвует в работе международных организаций
и может заключать договоры с иностранными государствами по
вопросам охраны, использования, изучения, выявления, учета,
реставрации памятников истории и культуры, подготовке специалистов
и обмена информацией в этой области.
Республика Крым содействует развитию и укреплению
международного сотрудничества в сфере охраны и использования
памятников истории и культуры с другими государствами, участвует в
осуществлении программ в рамках культурно-охранной деятельности
ООН и организаций, которые входят в ее систему, сотрудничает с
другими правительственными и неправительственными международными
организациями в деле защиты историко-культурного достояния.
Статья 44. Права и обязанности юридических лиц и граждан
других государств.
Юридические лица и граждане других государств на территории
Республики Крым пользуются равными правами наряду с юридическими
лицами и гражданами Республики Крым на использование памятников
истории и культуры.
Юридические лица и граждане других государств обязаны на
территории Республики Крым соблюдать требования настоящего Закона,
других законодательных актов в области охраны и использования
памятников истории и культуры, нести ответственность за их
нарушение в соответствии с законодательством Республики Крым.
Статья 45. Создание иных служб по охране памятников истории
и культуры.
Создание каких-либо альтернативных служб по охране памятников
истории и культуры, кроме специально уполномоченных органов,
предусмотренных законом, не допускается.

Председатель Верховного Совета Крыма И.БАГРОВ
г. Симферополь, 26 марта 1993 года
N 279-1



вверх