О состоянии дел в отрасли здравоохранения Крыма
Органы власти АРК, Совет министров АРК; Постановление, Принципы от 25.08.1998226
Документ rb0226001-98, текущая редакция — Принятие от 25.08.1998

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О состоянии дел в отрасли
здравоохранения Крыма

Несмотря на сложное финансовое положение в отрасли основные
показатели работы учреждений здравоохранения и в целом отрасли не
снизились.
Стабилизировался уровень материнской (26,2 на 100 тыс.
живорожденных) и младенческой смертности (14,7%).
В стационарах лечебно-профилактических учреждений пролечено
180,5 тыс. больных (весь 1997 год - 352,0 тыс.), проведено 41,8
тыс. операций, осуществлено 345,0 тыс. выездов скорой медицинской
помощи, принято 8,3 тыс. родов.
1190 врачей повысили квалификацию (за весь 1997 г. - 1866).
Уровень аттестованности составляет 53,7% и превышает таковой по
Украине.
Снизилась инфекционная заболеваемость почти по всем
нозологическим формам.
Сохранена служба крови в основном за счет безвозмездного
донорства.
Сеть учреждений здравоохранения на селе не претерпела
изменений. За счет сокращения больничных коек и штатных единиц
получена экономия в размере более 2,5 млн. грн.
Привлечено в отрасль внебюджетных средств в сумме
4406,5 тыс. грн.
Вместе с тем ситуация в отрасли остается сложная. На 20,3%
профинансированы основные программы охраны здоровья населения.
Наметилась тенденция роста туберкулеза.
Финансовое, материально-техническое состояние сельского
здравоохранения в настоящее время критическое.
Общая задолженность по всем видам платежей с 01.01.98 г.
выросла на 16,2 млн. грн. и составляет 77,6 млн. грн.
Финансирование в 1998 году ниже минимально допустимого уровня
на 10,9 грн. в расчете на одного жителя. Это потребует сокращение
коечной сети и штатов на 56%.
Из-за полного отсутствия финансирования подготовка к зимнему
периоду не ведется.
На основании вышеизложенного Совет министров Автономной
Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить основные принципы реформирования здравоохранения
Крыма в новых экономических условиях и вынести на рассмотрение
Верховной Рады Автономной Республики Крым (приложение).
2. Министерству здравоохранения Автономной Республики Крым до
01.10.98 г. сформировать рабочие группы для разработки механизмов
реализации основных принципов реформирования здравоохранения,
утвердить Положение о рабочих группах и порядке их деятельности.
3. Министерству экономики Автономной Республики Крым,
Министерству финансов Автономной Республики Крым, Министерству
труда и социальной защиты населения Автономной Республики Крым,
исполнительным органам местного самоуправления оказывать
содействие рабочим группам в их деятельности, представлении
необходимых материалов.
4. Министерству финансов Автономной Республики Крым,
Министерству здравоохранения Автономной Республики Крым:
4.1. обеспечить приоритетное финансирование целевых программ
охраны здоровья населения, утвержденных Советом министров
Автономной Республики Крым на 1998-1999 бюджетные годы с учетом
лимитов, доведенных Министерству здравоохранения Крыма при
утверждении республиканского бюджета;
4.2. совместно с Симферопольским городским исполнительным
комитетом рассмотреть вопрос о переводе на республиканский бюджет
лечебно-профилактических учреждений, находящихся в коммунальной
собственности г. Симферополя и внести согласованное предложение до
01.11.98 г.
5. Министерству здравоохранения Автономной Республики Крым:
5.1. разработать положение о республиканской страховой
медицинской компании при Министерстве здравоохранения, внести на
рассмотрение Совету министров Автономной Республики Крым до
01.12.98 г.;
5.2. разработать временный гарантированный минимум оказания
медицинской помощи населению на территории Автономной Республики
Крым исходя из уровня бюджетного финансирования. Внести на
рассмотрение Совету министров Автономной Республики Крым до
01.12.98 г.
6. Исполнительным комитетам органов местного самоуправления
максимально сохранить объем и доступность медицинской помощи
населению, особенно скорой и неотложной. Особое внимание уделить
сохранению лечебной сети и ее функционированию в сельской
местности (ФАПы, амбулатории, сельские участковые больницы).
7. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя Председателя Совета министров Автономной Республики
Крым Велижанского С.К.

Председатель Совета Министров
Автономной Республик Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики О.ГАВРИН
г. Симферополь, 25 августа 1998 года
N 226
Приложение
к постановлению Совета министров
Автономной Республики Крым
от 25 августа 1998 г. N 226
Основные принципы реформирования здравоохранения
Крыма в новых экономических условиях
1. Основные принципы реформирования здравоохранения Крыма
новых экономических условиях предусматривают необходимость
изменений в отрасли по следующим направлениям:
- организация медицинской помощи - финансирование учреждений здравоохранения - кадровое обеспечение - лекарственное и материально-техническое обеспечение - управление - научное обеспечение
2. Цель и задачи реформирования.
2.1. Основная цель - сохранение и восстановление здоровья
населения путем обеспечения гарантированного бесплатного уровня
медицинской помощи за счет рационального использования ресурсов.
2.2. Задачи реформирования.
2.2.1. обеспечение населения равными возможностями в
получении гарантированного бесплатного объема медицинской помощи;
2.2.2 эффективное использование Медицинских ресурсов;
2.2.3. обеспечение бюджетным финансированием
гарантированного объема медицинской помощи, а также стойкого
притока внебюджетных средств;
2.2.4. повышение ответственности местных органов власти,
работодателей за состояние здоровья населения, работающих;
2.2.5. демократизация управления на основе введения
хозяйственной самостоятельности лечебно-профилактических
учреждений.
3. Организация медицинской помощи населению.
3.1. Формирование базовых территориальных программ.
Базовая территориальная медицинская программа, основа
организации охраны здоровья населения, определяет гарантированный
объем и условия оказания бесплатной медицинской и лекарственной
помощи населению (ст. 18 "Основ законодательства Украины о
здравоохранении" ( 2801-12 ).
Программы разрабатываются на уровне сельских районов, городов
и региона в целом, согласовываются с Минздравом Автономной
Республики Крым, утверждаются решениями сессий соответствующих
Советов народных депутатов и являются государственным заказом для
территориальных учреждений здравоохранения.
3.2. Планирование медицинской помощи.
В новых условиях хозяйствования вводится понятие "модели
конечных результатов", которые отражают планируемые изменения в
состоянии здоровья населения и показателях, характеризующих
деятельность лечебно-профилактических учреждений.
На основе госзаказа (базовая территориальная медицинская
программа), модели конечных результатов, стандартов качества
лечения, объемов финансирования и наличия ресурсов органы и
учреждения здравоохранения осуществляют комплексное
программно-целевое планирование, отражающее как организацию
выполнения целевых программ вышестоящего уровня, так и решение
собственных задач.
3.3. Оценка эффективности и качества медицинской помощи.
Система контроля эффективности и качества медицинской помощи
обеспечивается определением соответствия конкретных действий
медико-экономическим стандартам.
Медико-экономические стандарты дифференцируются по уровню и
задачам (фельдшерско-акушерский пункт, общая врачебная практика,
участковая больница, центральная районная больница, поликлиника,
специализированные отделения больницы и др.).
Степень достижения уровня, определенного моделями конечного
результата, с учетом медико-экономических стандартов, служит
основой для оценки деятельности органов и учреждений
здравоохранения.
3.4. Организация амбулаторно-поликлинической и скорой
медицинской помощи.
Первичная амбулаторная профилактическая и
лечебно-диагностическая врачебная помощь должна оказываться
преимущественно по территориальному признаку семейными врачами или
врачами общей практики (первичная медико-санитарная помощь -
ПМСП).
Развитие первичной медико-социальной помощи должно
осуществляться по этапам:
1 этап - расширение функций участковых врачей с постепенным
включением в сферу их деятельности диагностики, лечения и
диспансеризации больных, страдающих часто встречающимися
заболеваниями нетерапевтического профиля.
2 этап - организационное выделение учреждений ПМСП при
сохранении их связи с поликлиниками.
3 этап - создание местными органами власти условий для
многоукладности в системе оказания первичной медико-санитарной
помощи, в том числе на основе самостоятельных негосударственных
врачебных амбулаторий, укомплектованных врачами общей практики или
семейными врачами.
Поликлиники сохраняются для оказания специализированной и
высококвалифицированной медицинской помощи врачами, имеющими
соответствующую подготовку.
Медицинская помощь при несчастных случаях и острых
заболеваниях обеспечивается службой скорой медицинской помощи или
ближайшими лечебно-профилактическими учреждениями независимо от
ведомственной подчиненности и форм собственности.
3.5. Организация стационарной помощи.
Стационарная медицинская помощь должна оказываться только
вольным, нуждающимся в круглосуточном наблюдении и лечении.
Главным способом обеспечения максимальной эффективность
работы больничной койки должен быть переход на многоуровневую
систему организации стационарной помощи:
- специализированные центры интенсивного лечения; - общепрофильные больницы для хронических больных; - больницы восстановительного лечения и реабилитации; - больницы сестринского ухода, хосписы (для умирающих
больных); - специализированные больницы для социально-обусловленных
заболеваний (туберкулез, психические, кожно-венерологические,
инфекционные болезни и др.).
С целью наиболее эффективного использования имеющихся
ресурсов при оказании высококвалифицированной помощи необходимо на
базе лечебно-профилактических учреждений и кафедр Крымского
медицинского университета организовать специализированные центры
применением передовых медицинских технологий.
Больные, не нуждающиеся в круглосуточном наблюдении и
лечении, обеспечиваются диагностической и лечебной помощью (в том
числе сложной) в отделениях дневного пребывания больниц, дневных
стационарах поликлиник, в условиях стационара на дому.
С целью сохранения сельских участковых больниц их
финансирование должно осуществляться исходя из состава больных
совместно с органами социальной защиты, как медико-социальных
учреждений.
4. Финансирование учреждений здравоохранения в новых
экономических условиях.
4.1. Порядок бюджетного финансирования учреждений
здравоохранения.
Основой преобразования существующего порядка формирования
бюджета здравоохранения является выделение средств под
государственный заказ (базовая территориальная программа
гарантированной бесплатной медицинской помощи) исходя из расчета
показателя бюджетного финансирования здравоохранения из расчета на
одного жителя в год.
Выделение бюджетных средств осуществляется на каждом уровне
формирования госзаказа: районном, городском, республиканском.
Создаются условия формирования и финансирования программ.
4.2. Формирование внебюджетных источников финансирования.
Внебюджетные источники финансирования здравоохранения
формируются за счет:
- кредитов банков; - добровольно переданных средств коллективов предприятий,
учреждений, хозяйств, граждан; - иски санитарно-эпидемиологических учреждений предприятиям,
организациям, учреждениям и гражданам за ущерб, нанесенный
здоровью населения в результате нарушения санитарно-гигиенических
и противоэпидемических норм и правил, загрязнения окружающей
среды: - иски органов и учреждений здравоохранения предприятиям,
организациям, учреждениям и отдельным гражданам по возмещению
расходов на лечение лиц с производственными и
дорожно-транспортными травмами, отравлениями и пищевыми
токсикоинфекциями; - средства профсоюзов, сэкономленные в результате снижения
заболеваемости с временной утратой трудоспособности (по решению
соответствующих отраслевых профсоюзных комитетов); - взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и
граждан на добровольное медицинское страхование; - платные медицинские и прочие услуги; - средства, выделяемые Советами народных депутатов и
вышестоящими органами управления на реализацию дополнительных
заказов; - другие источники, не запрещенные действующими
законодательными и нормативными актами Украины и Крыма.
Из части указанных внебюджетных источников финансирования
формируются фонды охраны здоровья, в том числе централизованный
фонд охраны здоровья при Минздраве Автономной Республики Крым.
Основное назначение фондов - дополнительное финансирование
медицинской помощи детям, беременным, инвалидам и другим социально
незащищенным категориям граждан, а также мероприятий, связанных с
предупреждением и лечением социально обусловленных и опасных
заболеваний. При этом средства фондов могут использоваться на
развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения,
проведение профилактических мероприятий, профессиональную
подготовку кадров, реализацию дополнительных целевых медицинских
программ.
4.3. Хозяйственная самостоятельность и самоуправление
медицинских учреждений в новых условиях финансирования.
Учреждениям здравоохранения предоставляется право
самостоятельно хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою
деятельность на основании Устава, утверждаемого собственником или
уполномоченным им органом (ст. "Основ законодательства Украины о
здравоохранении").
Собственник имущества лечебно-профилактического учреждения -
местный Совет народных депутатов (Министерство здравоохранения
Автономной Республики Крым) на договорной основе передает его
коллективу лечебного учреждения в полное хозяйственное ведение. В
договоре между коллективом и собственником устанавливаются
требования по направлению, объему и качеству деятельности
учреждения.
Руководители медицинских учреждений работают на основе
контракта, заключенного с горрайисполкомами, Минздравом Автономной
Республики Крым или их уполномоченными представителями.
Все учреждения здравоохранения для увеличения объема и
повышения качества своей работы имеют право устанавливать оплату
за медицинские услуги, которые не входят в перечень
гарантированной помощи (ст. 18 "Основ законодательства Украины о
здравоохранении").
Учреждения здравоохранения пользуются налоговыми и другими
льготами, предусмотренными законом (ст. 21 "Основ законодательства
Украины о здравоохранении").
5. Кадровое обеспечение.
Среди основных направлений кадровой политики важно выделить
следующие:
- подготовка врачей общей практики (семейных врачей); - подготовка (узких) специалистов по заявкам с мест на
договорной основе; - постепенный переход от квалифицированных категорий к
системе индивидуальных сертификатов; - создание системы подготовки специалистов высшей
квалификации в области экономики и менеджмента для органов и
учреждений здравоохранения; - переход на контрактную систему найма в систему
здравоохранения всех работников.
6. Лекарственное и материально-техническое обеспечение.
Для более полного удовлетворения потребности населения и
лечебных учреждений лекарственными средствами и изделиями
медицинской техники сформировать ресурсную политику, базирующуюся
на определении обязательного минимума лекарственных,
материально-технических и иных ресурсов для обеспечения реализаций
базовых территориальных медицинских программ, стандартов качества
и целевых программ в зависимости от этапа оказания медицинской
помощи.
Для устойчивого обеспечения стационаров гарантированным.
перечнем медикаментов организовать межбольничные и больничные
аптеки, предусмотрев их бюджетное финансирование на принципах
полного внутриведомственного хозрасчета.
Поставщиков ресурсов определить по конкурсу. Создать при
каждом подразделении управления здравоохранением маркетинговые
группы для формирования предложений и ценовой политики.
Для бесперебойного обеспечения учреждений здравоохранения
продуктами питания разрешить приобретать их у поставщиков
независимо от их форм собственности при условии соблюдения
требований качества и минимальной цены.
7. Управление здравоохранением.
С целью коррекции отрицательных тенденций, создания условий
для выполнения лечебно-профилактическими учреждениями основных
функций по сохранению и восстановлению здоровья населения
осуществлять комплексное программно-целевое планирование.
Разрабатывать и утверждать базовые территориальные программы,
медико-экономические стандарты. Проводить лицензирование
аккредитацию лечебно-профилактических учреждений и сертификацию
медицинского персонала в пределах своей компетенции.
Ввести экспертизу качества медицинской помощи населению.
Сформировать при Минздраве Автономной Республики Крым отделы
(управления):
контрольно-аналитический, экономики и планирования
здравоохранения, экспертизы качества медицинской помощи,
государственного лицензирования и аккредитации медицинских
учреждений.
Трансформировать органы управления здравоохранения на местах
с приданием им тех же функций, что и у Минздрава за исключением
аккредитации и лицензирования.
Внедрить систему информационного обеспечения управления
здравоохранением функционирующую на базе модемной связи с
использованием программных средств, контролирующих ход выполнения
программ здравоохранения и обеспечивающих мониторинг показателей
здоровья населения и основных результатов деятельности медицинских
учреждений.
Минздрав оставляет за собой исключительное право при
формировании политики в области охраны здоровья:
- контролировать и определять условия равноправия граждан при
получении медицинской помощи; - осуществить защиту больных от возможных злоупотреблений со
стороны производителей медицинских услуг; отсутствие
централизованного контроля может привести к спросу,
спровоцированному предложением; - определять: выбор медицинских услуг, ограничивать их,
исходя из результатов аттестации и аккредитации учреждений, объем,
качество приобретаемого оборудования исходя из уровня предстоящего
его использования; - определять критерии планирования с учетом истинных
потребностей населения в медицинской помощи с целью предупреждения
чрезмерного оснащения медицинских учреждений, безосновательного
роста расходов, вызванных желанием использовать приобретенное
оборудование, а не истинными нуждами пациента; - контролировать экономическую эффективность проводимых
реформ, при этом не допуская снижения уровня доступности
медицинской помощи и ограничения равноправия граждан при ее
получении
8. Научное обеспечение.
Учитывая специфику задач и недостаток собственных
возможностей для их решения необходимо пойти по пути
научно-практических объединений отдельных лечебно-профилактических
учреждений или структурных подразделений с профильными кафедрами
Крымского медицинского университета.
Объединения могут носить как постоянный, так временный
характер.
Определить следующие приоритеты в научно-практических
исследованиях:
- разработка противозатратного механизма, в основе которого
должна лежать оценка труда медицинского работника, определяемая с
позиции стоимости здоровья; - лицензирование деятельности медицинских учреждений с
использованием показателя "рейтинг качества"; - создание научно-методических основ лицензирования и
информации здоровья населения республики и отдельных регионов и
отработки рейтингового мониторинга здоровья; - создание системы стандартизации медицинской помощи и модели
учреждения здравоохранения, действующего в новых экономических
условиях.
Рабочие планы объединений, отрабатывающих медицинские,
экономические и управленческие модели, включаются разделами единой
комплексной программы сотрудничества Минздрава Автономной
Республики Крым и Крымского государственного медицинского
университета.
Финансирование таких объединений может осуществляться из
бюджета здравоохранения, бюджета медицинского университета и за
счет выделения средств под определенную тематику.
9. Технология реализации программы.
Подготовительный этап: (декабрь 1998 г. и в течение 1999 г.):
- создание координационного Совета с участием ученых
медицинского университета, специалистов практического
здравоохранения; формирование рабочих групп из экономистов,
юристов, программистов и др. для разработки механизмов реализации
данной программы; обучение руководителей лечебно-профилактических
учреждений; экономическая подготовка медицинских работников;
популяризация основных направлений в прессе, радио, телевидении.
Отработка экспериментальных моделей на базе регионов и
лечебно-профилактических учреждений области.
В период подготовительного этапа должно быть обеспечено
стабильное функционирование системы здравоохранения и сохранен
достигнутый уровень медицинской помощи.
Основной этап: реализация программы по мере готовности
лечебных учреждений к работе в новых условиях (1999-2001 гг.).
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.ГАВРИН



вверх