Документ rb0116018-99, утратил силу, текущая редакция — Утрата силы от 23.05.2003, основание - rb0108018-03

               РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМИТЕТ ПО ТОРГОВЛЕ 
И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
П Р И К А З
N 116 от 19.03.1999 Зарегистрирован ГУ юстиции
г. Симферополь МЮ Украины в Автономной
Республике Крым
04.06.1999 N 16/211
( Приказ утратил силу на основании Приказа Республиканского
комитета по торговле, общественному питанию
и бытовому обслуживанию
N 108 ( rb0108018-03 ) от 23.05.2003 )
Об утверждении Положения о порядке рассмотрения
ходатайств о подтверждении предприятиям общественного
питания Автономной Республики Крым различных форм
собственности типов и классов и Характеристик
предприятий общественного питания
по типам и классам
( СНПААРК, 1999 г., N 7, ст. 831 )

В целях упорядочения деятельности предприятий общественного
питания всех форм собственности и подчиненности на территории
Автономной Республики Крым, в соответствии с Правилами работы
предприятий общественного питания, утвержденными приказом
Министерства внешних экономических связей Украины от 3 июля
1995 года N 129 ( z0230-95 ), зарегистрированными в Министерстве
юстиции Украины 20 июля 1995 года N 230/766, П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Положение "О порядке рассмотрения ходатайств о
подтверждении предприятиям общественного питания Автономной
Республики Крым различных форм собственности типов и классов".
2. Утвердить Характеристики предприятий общественного питания
Автономной Республики Крым.
3. Ранее подтвержденные Министерством торговли,
внешнеэкономических связей и защиты прав потребителей Автономной
Республики Крым ресторанам и барам категории считать
соответствующими классами.
4. Управлению по торговой политике и лицензированию торговой
деятельности Республиканского комитета по торговле и защите прав
потребителей Автономной Республики Крым после регистрации в
Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в
Автономной Республике Крым направить Положение и Характеристики
гор(рай)исполкомам для сведения, руководства в работе и доведения
для исполнения субъектам предпринимательской деятельности
независимо от форм собственности и подчиненности.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя председателя Шищенко С.М.

Председатель Д.ЗОЛОТАРЕВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Республиканского
комитета по торговле и защите
прав потребителей Автономной
Республики Крым
от 19.03.1999 N 116
Зарегистрирован ГУ юстиции
МЮ Украины в Автономной
Республике Крым
04.06.1999 N 16/211
ХАРАКТЕРИСТИКИ
предприятий общественного питания по типам и классам
Данные Характеристики определяют единые условия уровня
обслуживания потребителей в предприятиях общественного питания
различных типов и классов независимо от форм собственности.
1. Общие положения
В Характеристиках нижеприведенные понятия и термины
используются в следующем значении:
предприятие общественного питания - предприятие, которое
предназначено для производства кулинарной продукции, мучных,
кондитерских и булочных изделий, их продажу и (или) организацию
потребления;
тип предприятия общественного питания - вид предприятия с
характерными особенностями ассортимента продукции, которая
реализуется, организации обслуживания потребителей;
класс предприятия общественного питания - совокупность
различных признаков предприятия обусловленного типа, определяющих
внешний вид и оформление интерьера помещений объекта, оснащенность
оборудованием, мебелью, посудой и инвентарем, и квалификацию
персонала производства и обслуживания.
Предприятия общественного питания по типам и специализации
подразделяют на фабрики-кухни, фабрики-заготовочные, рестораны,
бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, другие
специализированные предприятия, отдельные заготовительные цеха,
магазины (отделы) кулинарии, открытые летние площадки, киоски и
другие объекты.
Данные Характеристики разработаны для основных типов
предприятий общественного питания: ресторанов, баров, кафе,
столовых, закусочных и буфетов.
Рестораны и бары по материально-техническому оснащению,
уровню обслуживания и номенклатуре услуг, которые оказываются,
подразделяются на классы "люкс", "высший", "первый", бары - также
и на "второй". Кафе, столовые, закусочные, буфеты на классы не
подразделяются.
Рестораны, кафе и бары объединяют производство, реализацию и
организацию потребления продукции с организацией отдыха и
развлечений потребителей.
На предприятиях общественного питания всех типов и классов
независимо от форм собственности должны выполняться требования
действующего законодательства Украины, а также следующих
нормативных актов:
Постановления Кабинета Министров Украины от 8 февраля
1995 года N 108 ( 108-95-п ) "О Порядке занятия торговой
деятельностью и правилах торгового обслуживания населения";
Правил работы предприятий общественного питания, утвержденных
приказом МВЭС Украины от 3 июля 1995 года N 129 ( z0230-95 );
СанПиН N 42-123-4117-86 Санитарные правила. Условия, сроки
хранения особо скоропортящихся продуктов;
СанПиН N 42-123-5777-91 Санитарные правила для предприятий
общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия,
вырабатывающие мягкое мороженое;
МБТ N 5061-89 Медико-биологические требования и санитарные
нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов;
СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения;
ГОСТ 30389-95 Общественное питание. Классификация предприятий;
приказов Министерства торговли СССР:
от 2 июня 1982 года N 158 "Об утверждении номенклатуры типов
магазинов и номенклатуры типов общедоступных предприятий
общественного питания для городов и поселков городского типа";
от 9 февраля 1973 года N 38 "Об утверждении норм оснащения
предприятий общественного питания посудой, столовыми приборами,
мебелью и кухонным инвентарем";
от 30 июня 1986 года N 153 "Об утверждении норм оснащения
заготовочных предприятий общественного питания торгово-техническим
оборудованием";
от 31 декабря 1987 года N 307 "Об утверждении Примерных норм
технического оснащения специализированных предприятий
общественного питания;
ГОСТ 12.1.004-21 ССБТ Пожарная безопасность. Общие
требования;
СНиП 11-4-79 Естественное и искусственное освещение;
Постановления правления Центросоюза от 23 июля 1973 года
N 118 "Об утверждении примерных норм оснащения предприятий
общественного питания торгово-технологическим и холодильным
оборудованием".
2. Общие требования к предприятиям
общественного питания
Требования к предприятиям общественного питания определены в
следующих основных характеристиках:
архитектурно-планировочные решения;
оснащение предприятий оборудованием, мебелью, посудой,
столовыми приборами, бельем;
ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и
сложность приготовления;
классификация персонала, методы обслуживания;
качество обслуживания (этика общения, эстетика и другое).
Состав и площади помещений предприятий должны соответствовать
строительным нормам и санитарно-техническим требованиям для
предприятий общественного питания.
Количество работников производства и обслуживающего персонала
должно обеспечивать выполнение требований данных Характеристик и
уровня обслуживания в соответствии с типом и классом объекта.
На предприятиях общественного питания всех типов и классов
должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и
охрана их вещей при условии соблюдения Порядка занятия торговой
деятельностью и правил торгового обслуживания населения,
утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от
8 февраля 1995 года N 108 ( 108-95-п ), требований санитарных и
технических норм и правил, действующих ГОСТов, ГСТУ, ТУ, сборников
рецептур блюд и кулинарных изделий или технологической
документации на фирменные блюда, кулинарные, мучные кондитерские
изделия (приказ МВЭСторга Украины от 23 июля 1997 года N 365
( z0387-97 ).
Информация о типе и классе предприятия должна обозначаться в
вывеске.
3. Ресторан
Ресторан - предприятие общественного питания с высоким
уровнем комфорта, материально-технического оснащения, квалификации
работников, широким ассортиментом блюд сложного приготовления,
включая фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские
изделия, с повышенным уровнем обслуживания в соединении с
организацией отдыха потребителей.
Рестораны подразделяются:
по ассортименту реализуемой продукции и
архитектурно-художественному оформлению - специализированный, с
национальной кухней, тематический;
по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в
зоне отдыха, вагон-ресторан и др.
Торговые помещения для обслуживания потребителей должны быть
в полном наборе и оборудованы с комфортом. Производственные
помещения отделяются от торговых залов перегородкой (стеной),
предусматриваются заготовочные и доготовочные цеха, складское
хозяйство, вспомогательные и бытовые помещения.
Организация обслуживания потребителей в ресторанах
осуществляется официантами или в зависимости от места расположения
ресторана (гостиница, вокзал, поезд и тому подобное) и времени
обслуживания могут применяться такие формы обслуживания, как
предварительное накрытие столов, комплексные обеды, "шведский
стол" и тому подобное. Об особенностях обслуживания должна быть
соответствующая информация при входе в ресторан.
3.1. Требования к ресторанам класса "люкс"
Рестораны класса "люкс" обеспечивают потребителей
максимальным уровнем комфорта. Отличаются уникальным
архитектурно-планировочным решением и высоким уровнем
материально-технического оснащения. При оформлении залов и
помещений для посетителей используются изысканные декоративные
элементы, изготовленные по индивидуальному заказу, создающие
единство стиля.
Вывеска - световая, с оригинальными элементами оформления.
Состав помещений для посетителей, вестибюль (холл), гардероб,
зал, банкетный зал, отдельные кабины (кабинеты), отдельные женские
и мужские туалеты, комнаты для мытья рук, курительные комнаты.
Предусматривается наличие эстрады и танцевальной площадки,
выступление оркестра, инструментального или
вокально-инструментального ансамбля, солистов с использованием
высококачественной стереофонической и радиоаппаратуры.
Система кондиционирования воздуха с автоматической поддержкой
оптимальных параметров температуры и влажности.
Освещение - общее для всего зала, возможно и местное для
каждого стола (декоративные подсвечники, светильники, бра и
другие).
Мебель создает повышенный комфорт и отвечает интерьеру
предприятия: в холле и вестибюле - мягкие диваны, банкетки,
журнальные столики, в обеденном зале - столы с мягким покрытием,
мягкие кресла, стулья, серванты для официантов.
Столовая посуда и приборы изготавливаются по индивидуальному
заказу или подбираются с учетом особенностей кухни и форм
обслуживания.
Используют фарфоровую посуду 1-го сорта, высшей
художественной обработки, стеклянная посуда - из хрусталя 1-го
сорта или художественно оформленная из выдувного стекла с
монограммой или эмблемой предприятия, при подаче национальных и
фирменных блюд, изделий и напитков разрешается использование
майоликовой и деревянной посуды. Металлическая посуда и столовые
приборы должны быть из мельхиора, нейзильбера или из нержавеющей
стали повышенных групп обработки.
Столовое белье (льняные скатерти, салфетки - белые или
цветные, белые ручники для официантов) изготавливается по
индивидуальному заказу или подбирается в соответствии с общим
замыслом сервировки и особенностями интерьера зала. На каждом
комплекте столового белья отображают монограмму или название
ресторана либо его эмблему. Заменяют скатерти свежими перед
обслуживанием каждой новой группы потребителей, а в случае
загрязнения - в процессе обслуживания.
Обязательным условием является соблюдение стилевого единства
сервировки столов в каждом зале предприятия на протяжении всего
рабочего дня.
Рекламу оформляют различными декоративными материалами,
световыми и оптическими эффектами, фотографиями, дающими
информацию об особенностях ресторана, специфике кухни, комплексе
оказываемых услуг.
Меню и прейскурант печатаются типографским способом на
украинском или русском и не менее чем на двух иностранных языках.
Обложка меню должна быть из кожзаменителя, картона или мелованной
бумаги, на ней - эмблема предприятия, которая должна отвечать
тематическому направлению ресторана.
Штат предприятия комплектуют работниками высокой
квалификации, имеющими специальное образование, на основных
технологических процессах рекомендовано работать
"мастерам-поварам", "мастерам-кондитерам".
Обслуживают потребителей метрдотели, бармены и официанты,
досконально владеющие правилами и техникой обслуживания. Они
должны знать особенности технологии приготовления, оформления и
подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных
кухонь, особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств, а
также отдельных контингентов потребителей, знать и придерживаться
правил международного этикета, предоставлять потребителям
информацию о реализуемой кулинарной продукции, товарах и услугах.
В ресторанах, обслуживающих иностранных граждан, персонал
должен владеть несколькими иностранными языками в пределах,
необходимых для выполнения своих обязанностей. Официанты должны
знать правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов, порядок
оформления счетов и расчетов по ним с потребителями, в том числе в
иностранной валюте и кредитными карточками.
Обслуживающий персонал должен быть одет в форменную одежду и
обувь единого образца. Форменная одежда швейцара, гардеробщика,
метрдотеля, официанта и бармена должна обеспечивать стилевое
единство ресторана. При входе в ресторан посетителей встречает
швейцар.
Ассортимент слагается из блюд, изделий и напитков всех групп
кулинарной продукции, преимущественно фирменных, а также
национальной украинской кухни и кухонь народов мира.
Принимают заявки на приготовление кулинарной продукции, не
указанной в меню, при наличии необходимого сырья, а также на
приготовление блюд непосредственно в присутствии потребителей,
которые их заказали.
Кроме продукции собственного производства реализуют широкий
ассортимент фруктов, ягод, кондитерских изделий, фруктовых и
минеральных вод и другие товары.
Оказываются дополнительные услуги потребителям, а именно:
приобретение фирменных значков, цветов, сувениров, прессы,
настольные игры, игровые автоматы, биллиард, срочная чистка пятен,
обуви, мелкий ремонт одежды, упаковка изделий, приобретенных в
предприятии, услуги связи, вызов такси, парковка частных
автомобилей на организованную около ресторана стоянку и другие.
3.2. Требования к ресторанам класса "высший"
Уровень услуг отвечает классу "люкс" за исключением того, что
при оформлении залов вместо изысканных используются оригинальные
декоративные элементы высокого художественного качества.
Система кондиционирования воздуха должна действовать
эффективно, обеспечивать условия комфорта для потребителей, однако
не обязательно с автоматическим поддержанием режимов.
Предъявляются меньшие требования к изысканности мебели и интерьера
помещений.
Используют фарфоровую посуду, посуду из хрусталя и выдувного
стекла, металлическую посуду и столовые приборы из нержавеющей
стали (для банкетов и приемов - приборы из мельхиора и
нейзильбера).
Штат предприятия комплектуют работниками высокой
квалификации, которые имеют специальное образование, а также
"мастерами-поварами", "мастерами-кондитерами".
Ассортимент блюд, изделий и напитков слагается из всех групп
кулинарной продукции, включая фирменные. В ресторанах с узкой
специализацией (национальные, рыбные, пивные и тому подобное) в
меню должны быть оригинальные фирменные блюда, изделия, напитки. В
этом случае ассортимент их может быть более узким без уменьшения
требований к высокому уровню их приготовления и оформления.
Оказывают дополнительные услуги потребителям в приобретении
цветов, сувениров, мелкий ремонт и чистку одежды и обуви, услуги
связи, вызов такси и тому подобное.
3.3. Требования к ресторанам класса "первый"
Обеспечивают потребителей высоким уровнем комфорта, при
оформлении помещений для посетителей используются декоративные
элементы.
Вывеска световая с элементами декоративного оформления.
Состав помещений для посетителей: вестибюль, гардероб, зал,
банкетный зал, мужские и женские туалеты с помещениями для мытья
рук.
Мебель должна быть подобрана в соответствии с интерьером
предприятия, основные виды мебели - столы, стулья, кресла
ресторанные, банкетки, серванты для официантов и прочие.
Используют фарфоровую, фаянсовую и сортовую стеклянную
посуду, металлическую посуду и столовые приборы из нержавеющей
стали.
Столовое белье - белое или одноцветное (ручники - белые),
вместо скатертей допускается сервировка столов индивидуальной
салфеткой или национальным рушником, скатерти, салфетки, рушники
заменяют по мере их загрязнения.
Обязательным условием является соблюдение стилевого единства
сервировки столов в каждом зале предприятия.
Музыкальное обслуживание - с использованием стереофонической
радиоаппаратуры или выступление вокально-инструментального
ансамбля.
Рекламу оформляют различными декоративно-прикладными
материалами.
Меню и прейскурант печатают на украинском или русском языках,
обложка для меню - из картона или плотной бумаги с художественным
оформлением.
Штат ресторана комплектуют квалифицированными специалистами.
Метрдотели, официанты, повара должны иметь специальное
образование, возглавляет производство специалист не ниже
5-6 разряда. Обслуживают потребителей официанты.
Ассортимент слагается из заказных и фирменных блюд, изделий и
напитков сложного изготовления. Предлагается широкий ассортимент
мучных и кондитерских изделий, фруктов, винно-водочных, табачных
изделий, фруктовых и минеральных вод, кондитерских изделий
собственного и промышленного производства.
Потребителям оказываются дополнительные услуги по
приобретению сувениров, отпуску блюд и покупных товаров домой.
4. Бар
Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой,
которое реализует алкогольные, безалкогольные, смешанные
алкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты,
кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Бары подразделяют:
по ассортименту и способу приготовления реализуемой
продукции - на винный, пивной, соковый, молочный, кофейный,
коктейль-бар, гриль-бар и тому подобное;
по специфике обслуживания потребителей - видеобар,
варьете-бар, диско-бар и другие.
Их размещают преимущественно в помещениях гостиниц,
ресторанов, кафе, они могут быть и самостоятельными предприятиями.
Бары, организованные в составе ресторанов и кафе, имеют кроме зала
также вспомогательное помещение бармена. В барах, которые являются
самостоятельными предприятиями общественного питания,
дополнительно выделяются производственные помещения для
приготовления холодных закусок и других блюд и напитков.
4.1. Требования к барам класса "люкс", "высший"
Уровень требований к архитектурно-планировочным решениям, их
интерьерам, оснащению, оборудованию, мебели, посуде, столовым
приборам, белью, квалификации персонала, перечень дополнительных
услуг - как и для ресторанов класса "люкс", "высший". Состав
помещений предусматривает наличие вестибюля, гардероба, торгового
зала, мужских и женских туалетов с помещениями для мытья рук, в
барах класса "люкс" - курительной комнаты.
Обслуживание посетителей осуществляется барменом (за барной
стойкой), официантами за столами.
Меню и прейскуранты баров включают различные, преимущественно
фирменные блюда, закуски, коктейли, пунши, гроги и другие
смешанные напитки, кондитерские изделия собственного и
промышленного производства, широкий выбор марочных, отечественных
и импортных вин, коньяков, шампанского, ликеров, соков, фруктовых
и минеральных вод, фруктов, табачных изделий, покупных товаров и
тому подобное.
Бармены и официанты должны иметь специальную профессиональную
подготовку, владеть иностранными языками в пределах, необходимых
для выполнения своих обязанностей. Бармены должны знать и уметь
квалифицированно приготовить разные алкогольные и безалкогольные
коктейли, флиппы, коблеры, пунши, глинтвейны и тому подобное.
4.2. Требования к барам класса "первый"
Уровень требований к архитектурно-планировочным решениям, их
интерьерам, оснащению оборудованием, посудой, столовыми приборами,
бельем, квалификации персонала, перечню дополнительных услуг - как
и для ресторанов класса "первый".
Состав помещений для посетителей: вестибюль, гардероб, зал,
мужские и женские туалеты с помещениями для мытья рук.
Мебель стандартная, облегченных конструкций, допускаются
столы с гигиеническими полиэфирными покрытиями.
Разнообразный ассортимент блюд и напитков, коктейлей,
десертов, включая фирменные, а также закусок, кулинарной продукции
несложного приготовления в зависимости от специализации, широкий
ассортимент кондитерских изделий промышленного производства,
фруктов, соков, винно-водочных, табачных изделий, фруктовых и
минеральных вод.
Обслуживающий персонал одет в форменную одежду и обувь.
Музыкальное обслуживание - с использованием музыкальных
автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры и тому
подобное.
4.3. Требования к барам класса "второй"
Интерьер торгового зала создается в современном стиле с
учетом специализации и индивидуальных особенностей предприятия.
Мебель стандартная, облегченных конструкций, столы с
гигиеническими полиэфирными покрытиями.
Используют фарфоровую, фаянсовую, сортовую стеклянную посуду,
столовые приборы из нержавеющей стали.
Допускается сервировка столов индивидуальной салфеткой, на
столы выставляются бумажные салфетки.
Музыкальное обслуживание с использованием радиоаппаратуры.
Рекламу оформляют декоративно-отделочными материалами.
Меню и прейскурант печатают и размещают в специальной рамке у
входа в зал, у барной стойки.
Разнообразный ассортимент блюд и напитков, коктейлей,
десертов, а также закусок, кулинарной продукции несложного
изготовления, широкий ассортимент кондитерских изделий
промышленного производства, фруктов, соков, винно-водочных,
табачных изделий, фруктовых и минеральных вод.
5. Кафе
Кафе - предприятие общественного питания с более узким по
сравнению с рестораном ассортиментом блюд, винно-водочных
напитков, табачных, булочных, кондитерских изделий и покупных
товаров.
Кафе подразделяются:
по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое,
кафе-кондитерская, кафе-молочное и тому подобное;
по контингенту потребителей - кафе молодежное, кафе детское и
другие;
по месту расположения - кафе-отдел (кафетерий).
5.1. Требования к кафе
Интерьер торгового зала кафе с учетом индивидуальных
особенностей предприятия, с использованием декоративных элементов.
Состав помещений для посетителей: вестибюль, гардероб,
торговый зал, для кафе мощностью более 50 мест - мужские и женские
туалеты.
Мебель подбирают в соответствии с интерьером предприятия,
основные виды мебели - столы с гигиеническим полиэфирным покрытием
или высокие кафетерийные столы и стулья, серванты для официантов.
Используют фарфоровую, фаянсовую, сортовую стеклянную,
майоликовую (в специализированных кафе) посуду, столовые приборы
из нержавеющей стали.
Допускается сервировка столов индивидуальной салфеткой, на
столы выставляют бумажные салфетки и специи.
Музыкальное обслуживание с использованием радиоаппаратуры.
Рекламу оформляют декоративно-отделочными материалами.
Меню и прейскурант печатают и размещают в специальной рамке
при входе в зал и в узлах расчета.
Применяется в основном метод самообслуживания, а также
обслуживание официантами.
Ассортимент слагается из разнообразных блюд, изделий и
напитков, в том числе фирменных, покупных товаров.
Специализированные кафе характеризуются наличием в продаже
кулинарной продукции, которая соответствует названию предприятия,
допускается также продажа другой продукции собственного
производства несложного приготовления, фруктов, соков, алкогольных
и безалкогольных напитков, холодных и горячих напитков.
6. Столовая
Столовая - предприятие общественного питания (общедоступное
или обслуживающее определенный контингент потребителей) с
разнообразным ассортиментом блюд, булочных, кондитерских изделий,
покупных товаров.
В зависимости от ассортимента кулинарной продукции и способа
ее реализации столовые подразделяют на общего типа и диетические,
по месту расположения и контингенту потребителей - общедоступные,
школьные, студенческие, рабочие и тому подобное.
6.1. Требования к столовым
Интерьер создают в современном стиле с использованием
декоративных элементов, вывеска обычная. Состав помещений для
посетителей: гардероб, торговый зал, туалет.
Мебель - стандартные столы с гигиеническим полиэфирным
покрытием и стулья, отвечающие интерьеру зала.
Используют фаянсовую, металлическую посуду и посуду из
штампованного стекла, столовые приборы из нержавеющей стали или
алюминия. На столы выставляют бумажные салфетки и специи.
Меню печатают и размещают в специальной рамке при входе, на
раздаче и в узлах расчета.
В столовых общедоступной сети потребителям предлагают
свободный выбор блюд, напитков и изделий собственного
производства, покупных товаров.
В школьных, студенческих, рабочих столовых рекомендуется
реализовать комплексные обеды, завтраки, ужины с учетом
рациональных норм потребления.
Диетические столовые специализируются на приготовлении и
реализации диетического питания. Столовые-раздаточные реализуют
готовую продукцию, полученную от других предприятий общественного
питания.
Применяется метод самообслуживания в столовых при
промышленных предприятиях и учебных заведениях, кроме того,
предварительная сервировка столов скомплектованными обедами
(завтраками, ужинами).
7. Закусочная
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным
ассортиментов блюд несложного приготовления, предназначенное для
быстрого обслуживания потребителей.
В зависимости от ассортимента изготавливаемой продукции
закусочные бывают общего типа или специализированные.
Закусочные могут иметь специализацию относительно блюд
украинской кухни: вареничная, галушечная, кулешная, молочная,
колыба и тому подобное, а также по выпуску отдельных блюд -
шашлычная, котлетная, бутербродная, сосисочная, пельменная,
блинная, бульонная, пиццерия и т.п. Для них обязательно постоянное
наличие в реализации продукции, отвечающей названию предприятия.
Специализированные закусочные по приготовлению блюд
украинской кухни рекомендуется оформлять с использованием
элементов украинской символики (гобеленов, рушников, салфеток,
резьбы по дереву), других предметов народных промыслов и
соответствующей мебели.
7.1. Требования к закусочным
Закусочные организуют в стационарных или переоборудованных
помещениях, павильонах. Вывеска обычная, для оформления зала
используют декоративные элементы, создающие единство стиля.
В торговом зале для посетителей предусматривается место для
мытья рук, оборудованное умывальником, при отсутствии гардероба
устанавливают вешалки.
Мебель - простая по конструкции: столы с гигиеническим
полиэфирным покрытием, стулья или высокие кафетерийные столы.
Столовая посуда - фаянсовая, стеклянная посуда из
штампованного стекла или посуда разового использования. Столовые
приборы из нержавеющей стали или алюминия. На столах выставляют
бумажные салфетки и специи.
Меню печатное, размещают в рамке около входа и на узле
расчета.
Музыкальное оформление при помощи радиоаппаратуры.
Применяется метод самообслуживания со свободным выбором блюд
или обслуживание официантами.
8. Буфет
Буфет - предприятие общественного питания, оборудованное
буфетной стойкой, которое реализует ограниченный ассортимент
готовых блюд, напитков, мучных кондитерских и булочных изделий,
покупных товаров.
Буфеты подразделяют:
по месту расположения - при вокзалах, при зрелищных
учреждениях и другие;
по контингенту потребителей - школьный, студенческий и
другие.
8.1. Требования к буфетам
Интерьер создается в соответствии с
архитектурно-планировочным решением места расположения буфета.
Мебель - буфетная стойка, высокие кафетерийные столы или комплекты
мебели, включающие столы и стулья.
Меню печатают и размещают в специальной рамке на раздаче и в
узлах расчета.
Используется посуда из фаянса, штампованного стекла, разового
использования, металлическая посуда и приборы из нержавеющей стали
или алюминия.
На столы выставляют бумажные салфетки и специи.
Обслуживание осуществляется буфетчиками.
Выставленные для реализации образцы буфетной продукции и
покупных товаров должны иметь ценники.
Обеспечивает потребителей ограниченным ассортиментом готовых
блюд несложного приготовления, мучными кондитерскими и булочными
изделиями, соками, напитками и покупными товарами.

Начальник управления по торговой политике и лицензированию торговой деятельности М.АКАТОВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Республиканского
комитета по торговле и защите
прав потребителей Автономной
Республики Крым
от 19.03.1999 N 116
Зарегистрирован ГУ юстиции
МЮ Украины в Автономной
Республике Крым
04.06.1999 N 17/212
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке рассмотрения ходатайств о подтверждении
предприятиям общественного питания Автономной
Республики Крым различных форм собственности
типов и классов
1. Подтверждение предприятиям общественного питания различных
форм собственности (в дальнейшем - предприятие общественного
питания) типа и класса производится Республиканским комитетом по
торговле и защите прав потребителей в срок не более 10 дней по
представлению организациями и предприятиями общественного питания
соответствующих документов.
2. Предприятия общественного питания подразделяются на типы:
фабрики-кухни, фабрики-заготовочные, рестораны, бары, кафе,
столовые, закусочные, буфеты, другие специализированные
предприятия, отдельные заготовительные цеха, магазины (отделы)
кулинарии, открытые летние площадки, киоски и другие объекты.
Данное Положение разработано для основных типов предприятий
общественного питания: ресторанов, баров, кафе, столовых,
закусочных, буфетов, открытых летних площадок.
По материально-техническому оснащению, уровню обслуживания и
номенклатуре оказываемых услуг рестораны подразделяются на классы
"люкс", "высший", "первый", бары - на классы "люкс", "высший",
"первый", "второй". Кафе, столовые, закусочные, буфеты на классы
не подразделяются.
3. Типы и классы подтверждаются предприятиям общественного
питания при открытии их в установленном порядке после законченного
строительства, капитального ремонта или реконструкции с учетом
действующих СНиПов для предприятий общественного питания.
4. Руководители ресторанов и баров для подтверждения типа и
класса предприятию представляют Рескомитету по торговле и защите
прав потребителей следующие документы:
ходатайство о подтверждении типа и класса предприятию
общественного питания;
ассортиментный минимум реализуемой продукции, утвержденный
руководителем предприятия, согласованный с главным государственным
санитарным врачом города (района) и заверенный печатями
предприятия и городской (районной) СЭС, в 2-х экземплярах
(Приложение 1);
акт обследования предприятия на соответствие подтверждаемому
типу и классу. Обследование производится специалистами отдела
общественного питания и бытового обслуживания населения
Рескомитета по торговле и защите прав потребителей Автономной
Республики Крым или специалистами отдела торговли соответствующего
горисполкома (райгосадминистрации) по форме согласно Приложению 2
к настоящему Положению;
выписку из устава предприятия, подтверждающую разрешение на
вид деятельности "общественное питание";
три цветные фотографии фрагментов торгового зала;
для классов "люкс" и "высший" - образцы печатной продукции
(меню, прейскуранты, счета, визитные карточки, приглашения и
т.д.);
документ, подтверждающий перечисление на внебюджетный счет
Рескомитета по торговле и защите прав потребителей Автономной
Республики Крым договорной суммы за проведение комплекса работ по
подтверждению типа и класса.
5. Руководители кафе, столовых, закусочных, буфетов для
подтверждения типа представляют Рескомитету следующие документы:
ходатайство о подтверждении типа предприятия общественного
питания;
ассортиментный минимум реализуемой продукции, утвержденный
руководителем предприятия, согласованный с главным государственным
санитарным врачом города (района) и заверенный печатями
предприятия и городской (районной) СЭС, в 2-х экземплярах
(Приложение 1 к настоящему Положению);
акт обследования предприятия на соответствие подтверждаемому
типу (Приложение 2 к настоящему Положению);
выписку из устава, подтверждающую разрешение на вид
деятельности "общественное питание";
документ, подтверждающий перечисление на внебюджетный счет
Рескомитета договорной суммы за выполнение комплекса работ по
подтверждению типа.
6. О подтверждении типа и класса предприятию общественного
питания издается приказ Республиканского комитета по торговле и
защите прав потребителей Автономной Республики Крым. Копия приказа
или выписка из него, ассортиментный минимум, заверенные печатью
Рескомитета, направляются предприятию, где они должны находиться
постоянно.
7. Подтвержденные тип и класс предоставляют право предприятию
приобрести статус предприятия общественного питания.
8. Республиканский комитет по торговле и защите прав
потребителей имеет право изменить подтвержденные тип и класс
предприятию общественного питания в случае изменений, приведших к
несоответствию подтвержденным ранее типу и классу.
9. Предприятие общественного питания может ходатайствовать об
изменении ранее подтвержденных типа и класса, представив
Рескомитету по торговле и защите прав потребителей соответствующие
документы.

Начальник управления по торговой политике и лицензированию торговой деятельности М.АКАТОВ

Приложение 1
к п. 4 Положения о порядке
рассмотрения ходатайств о
подтверждении предприятиям
общественного питания
Автономной Республики Крым
различных форм собственности
типа и класса
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Главный государственный Руководитель предприятия
санитарный врач гор(рай)СЭС
___________________________ _____________________________
печать печать
ПРИМЕРНЫЙ АССОРТИМЕНТНЫЙ МИНИМУМ
блюд и напитков для предприятий
общественного питания
1. Фирменные блюда и закуски
2. Холодные блюда и закуски:
рыбная гастрономия; холодные рыбные блюда; салаты, винегреты; мясная гастрономия; холодные блюда из мяса; холодные блюда из домашней птицы и дичи; сыры; масло сливочное; молочные продукты
3. Горячие закуски
4. Супы:
прозрачные; заправочные; пюреобразные; молочные; холодные
5. Вторые горячие рыбные блюда:
рыба отварная и припущенная; рыба жареная; рыба запеченная
6. Вторые горячие мясные блюда:
вареное мясо; жареное мясо; блюда из домашней птицы и дичи жареные; блюда из домашней птицы и дичи тушеные; блюда из котлетной массы; блюда из субпродуктов
7. Блюда из овощей
8. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
9. Блюда из творога и яиц
10. Сладкие блюда
11. Горячие напитки
12. Холодные напитки собственного производства
13. Мучные кулинарные и мучные кондитерские изделия
14. Табачные изделия
15. Винно-водочные изделия

Начальник управления по торговой политике и лицензированию торговой деятельности М.АКАТОВ

Приложение 2
к п. 4 Положения о порядке
рассмотрения ходатайств о
подтверждении предприятиям
общественного питания
Автономной Республики Крым
различных форм собственности
типа и класса
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель председателя
горисполкома,
райгосадминистрации или
начальник торгового отдела _____________________________
"___" _______________ 1999 г.
печать
АКТ
обследования ________________________________________________
(наименование предприятия общественного __________________________________________________________________
питания)
на соответствие подтверждаемым типу и классу
"___" _______________ 1999 г. г. _____________________

Комиссией в составе _________________________________________ __________________________________________________________________
в присутствии субъекта предпринимательской деятельности
обследовано ______________________________________________________
(наименование предприятия общественного __________________________________________________________________
питания)
Адрес предприятия, _______________________________________________
телефон, Ф.И.О. руководителя _____________________________________
Юридический адрес ________________________________________________
Состав и площади помещений _______________________________________
Количество мест в торговом зале __________________________________
Интерьер вестибюля, холла,
торговых залов, банкетных залов __________________________________
Характеристика:
оборудования _____________________________________________________
мебели ___________________________________________________________
посуды и столовых приборов _______________________________________
солового белья ___________________________________________________
форменной одежды _________________________________________________
инвентаря, весоизмерительных приборов ____________________________
печатной продукции (меню, счета, прейскуранты) ___________________ __________________________________________________________________
Метод обслуживания _______________________________________________
Музыкальное обслуживание _________________________________________
Наличие вывески с названием предприятия и объявления о режиме
работы ___________________________________________________________
Заключение: Предприятие __________________________________________ __________________________________________________________________
наименование предприятия общественного питания соответствует типу _______________________________________________
классу _______________________________________________
не соответствует типу ____________________________________________
классу ____________________________________________
основание ________________________________________________________

Подписи:
1. Специалист горисполкома, райгосадминистрации 2. Руководитель предприятия общественного питания 3. по усмотрению исполкома

Начальник управления по торговой политике и лицензированию торговой деятельности М.АКАТОВ



вверх