Документ 994_908, поточна редакція — Редакція від 17.05.2006, підстава - 994_844

                 Четвертая Директива N 78/660/ЕЭС 
Совета Европейских Сообществ
основывающаяся на статье 54 (3) "G" Договора,
о годовой отчетности некоторых типов
хозяйственных обществ
(Брюссель, 25 июля 1978 года)
{ Изменения и дополнения в Директиву дополнительно см.
в Директиве ( 994_844 ) от 17.05.2006 }

(неофициальный перевод)(*)
Совет Европейских сообществ,
опираясь на Договор, учреждающий Европейское экономическое
сообщество ( 994_017 ), и, в частности, его статью 54 (3) "g",
основываясь на предложении Комиссии,
учитывая заключение Европейского парламента(*),
--------------- (*) ОЖ N C 129, 11.12.1972, с. 38.
принимая во внимание заключение Экономического и социального
комитета(*),
--------------- (*) ОЖ N C 39, 07.06.1973, с. 31.
поскольку координация национальных положений относительно
представления и содержания годовой отчетности обществ с
ограниченной ответственностью, используемые в ней методы оценки и
их публикация имеют особое значение для защиты их сотрудников и
третьих лиц;
поскольку подобная координация необходима в этой сфере для
этих видов хозяйственных обществ, с одной стороны, в связи с
распространением деятельности таких обществ за пределы территории
государств, с другой стороны, в связи с гарантиями,
предоставляемыми третьим лицам только в пределах суммы чистых
активов этих хозяйственных обществ; поскольку, вместе с тем,
крайняя необходимость такой координации признается и
подтверждается в статье 2 (1) "f" Директивы 68/151/ЕЭС
( 994_453 ) (*);
--------------- (*) ОЖ N L 65, 14.03.1968, с. 8.
поскольку необходимо создать в Сообществе минимальные
эквивалентные нормативные требования в отношении объема финансовой
информации, которую должны раскрывать для общественности
хозяйственные общества, конкурирующие друг с другом;
поскольку годовая отчетность должна достоверно и объективно
отражать активы и обязательства, финансовое состояние и финансовые
итоги хозяйственного общества; поскольку в связи с этим следует
установить обязательный формат баланса и отчета о прибылях и
убытках, а также минимально необходимое содержание пояснений к
годовой отчетности; поскольку хозяйственным обществам, не
оказывающим значительного социального и экономического влияния,
могут быть предоставлены определенные уступки;
поскольку различные методы оценки активов и обязательств
должны быть согласованы в целях раскрытия сопоставимой и
эквивалентной информации в годовой отчетности;
поскольку годовую отчетность всех хозяйственных обществ, к
которым применяется настоящая Директива, следует публиковать в
соответствии с Директивой 68/151/ЕЭС ( 994_453 ); ввиду того, что
определенные уступки могут быть предоставлены малым и средним
хозяйственным обществам;
поскольку годовую отчетность должны заверять имеющие лицензию
аудиторы, минимальный уровень квалификации которых подлежит
последующему согласованию; поскольку только небольшие
хозяйственные общества могут быть освобождены от обязанности
проходить аудиторскую проверку;
поскольку в случае принадлежности хозяйственного общества к
группе компаний представляется целесообразным публиковать
отчетность, достоверно и объективно отражающую деятельность всей
группы; поскольку ожидается вступление в силу Директивы Совета о
консолидированной отчетности, необходимо частичное отступление от
отдельных положений настоящей Директивы;
поскольку из-за сложностей, связанных с текущим состоянием
законодательства в некоторых государствах-членах, необходимо
установить более длительный период, в течение которого
осуществляется имплементация некоторых положений настоящей
Директивы,
принял настоящую Директиву:
Статья 1
1. Мероприятия по координации, установленные в настоящей
Директиве, применяются к законам, подзаконным актам и
административным положениям государств-членов распространяются на
следующие формы хозяйственных обществ:
- для Германии: die Aktiengesellschaft, die Kommanditgesellschaft auf Aktien,
die Gesellschaft mit beschrankter Haftung;
- для Бельгии: de naamloze vennootschap, la societe anonyme, de commanditaire vennootschap ojla societe en commandite par
actions, aandelen, de personenvennootschap met beperktda societe de personnes a
responsabilite limitee; aansprakelijkheid;
- для Франции: la societe anonyme, la societe en commandite par actions, la
societe a responsabilite limitee, la societe par actions
simplifiee;
- для Италии: societa per azioni, societa in accomandita per azioni,
societa a responsabilita limitata;
- для Люксембурга: la societe anonyme, la societe en commandite par actions, la
societe a responsabilite limitee;
- для Нидерландов: de naamloze vennootschap, de besloten vennootschap met
beperkte aansprakelijkheid;
- для Соединенного Королевства: companies incorporated with limited liability;
- для Ирландии: companies incorporated with limited liability;
- для Дании: aktieselskab, kommanditaktieselskab, anpartsselskab;
- для Греции:(*)
--------------- (*) Текст на национальном языке не приводится.
- для Испании: la sociedad anonima, la sociedad comanditaria por acciones,
la sociedad de responsabilidad limitada;
- для Португалии: a sociedade anonima de responsabilidade limitada, a sociedade
em comandita por accoes, a sociedade por quotas de
responsabilidade limitada;
- для Австрии: die Aktiengesellschaft, die Gesellschaft mit beschrankter
Haftung;
- для Финляндии: yksityinen osakeyhtio - privat aktiebolag, julkinen
osakeyhtio - publikt aktiebolag;
- для Швеции: aktiebolag;
- для Чешской Республики: spolecnost s rucenim omezenym, akciova spolecnost;
- для Эстонии: aktsiaselts, osauhing;
- для Кипра:(*)
--------------- (*) Текст на национальном языке не приводится.
- для Латвии: akciju sabiedriba, sabiedriba ar ierobezotu atbildibu,
komanditsabiedriba;
- для Литвы: akcine bendrove, uzdaroji akcine bendrove;
- для Венгрии: reszvenytarsasag, korlatolt felelossegu tarsasag;
- для Мальты: kumpanija pubblika - public limited liability company,
kumpanija privata - private limited liability company;
- для Польши: spolka z ograniczona odpowiedzialnoscia, spolka
komandytowoakcyjna, spolka akcyjna;
- для Словении: delniska druzba, druzba z omejeno odgovornotjo, komanditna
delniska druzba;
- для Словакии: akciova spolocnost', spolocnost' s rucenim obmedzenym'.
2. В ожидании последующей координации государства-члены могут
не применять положения настоящей Директивы к банкам и другим
финансовым учреждениям или к страховым компаниям.
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 2
1. Годовая отчетность включает баланс, отчет о прибылях и
убытках, пояснения к отчетности. Эти документы составляют единое
целое.
2. Они составляются ясно и в соответствии с положениями
настоящей Директивы.
3. Годовая отчетность должна обеспечивать достоверное и
объективное представление активов, обязательств, финансового
состояния и данных о прибыли и убытках.
4. Если применение положений настоящей Директивы является
недостаточным для получения достоверной и объективной картины в
соответствии с параграфом 3, следует предоставлять дополнительную
информацию.
5. В тех исключительных случаях, когда применение какого-либо
положения настоящей Директивы не позволяет выполнить требование
параграфа 3, данное положение должно быть игнорировано в целях
предоставления достоверной и объективной картины в соответствии с
параграфом 3. Любое такое игнорирование необходимо раскрывать в
пояснениях к отчетности, обосновывать и указывать его влияние на
активы, обязательства, финансовое состояние и данные о прибыли и
убытках. Государства-члены могут определять такие исключительные
обстоятельства и устанавливать соответствующие специальные нормы.
6. Государства-члены могут разрешать или требовать раскрытия
в годовой отчетности другой информации помимо раскрываемой в
соответствии с настоящей Директивой.
Раздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАЛАНСЕ И ОТЧЕТЕ
О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Статья 3
Запрещается менять формат баланса и отчета о прибылях и
убытках, в частности форму их представления, в следующем году
после отчетного. Отступления от настоящего принципа допускаются
при исключительных обстоятельствах. Любое такое отступление
необходимо раскрывать и обосновывать в пояснениях к отчетности.
Статья 4
1. Счета баланса и отчета о прибылях и убытках, перечисленные
в статьях 9, 10, 23-26, необходимо отражать отдельно в указанном
порядке. Допускается более детальная разбивка счетов при условии
соблюдения обязательного формата. Разрешается включать
дополнительные счета при условии, что их содержание не
раскрывается ни в одном счете, указанном в обязательном формате.
Государства-члены могут устанавливать более детальную разбивку
счетов или новые счета баланса и отчета о прибылях и убытках.
2. Формат, номенклатуру и терминологию счетов баланса и
отчета о прибылях и убытках, пронумерованных арабскими цифрами,
необходимо адаптировать к специфике деятельности конкретного
предприятия. Государства-члены могут требовать проведения такой
адаптации на предприятиях, составляющих часть конкретной отрасли
экономики.
3. Допускается объединение счетов баланса и отчета о прибылях
и убытках, пронумерованных арабскими цифрами, в случае, когда:
a) их сумма не является существенной для целей статьи 2 (3);
или
b) такое объединение способствует повышению прозрачности при
условии, что объединенные счета рассматриваются отдельно в
пояснениях к отчетности. Государства-члены могут требовать
проведения такого объединения.
4. В отношении каждого счета баланса и отчета о прибылях и
убытках следует указывать соответствующий ему показатель за
предыдущий отчетный год. В случае несопоставимости данных
показателей государства-члены могут предусмотреть необходимость
корректировки показателя за предыдущий отчетный год. В любом
случае в пояснениях к отчетности следует раскрывать наличие
несопоставимости данных и любые сделанные корректировки с
уместными комментариями.
5. При отсутствии показателя счет баланса или отчета о
прибылях и убытках не показывается за исключением тех случаев,
когда согласно параграфу 4 имеется соответствующий ему счет за
предыдущий отчетный год.
Статья 5
1. В отступлении от статьи 4 (1) и (2), государства-члены
могут установить специальные форматы годовой отчетности для
инвестиционных и финансовых холдинговых компаний при условии, что
эти форматы обеспечивают картину деятельности таких компаний в
соответствии с требованиями статьи 2 (3).
2. Для целей настоящей Директивы под "инвестиционными
компаниями" понимаются только:
a) те хозяйственные общества, предметом деятельности которых
является исключительно инвестирование средств в различные ценные
бумаги, недвижимость и прочие активы с целью распределения
инвестиционного риска и выплаты своим акционерам доходов,
полученных в результате управления активами;
b) те хозяйственные общества, которые ассоциированны с
инвестиционными компаниями, обладающими фиксированным размером
капитала, если предметом деятельности таких ассоциированных
хозяйственных обществ является исключительно приобретение
полностью оплаченных акций, выпущенных инвестиционными компаниями
без ущерба для положений статьи 20 (1) "h" Директивы 77/91/ЕЭС.
3. Для целей настоящей Директивы под "финансовыми
холдинговыми компаниями" понимаются только те хозяйственные
общества, предметом деятельности которых является исключительно
приобретение пакетов акций других хозяйственных обществ и
управление такими пакетами для получения прибыли, при этом они не
участвуют прямым или косвенным образом в управлении самими
хозяйственными обществами и сохраняют за собой права акционеров.
Ограничительные рамки деятельности этих хозяйственных обществ
должны устанавливаться таким образом, чтобы контроль за их
соблюдением осуществлял административный или судебный орган.
Статья 6
Государства-члены могут разрешать проведение адаптации или
устанавливать ее обязательность в отношении формата баланса и
отчета о прибылях и убытках с тем, чтобы отразить в отчетности
процесс распределения прибыли или погашения убытков.
Статья 7
Запрещается проведение зачетов счетов активов и обязательств,
счетов доходов и расходов.
Раздел 3. ФОРМА СЧЕТОВ БАЛАНСА
Статья 8
Для целей представления счетов баланса государства-члены
должны установить одну или обе формы, рассматриваемые в статьях 9
и 10. Если государство-член устанавливает обе формы, оно может
предоставить хозяйственным обществам право выбора.
Статья 9
Активы
A. Подписной неоплаченный объявленный акционерный капитал, (кроме тех случаев, когда национальным правом
предусматривается отражение доли акционерного капитала,
оплачиваемого при выпуске акций, в разделе "Обязательства". В этих
случаях часть объявленного, но еще неоплаченного капитала
отражается в составе активов либо в A, либо в D (II) (5)).
B. Организационные расходы, согласно их определению в национальном праве, если оно
допускает их отражение в составе активов. Национальное право может
также предусматривать отражение организационных расходов в первой
статье раздела "Нематериальные активы".
C. Основные средства
I. Нематериальные активы
1. Затраты на исследования и развитие в случае, если
национальное право допускает их отражение в составе активов.
2. Концессии, патенты, лицензии, торговые марки, аналогичные
права и активы в случае, если они:
a) приобретены за достаточно ценное возмещение и их не нужно
отражать в C (I) (3); или
b) созданы самым предприятием в случае, если национальное
право допускает их отражение в составе активов.
3. Деловая репутация в случае, если она приобретена за
достаточно ценное возмещение.
4. Платежи в счет причитающейся суммы.
II. Материальные активы
1. Земля и сооружения.
2. Установки и машинное оборудование.
3. Прочие приборы и промышленное оборудование, инструменты и
оснащение.
4. Платежи в счет причитающейся суммы и материальные активы в
процессе строительства.
III. Финансовые активы
1. Акции дочерних предприятий.
2. Ссуды дочерним предприятиям.
3. Доли участия.
4. Ссуды предприятиям, с которыми компания связана
посредством долей участия.
5. Инвестиции, используемые в качестве основных средств.
6. Другие ссуды.
7. Собственные акции (с указанием их номинальной стоимости
или, при отсутствии таковой, их учетной стоимости) в случае, если
национальное право допускает их отражение в балансе.
D. Оборотные активы
I. Запасы
1. Сырье и материалы.
2. Незавершенное производство.
3. Готовая продукция и товары для перепродажи.
4. Платежи в счет причитающейся суммы.
II. Дебиторские задолженности (Суммы, подлежащие погашению
более чем через один год, следует отражать отдельно по каждой
статье.)
1. Дебиторская задолженность покупателей.
2. Задолженность дочерних предприятий.
3. Задолженность предприятий, с которыми хозяйственное
общество связано посредством долей участия.
4. Прочая дебиторская задолженность.
5. Выпущенный по подписке акционерный капитал объявленный, но
не оплаченный (если национальным законодательством не
предусматривается отражение доли акционерного капитала,
оплачиваемого при выпуске акций, в составе активов в A).
6. Предоплата и начисленные доходы (если национальным
законодательством не предусматривается отражение таких статей в
составе активов в E).
III. Инвестиции
1. Акции дочерних предприятий.
2. Собственные акции (с указанием их номинальной стоимости
или, при отсутствии таковой, их учетной стоимости) в случае, если
национальное право допускает их отражение в балансе.
3. Прочие инвестиции.
IV. Наличные средства в банке и в кассе
E. Предоплата и начисленные доходы (если национальным правом не предусматривается отражение
таких статей в составе активов в D (II) (6)).
F. Убыток отчетного года (если национальным правом не предусматривается его отражение
в A (VI) в разделе "Обязательства").
Обязательства
A. Капитал и резервы
I. Подписной акционерный капитал (кроме случаев, когда национальным правом предусматривается
отражение в данной статье доли акционерного капитала,
оплачиваемого при выпуске акций. В этих случаях выпущенный по
подписке акционерный капитал и оплаченный капитал необходимо
отражать отдельно).
II. Счет эмиссионного дохода
III. Резерв переоценки
IV. Резервы
1. Резерв, образованный в соответствии с национальным правом.
2. Резерв по собственным акциям, если он создается в
соответствии с национальным правом, без ущерба для положений
статьи 22 (1) "b" Директивы 77/91/ЕЭС.
3. Резервы, предусмотренные учредительными документами
объединения.
4. Прочие резервы.
V. Прибыль или убыток прошлых лет
VI. Прибыль или убыток отчетного года (если национальным законодательством не предусматривается
отражение данной статьи в F в разделе "Активы" или E в разделе
"Обязательства").
B. Резервы предстоящих расходов и платежей
1. Резервы по пенсионным отчислениям и аналогичным
обязательствам.
2. Резервы для уплаты налогов.
3. Прочие резервы.
C. Кредиторские задолжности (суммы, подлежащие погашению в течение одного года, и суммы,
подлежащие погашению более через один год, следует отражать
отдельно по каждой статье и совокупности данных статей.)
1. Необеспеченные обязательства, конвертируемые обязательства
отражаются отдельной строкой.
2. Задолженность перед кредитными организациями.
3. Платежи, полученные в счет заказов, если они не относятся
на уменьшение запасов.
4. Кредиторская задолженность перед поставщиками.
5. Переводные векселя к уплате.
6. Задолженность перед дочерними предприятиями.
7. Задолженность перед предприятиями, с которыми
хозяйственное общество связано посредством долей участия.
8. Прочая кредиторская задолженность, в том числе по налогам
и социальному обеспечению.
9. Начисленные расходы и доходы будущих периодов (если
национальным правом не предусматривается отражение таких статей в
D в разделе "Обязательства").
D. Начисленные расходы и доходы будущих периодов (если национальным правом не предусматривается отражение
таких статей в C (9) в разделе "Обязательства").
E. Прибыль отчетного года (если национальным правом не предусматривается ее отражение в
A (VI) в разделе "Обязательства").
Статья 10
A. Подписной неоплаченный объявленный акционерный капитал. (кроме случаев, когда национальным правом предусматривается
отражение в L доли акционерного капитала, оплачиваемого при
выпуске акций. В этих случаях часть объявленного, но еще
неоплаченного капитала отражается в либо в A, либо в D (II) (5)).
B. Организационные расходы, согласно их определению в национальном праве, если оно
допускает их отражение в составе активов. Кроме того, национальное
право может предусматривать отражение организационных расходов в
первой статье раздела "Нематериальные активы".
C. Основные средства
I. Нематериальные активы
1. Затраты на исследование и развитие в случае, если
национальное право допускает их отражение в составе активов.
2. Концессии, патенты, лицензии, торговые марки, аналогичные
права и активы в случае, если они:
a) приобретены за достаточно ценное возмещение и их не нужно
отражать в C (I) (3); или
b) созданы самым предприятием в случае, если национальное
право допускает их отражение в составе активов.
3. Деловая репутация в случае, если она приобретена за
достаточно ценное возмещение.
4. Платежи в счет причитающейся суммы.
II. Материальные активы
1. Земля и сооружения.
2. Установки и машинное оборудование.
3. Прочие приборы и оборудование, инструменты и оснащение.
4. Платежи в счет причитающейся суммы и материальные активы в
процессе строительства.
III. Финансовые активы
1. Акции дочерних предприятий.
2. Ссуды дочерним предприятиям.
3. Доли участия.
4. Ссуды предприятиям, с которыми компания связана
посредством долей участия.
5. Инвестиции, используемые в качестве основных средств.
6. Другие ссуды.
7. Собственные акции (с указанием их номинальной стоимости
или, при отсутствии таковой, их учетной стоимости) в случае, если
национальное право допускает их отражение в балансе.
D. Оборотные активы
I. Запасы
1. Сырье и материалы.
2. Незавершенное производство.
3. Готовая продукция и товары для перепродажи.
4. Платежи в счет причитающейся суммы.
II. Дебиторская задолженность (суммы, подлежащие погашению более чем через один год,
следует отражать отдельно по каждой статье.)
1. Дебиторская задолженность покупателей.
2. Задолженность дочерних предприятий.
3. Задолженность предприятий, с которыми хозяйственное
общество связано посредством долей участия.
4. Прочая дебиторская задолженность.
5. Выпущенный по подписке акционерный капитал объявленный, но
не оплаченный (если национальным правом не предусматривается
отражение доли акционерного капитала, оплачиваемого при выпуске
акций, в составе активов в A).
6. Предоплата и начисленные доходы (если национальным правом
не предусматривается отражение таких статей в составе активов в
E).
III. Инвестиции
1. Акции дочерних предприятий.
2. Собственные акции (с указанием их номинальной стоимости
или, при отсутствии таковой, их учетной стоимости) в случае, если
национальное право допускает их отражение в балансе.
3. Прочие инвестиции.
IV. Наличные средства в банке и кассе
E. Предоплата и начисленные доходы (если национальным правом не предусматривается отражение
таких статей в составе активов в D (II) (6)).
F. Кредиторские задолженности (суммы, подлежащие выплате в течение одного года)
1. Необеспеченные обязательства, конвертируемые обязательства
отражаются отдельной строкой.
2. Задолженность перед кредитными организациями.
3. Платежи, полученные в счет заказов, если они не относятся
на уменьшение материально-производственных запасов.
4. Кредиторская задолженность перед поставщиками.
5. Переводные векселя к уплате.
6. Задолженность перед дочерними предприятиями.
7. Задолженность перед предприятиями, с которыми
хозяйственное общество связано посредством долей участия.
8. Прочая кредиторская задолженность, в том числе по налогам
и социальному обеспечению.
9. Начисленные расходы и доходы будущих периодов (если
национальным правом не предусматривается отражение таких статей в
K).
G. Чистые оборотные активы/краткосрочные обязательства (с
учетом предоплаты и начисленных доходов в случае их отражения в E,
а также начисленных расходов и доходов будущих периодов в случае
их отражения в K).
H. Итого активов за вычетом краткосрочных обязательств
I. Кредиторы: суммы, подлежащие погашению более чем через
один год
1. Необеспеченные обязательства, конвертируемые обязательства
отражаются отдельной строкой.
2. Задолженность перед кредитными организациями.
3. Платежи, полученные в счет заказов, если они не относятся
на уменьшение запасов.
4. Кредиторская задолженность перед поставщиками.
5. Переводные векселя к уплате.
6. Задолженность перед дочерними предприятиями.
7. Задолженность перед предприятиями, с которыми
хозяйственное общество связано посредством долей участия.
8. Прочая кредиторская задолженность, в том числе по налогам
и социальному обеспечению.
9. Начисленные расходы и доходы будущих периодов (если
национальным правом не предусматривается отражение таких статей в
K).
J. Резервы предстоящих расходов и платежей
1. Резервы по пенсионным отчислениям и аналогичным
обязательствам.
2. Резервы для уплаты налогов.
3. Прочие резервы.
K. Начисленные расходы и доходы будущих периодов (если национальным правом не предусматривается отражение
таких статей в F (9), I (9) или в обоих пунктах сразу).
L. Капитал и резервы
I. Подписной акционерный капитал (кроме случаев, когда национальным правом предусматривается
отражение в данном счете доли акционерного капитала, оплачиваемого
при выпуске акций. В этих случаях выпущенный по подписке
акционерный капитал и оплаченный капитал необходимо отражать
отдельно).
II. Счет эмиссионного дохода
III. Резерв переоценки
IV. Резервы
1. Резерв, образованный в соответствии с национальным правом.
2. Резерв по собственным акциям, если он создается в
соответствии с национальным правом без ущерба для положений
статьи 22 (1) "b" Директивы 77/91/ЕЭС.
3. Резервы, предусмотренные учредительными документами
компании.
4. Прочие резервы.
V. Прибыль или убыток прошлых лет
VI. Прибыль или убыток отчетного года
Статья 11
Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам,
которые по состоянию на отчетную дату удовлетворяют двум из трех
следующих критериев:
- валюта баланса - не более 1 000 000 ЕРЕ,
- чистый оборот - не более 2 000 000 ЕРЕ,
- среднесписочное число сотрудников в отчетном году:
не более 50,
составлять сокращенный баланс, отражая только счета,
пронумерованные буквами и римскими цифрами в статьях 9 и 10.
Отдельному раскрытию подлежит информация, указанная в скобках
D (II) раздела "Активы" и C раздела "Обязательства" - в статье 9,
D (II) - в статье 10, при этом приводится общая сумма по каждому
счету.
Статья 12
1. Если по состоянию на отчетную дату хозяйственное общество
не удовлетворяет или перестает удовлетворять двум из трех
указанных в статье 11 критериев, это отражается на применении
статьи 11 только в том случае, когда данная ситуация имеет место в
течение двух отчетных лет подряд.
2. В целях пересчета в национальные валюты указанные в
статье 11 суммы в евро могут быть увеличены не более чем на 10%.
3. Указанную в статье 11 валюту баланса составляют активы с A
по E раздела "Активы" в формате баланса, установленном в статье 9,
или активы с A по E в формате баланса, установленном в статье 10.
Статья 13
1. Когда актив или обязательство имеет отношение к двум или
более счетам баланса, данную взаимосвязь следует раскрыть либо
непосредственно в статье, где они отражаются, либо в пояснениях к
отчетности, если раскрытие такой информации имеет существенное
значение для понимания годовой отчетности.
2. Собственные акции и акции дочерних предприятий можно
отражать только на счетах, предназначенных для данной цели.
Статья 14
Любые выданные гарантии, если отсутствует требование по их
включению в состав обязательств, следует раскрывать в нижней части
баланса или в пояснениях к отчетности, при этом необходимо
разграничивать различные виды гарантии, определенные в
национальном праве; отдельно следует раскрывать любое
предоставленное ценное обеспечение. Необходимо отдельно отражать
подобные обязательства, принятые в отношении дочерних предприятий.
Раздел 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ СЧЕТАХ БАЛАНСА
Статья 15
1. Включение активов в состав основных средств или оборотных
активов зависит от их предназначения.
2. В состав основных средств входят активы, предназначенные
для использования в деятельности предприятия в течение длительного
времени.
3. a) Изменения в отношении различных объектов основных
средств должны отражаться в балансе или пояснениях к отчетности. С
этой целью необходимо отдельно по каждому объекту основных средств
раскрыть, начиная с цены приобретения или стоимости изготовления,
с одной стороны, прирост, выбытие и передачу основных средств в
течение отчетного года, а, с другой стороны, общую сумму
корректировки их стоимости по состоянию на отчетную дату, а также
поправки, внесенные в отчетном году в корректировку стоимости за
предыдущие отчетные периоды. Корректировки стоимости основных
средств отражаются либо в самом балансе как вычеты из
соответствующих счетов, либо в пояснениях к отчетности.
b) В случае если годовая отчетность впервые составляется в
соответствии с настоящей Директивой, а цену приобретения или
стоимость изготовления объекта основных средств нельзя определить,
не затратив при этом чрезмерных ресурсов, остаточную стоимость на
начало отчетного года можно рассматривать в качестве цены
приобретения или стоимости изготовления. Применение настоящего
положения следует раскрывать в пояснениях к отчетности.
c) В случае применения статьи 33 изменения в отношении
различных объектов основных средств, о которых идет речь в
подпункте "a" настоящего параграфа, необходимо отражать начиная с
цены приобретения или стоимости изготовления, полученной по
результатам переоценки.
4. Параграфы 3 "a" и "b" действуют в отношении представления
статьи "Организационные расходы".
Статья 16
Права на недвижимость и другие аналогичные права согласно их
определению в национальном праве следует отражать в статье "Земля
и сооружения".
Статья 17
Для целей настоящей Директивы под "долей участия" понимаются
подтвержденные или не подтвержденные сертификатами права участия в
капитале других предприятий, которые способствуют развитию
деятельности хозяйственного общества посредством создания
долгосрочных связей с данными предприятиями. Владение частью
капитала другого хозяйственного общества рассматривается в
качестве доли участия, когда она превышает определенный процент,
установленный государствами-членами и, в свою очередь, не
превышающий 20%.
Статья 18
Расходы, произведенные в течение отчетного года и относящиеся
к последующему отчетному году, а также доходы, относящиеся к
данному отчетному году и причитающиеся к получению лишь после его
окончания, отражаются в разделе "Предоплата и начисленные доходы".
Однако государства-члены могут предусмотреть включение таких
доходов в раздел "Дебиторская задолженность". В случае если такие
доходы достаточно существенны, их необходимо раскрывать в
пояснениях к отчетности.
Статья 19
Корректировки стоимости включают все корректировки,
предназначенные для учета имеющего место снижения стоимости
отдельных активов по состоянию на отчетную дату независимо от
того, прекратилось снижение стоимости или нет.
Статья 20
1. Резервы предстоящих расходов и платежей предназначены для
покрытия четко определенных видов убытков или задолженности,
возникновение которых по состоянию на отчетную дату представляется
возможным или даже бесспорным, однако имеется неопределенность в
отношении их размеров и сроков появления.
2. Кроме того, государства-члены могут разрешить создавать
резервы, направленные на покрытие четко определенных видов
расходов, относящихся к текущему или предыдущему отчетному году,
возникновение которых по состоянию на отчетную дату представляется
возможным или даже бесспорным, однако имеется неопределенность в
отношении их размеров и сроков появления.
3. Резервы предстоящих расходов и платежей не могут
использоваться на корректировку стоимости активов.
Статья 21
Доходы, подлежащие получению до отчетной даты и относящиеся к
последующему отчетному году, а также расходы, относящиеся к
текущему отчетному году и выплачиваемые в течение последующего
отчетного года, следует отражать в статье "Начисленные расходы и
доходы будущих периодов". Вместе с тем, государства-члены могут
предусмотреть включение таких расходов в раздел "Кредиторская
задолженность". В случае если такие расходы достаточно
существенны, их необходимо раскрывать в пояснениях к отчетности.
Раздел 5. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Статья 22
Для целей представления отчета о прибылях и убытках
государства-члены должны установить одну или несколько форм,
рассматриваемых в статьях 23-26. Если государство-член
устанавливает две или более формы, оно может предоставить
хозяйствующим обществам право выбора.
Статья 23
1. Чистый оборот.
2. Изменение запасов готовой продукции и незавершенного
производства.
3. Работы, выполненные предприятием для своих собственных
целей и капитализированные.
4. Прочие операционные доходы.
5. a) Сырье и материалы.
b) Прочие внешние выплаты.
6. Затраты на содержание персонала:
a) зарплата рабочих и служащих;
b) социальные выплаты, при этом отдельно указываются
пенсионные выплаты.
7. a) Корректировки стоимости организационных расходов,
материальных и нематериальных основных средств.
b) Корректировки стоимости оборотных активов в пределах
суммы, превышающей размеры корректировок стоимости, которые
характерны для данного предприятия.
8. Прочие операционные расходы.
9. Доходы от долей участия, при этом отдельно указываются
доходы, полученные от дочерних предприятий.
10. Доходы от прочих инвестиций и ссуд, составляющих часть
основных средств, при этом отдельно указываются доходы, полученные
от дочерних предприятий.
11. Прочие проценты к получению и аналогичные доходы, при
этом отдельно указываются доходы, полученные от дочерних
предприятий.
12. Корректировки стоимости финансовых активов и инвестиций,
используемых в качестве оборотных активов.
13. Проценты к выплате и аналогичные расходы, при этом
отдельно указываются расходы по дочерним предприятиям.
14. Налог на прибыль или убыток от обычной деятельности.
15. Прибыль или убыток от обычной деятельности после
налогообложения.
16. Чрезвычайные доходы.
17. Чрезвычайные расходы.
18. Чрезвычайная прибыль или убыток.
19. Налог на чрезвычайную прибыль или убыток.
20. Прочие налоги, не отраженные в вышеуказанных статьях.
21. Прибыль или убыток за отчетный год.
Статья 24
A. Расходы
1. Сокращение запасов готовой продукции и незавершенного
производства:
2. a) сырье и материалы;
b) прочие внешние выплаты.
3. Затраты на содержание персонала:
a) зарплата рабочих и служащих;
b) социальные выплаты, при этом отдельно указываются
пенсионные выплаты.
4. a) Корректировки стоимости организационных расходов,
материальных и нематериальных основных средств.
b) Корректировки стоимости оборотных активов в пределах
суммы, превышающей размеры корректировок стоимости, которые
характерны для данного предприятия.
5. Прочие операционные расходы.
6. Корректировки стоимости финансовых активов и инвестиций,
используемых в качестве оборотных активов.
7. Проценты к выплате и аналогичные расходы, при этом
отдельно указываются расходы, полученные от дочерних предприятий.
8. Налог на прибыль или убыток от обычной деятельности.
9. Прибыль или убыток от обычной деятельности после
налогообложения.
10. Чрезвычайные расходы.
11. Налог на чрезвычайную прибыль или убыток.
12. Прочие налоги, не отраженные в вышеуказанных статьях.
13. Прибыль или убыток за отчетный год.
B. Доходы
1. Чистый оборот.
2. Увеличение запасов готовой продукции и незавершенного
производства.
3. Работы, выполненные предприятием для своих собственных
целей и капитализированные.
4. Прочие операционные доходы.
5. Доходы от долей участия, при этом отдельно указываются
доходы, полученные от дочерних предприятий.
6. Доходы от прочих инвестиций и ссуд, составляющих часть
основных средств, при этом отдельно указываются доходы, полученные
от дочерних предприятий.
7. Прочие проценты к получению и аналогичные доходы, при этом
отдельно указываются доходы, полученные от дочерних предприятий.
8. Прибыль или убыток от обычной деятельности после
налогообложения.
9. Чрезвычайные доходы.
10. Прибыль или убыток за отчетный год.
Статья 25
1. Чистый оборот
2. Себестоимость реализованной продукции (включая
корректировки стоимости).
3. Валовая прибыль или убыток.
4. Коммерческие расходы (включая корректировки стоимости).
5. Административные расходы (включая корректировки
стоимости).
6. Прочие операционные доходы.
7. Доходы от долей участия, при этом отдельно указываются
доходы, полученные от дочерних предприятий.
8. Доходы от прочих инвестиций и ссуд, составляющих часть
основных средств, при этом отдельно указываются доходы, полученные
от дочерних предприятий.
9. Прочие проценты к получению и аналогичные доходы, при этом
отдельно указываются доходы, полученные от дочерних предприятий.
10. Корректировки стоимости финансовых активов и инвестиций,
используемых в качестве оборотных активов.
11. Проценты к выплате и аналогичные расходы, при этом
отдельно указываются расходы по дочерним предприятиям.
12. Налог на прибыль или убыток от обычной деятельности.
13. Прибыль или убыток от обычной деятельности после
налогообложения.
14. Чрезвычайные доходы.
15. Чрезвычайные расходы.
16. Чрезвычайная прибыль или убыток.
17. Налог на чрезвычайную прибыль или убыток.
18. Прочие налоги, не отраженные в вышеуказанных статьях.
19. Прибыль или убыток за отчетный год.
Статья 26
A. Расходы
1. Себестоимость реализованной продукции (включая
корректировки стоимости).
2. Коммерческие расходы (включая корректировки стоимости).
3. Административные расходы (включая корректировки
стоимости).
4. Корректировки стоимости финансовых активов и инвестиций,
используемых в качестве оборотных активов.
5. Проценты к выплате и аналогичные расходы, при этом
отдельно указываются расходы, полученные от дочерних предприятий.
6. Налог на прибыль или убыток от обычной деятельности.
7. Прибыль или убыток от обычной деятельности после
налогообложения.
8. Чрезвычайные расходы.
9. Налог на чрезвычайную прибыль или убыток.
10. Прочие налоги, не отраженные в вышеуказанных статьях.
11. Прибыль или убыток за отчетный год.
B. Доходы
1. Чистый оборот.
2. Прочие операционные доходы.
3. Доходы от долей участия, при этом отдельно указываются
доходы, полученные от дочерних предприятий.
4. Доходы от прочих инвестиций и ссуд, составляющих часть
основных средств, при этом отдельно указываются доходы, полученные
от дочерних предприятий.
5. Прочие проценты к получению и аналогичные доходы, при этом
отдельно указываются доходы, полученные от дочерних предприятий.
6. Прибыль или убыток от обычной деятельности после
налогообложения.
7. Чрезвычайные доходы.
8. Прибыль или убыток за отчетный год.
Статья 27
Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам,
которые по состоянию на отчетную дату удовлетворяют двум из трех
следующих критериев:
- валюта баланса - не более 4 миллионов ЕРЕ,
- чистый оборот - не более 8 миллионов ЕРЕ,
- среднесписочное число сотрудников в отчетном году:
не более 250,
использовать формы, следующим образом отличающиеся от
установленных в статьях 23-26:
a) в статье 23: статьи отчета о прибылях и убытках с 1 по 5
включительно можно объединить в рамках одной статьи "Валовая
прибыль или убыток";
b) в статье 24: статьи отчета о прибылях и убытках A (1),
A (2) и с B (1) по B (4) включительно можно объединить в рамках
одной статьи "Валовая прибыль или убыток";
c) в статье 25: статьи отчета о прибылях и убытках (1), (2),
(3) и (6) можно объединить в рамках одной статьи "Валовая прибыль
или убыток";
d) в статье 26: статьи отчета о прибылях и убытках A (1),
B (1) и B (2) можно объединить в рамках одной статьи "Валовая
прибыль или убыток".
В этом случае действуют положения статьи 12.
Раздел 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО НЕКОТОРЫХ СЧЕТОВ ОТЧЕТА
О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Статья 28
Чистый оборот включает выручку от реализации продукции и
предоставления услуг в рамках обычной деятельности хозяйственного
общества за вычетом торговых скидок, налога на добавленную
стоимость и прочих налогов, непосредственно связанных с оборотом.
Статья 29
1. Доходы и расходы, не связанные с обычной деятельностью
хозяйственного общества, следует отражать в статье "Чрезвычайные
доходы и чрезвычайные расходы".
2. Кроме тех случаев, когда упомянутые в параграфе 1 доходы и
расходы являются несущественными для оценки результатов
деятельности, в пояснениях к отчетности следует раскрывать их
размеры и характер. То же самое относится к доходам и расходам,
относящимся к другому отчетному году.
Статья 30
Государства-члены могут разрешить отражать налоги на прибыль
или убыток от обычной деятельности и налоги на чрезвычайную
прибыль или убыток в виде общей суммы в одной статье отчета о
прибылях и убытках перед счетом "Прочие налоги, не отраженные в
вышеуказанных статьях". В этом случае счет "Прибыль или убыток от
обычной деятельности после налогообложения" необходимо исключить
из форм, установленных в статьях 23-26.
В случае применения данного положения хозяйственные общества
должны раскрывать в пояснениях к отчетности степень, в которой
налоги на прибыль или убыток отражаются на прибыли или убытке от
обычной деятельности и "Чрезвычайной прибыли или убытке".
Раздел 7. ПРАВИЛА ОЦЕНКИ
Статья 31
1. Государства-члены должны обеспечивать оценку отражаемых в
годовой отчетности объектов учета в соответствии со следующими
общими принципами:
a) предполагается непрерывность хозяйственной деятельности
хозяйственного общества;
b) методы оценки следует последовательно применять из года в
год;
c) оценку необходимо осуществлять на основе разумности, в
частности: aa) отражать только прибыль, полученную по состоянию на
отчетную дату, bb) следует учитывать все ожидаемые обязательства и
потенциальные убытки, имеющие отношение к данному или предыдущему
отчетному году, даже если такие обязательства или убытки стали
очевидными в период между отчетной датой и датой составления
баланса, cc) следует учитывать все расходы на амортизацию независимо
от финансового результата за отчетный год;
d) необходимо отражать доходы и расходы, связанные с отчетным
годом, независимо от даты получения или осуществления таких
доходов или расходов;
e) следует отдельно оценивать элементы активов и
обязательств;
f) сальдо баланса на начало каждого отчетного года должно
соответствовать сальдо баланса на конец предыдущего отчетного
года.
2. Отступление от данных общих принципов допускается при
исключительных обстоятельствах. Любое такое отступление необходимо
раскрывать и обосновывать в пояснениях к отчетности, а также
оценивать степень его воздействия на активы, обязательства,
финансовое состояние и финансовые результаты.
Статья 32
Объекты учета, отражаемые в годовой отчетности, следует
оценивать в соответствии со статьями 34-42, в основе которых лежит
принцип цены приобретения или стоимости изготовления.
Статья 33
1. Государства-члены могут сообщить Комиссии о том, что они
сохраняют за собой право в отступление от положений статьи 32 до
последующего согласования разрешить или обязать все хозяйственные
общества или определенные виды хозяйственных обществ:
a) проводить оценку материальных основных средств с
ограниченным сроком полезного использования и запасов, используя
метод восстановительной стоимости;
b) проводить оценку, используя методы, отличные от
предусмотренного в пункте "a", которые предназначены для учета
инфляции объектов учета, отражаемых в годовой отчетности, в том
числе капитала и резервов;
c) проводить переоценку материальных основных средств и
финансовых основных средств.
В случае если в национальном праве предусматриваются методы
оценки, перечисленные в пунктах "a", "b" и "c", в нем должны быть
определены их содержание, структура и правила применения.
Факт применения любого такого метода, соответствующие счета
баланса и отчета о прибылях и убытках, а также метод расчета
стоимости отражаемых показателей следует раскрывать в пояснениях к
отчетности.
2. a) В случае применения положений параграфа 1 разность
между оценкой по использованному методу и оценкой, проводимой в
соответствии с общим правилом статьи 32, относится на резерв
переоценки в разделе "Обязательства". Метод учета данного объекта
для целей налогообложения следует разъяснить либо в балансе, либо
в пояснениях к отчетности.
В целях применения последнего подпункта параграфа 1
хозяйственные общества при всяком изменении величины резерва в
течение отчетного года должны публиковать в пояснениях к
отчетности таблицу, отражающую:
- размер резерва переоценки на начало отчетного года;
- величину переоценки, отнесенную на резерв переоценки в
течение отчетного года;
- суммы, капитализированные или иным образом перечисленные с
резерва переоценки в течение отчетного года, при этом раскрывается
характер такого перечисления;
- размер резерва переоценки на конец отчетного года.
b) Резерв переоценки можно в любой момент полностью или
частично капитализировать.
c) Резерв переоценки следует сократить до размера, при
котором отсутствует необходимость в начислении на него
дополнительных сумм для осуществления используемого метода оценки
и выполнения цели последнего.
Государства-члены могут устанавливать правила,
регламентирующие использование резерва переоценки, при условии что
суммы, переносимые с резерва переоценки в отчет о прибылях и
убытках, относятся только на расходы или на увеличение фактически
реализованной стоимости. Эти суммы следует отдельно раскрывать в
отчете о прибылях и убытках. Не допускается прямое или косвенное
распределение какой-либо части резерва переоценки, кроме тех
случаев, когда она представляет собой фактически реализуемые
доходы.
d) За исключением случаев, предусмотренных в пунктах "b" и
"c", не допускается сокращение резерва переоценки.
3. Корректировки стоимости необходимо рассчитывать ежегодно
на основе стоимости, принятой в данном отчетном году. Исключением
являются те случаи, когда путем частичного отступления от статей 4
и 22 государства-члены могут разрешить или обязать хозяйственные
общества отражать на соответствующих счетах, установленных в
статьях 23-26, только корректировки стоимости в результате
применения общего правила статьи 32 и отдельно раскрывать
разность, появившуюся в результате использования метода оценки в
соответствии с настоящей статьей. Вместе с тем, применяются
положения статей 34-42 с соответствующими изменениями.
4. В случае применения положений параграфа 1 необходимо
отдельно по каждому счету баланса, кроме запасов, раскрыть
следующую информацию в балансе или пояснениях к отчетности в
соответствии с формами, установленными в статьях 9 и 10:
a) стоимость по состоянию на отчетную дату, определенную в
соответствии с общим правилом статьи 32, и общую сумму
произведенных корректировок стоимости; или
b) разность по состоянию на отчетную дату между оценкой,
произведенной в соответствии с настоящей статьей, и оценкой,
полученной в результате применения положений статьи 32, а также
общую сумму дополнительных корректировок стоимости.
5. Без ущерба для положений статьи 52, на основании
предложения Комиссии в течение семи лет с момента уведомления о
настоящей Директиве Совет изучит и, при необходимости, внесет
поправки в настоящую статью в свете тенденций развития экономики и
валютной системы Сообщества.
Статья 34
1. a) Если в соответствии с национальным правом разрешается
включать организационные расходы в раздел "Активы", максимальный
период их списания не должен превышать пяти лет.
b) До полного списания организационных расходов прибыль не
подлежит распределению за исключением тех случаев, когда размер
резервов к распределению и перенесенной прибыли по крайней мере
равен размеру несписанных организационных расходов.
2. В пояснениях к отчетности следует раскрыть суммы,
включаемые в состав "Организационных расходов".
Статья 35
1. a) Основные средства необходимо оценивать по цене
приобретения или стоимости изготовления, не вступая в противоречие
с нижеследующими пунктами "b" и "c".
b) Цену приобретения или стоимость изготовления основных
средств с ограниченным сроком полезного использования следует
уменьшать путем корректировок стоимости, рассчитанных в целях
регулярного списания стоимости таких активов в течение срока их
полезного использования.
c) aa) Допускаются корректировки стоимости финансовых
основных средств для того, чтобы присвоить им более низкую
оценочную стоимость по состоянию на отчетную дату. bb) Необходимо производить корректировки стоимости основных
средств независимо от того, ограничен срок их полезного
использования или нет, для того чтобы присвоить им более низкую
оценочную стоимость по состоянию на отчетную дату в случае, если
ожидается неуклонное снижение их стоимости. cc) Перечисленные в "aa" и "bb" корректировки стоимости
подлежат отнесению на счет прибылей и убытков, а также отдельному
раскрытию в пояснениях к отчетности в случае, если они не были
отдельно отражены в отчете о прибылях и убытках. dd) Запрещается дальнейшее использование предусмотренной в
"aa" и "bb" оценки по более низкой стоимости в случае, если
исчезли причины, в силу которых производились корректировки
стоимости.
d) Если основные средства подлежат исключительным
корректировкам стоимости только для целей налогообложения, размер
корректировок и причины их осуществления следует указать в
пояснениях к отчетности.
2. Цена приобретения рассчитывается путем прибавления к
уплаченной цене сопутствующих расходов.
3. a) Стоимость изготовления рассчитывается путем прибавления
затрат, непосредственно относимых на данный продукт, к цене
приобретения сырья и материалов.
b) Допустимая доля косвенных затрат может включаться в
стоимость изготовления данного основного средства, если они
относятся к периоду его изготовления.
4. Проценты на заемный капитал, используемый для
финансирования изготовления основных средств, можно включать в
стоимость изготовления в случае, если они относятся к периоду
изготовления. В этом случае отражение таких процентов в разделе
"Активы" следует раскрывать в пояснениях к отчетности.
Статья 36
Путем частичного отступления от статьи 35 (1) "c"cc"
государства-члены могут разрешить инвестиционным компаниям,
определенным в статье 5 (2), производить зачет корректировок
стоимости инвестиций с использованием непосредственно счетов
раздела "Капитал и резервы". Данные суммы следует отражать
отдельно в разделе баланса "Обязательства".
Статья 37
1. Положения статьи 34 применяются к затратам на исследования
и развитие. Однако в исключительных случаях государства-члены
могут отступать от положений статьи 34 (1) "a". В этом случае они
могут также отступать от положений статьи 34 (1) "b". Такие
отступления вместе с их обоснованием следует раскрывать в
пояснениях к отчетности.
2. Положения статьи 34 (1) применяются к деловой репутации.
Однако государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам
производить регулярное списание деловой репутации в течение
ограниченного периода времени, но не менее пяти лет, при условии
что данный период не превышает срок полезного использования
данного актива и раскрывается в пояснениях к отчетности наряду с
соответствующим обоснованием.
Статья 38
Постоянно заменяемые материальные основные средства, сырье и
материалы, общая стоимость которых имеет второстепенное значение
для предприятия, могут отражаться в разделе "Активы" в неизменном
натуральном и денежном выражении, если в их количестве, стоимости
и составе не происходит существенных изменений.
Статья 39
1. a) Оборотные активы необходимо оценивать по цене
приобретения или стоимости изготовления, не вступая в противоречие
с нижеследующими пунктами "b" и "c".
b) Необходимо производить корректировки стоимости оборотных
активов в целях их отражения по более низкой рыночной стоимости
или, в особых обстоятельствах, присвоения им более низкой
стоимости по состоянию на отчетную дату.
c) Если в ближайшем будущем не предполагается менять оценку
оборотных активов в связи с колебаниями их стоимости,
государства-члены могут разрешить производить исключительные
корректировки стоимости в случае, когда на основании обоснованных
коммерческих расчетов устанавливается их необходимость.
d) Запрещается последующее использование предусмотренной в
"b" и "c" оценки по более низкой стоимости в случае, если исчезли
причины, в силу которых производились корректировки стоимости.
e) Если оборотные активы подлежат исключительным
корректировкам стоимости только для целей налогообложения, размер
корректировок и причины их осуществления следует указать в
пояснениях к отчетности.
2. К оборотным активам применяются определения цены
приобретения и стоимости изготовления, приведенные в статье 35 (2)
и (3). Вместе с тем, государства-члены могут применять положения
статьи 35 (4). Запрещается включение коммерческих расходов в
состав стоимости изготовления.
Статья 40
1. Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам
рассчитывать цену приобретения или стоимость изготовления запасов
одной категории и всех взаимозаменяемых объектов, включая
инвестиции, либо с использованием средневзвешенных цен, либо по
себестоимости первых по времени приобретения (метод FIFO), либо по
себестоимости последних по времени приобретения (метод LIFO), либо
согласно другому аналогичному методу.
2. В случае, если балансовая стоимость, полученная в
результате применения указанных в параграфе 1 методов расчета, по
состоянию на отчетную дату существенно отличается от стоимости, в
основе которой лежит последняя перед отчетной датой рыночная
стоимость, разность подлежит раскрытию в пояснениях к отчетности в
виде общей суммы по каждой категории.
Статья 41
1. Когда сумма, подлежащая возврату в счет задолженности,
превышает полученную сумму, разность может отражаться в составе
активов. Разность должна отдельно отражаться в балансе или в
пояснениях к отчетности.
2. Разность необходимо ежегодно списывать по частям, при этом
ее полное списание следует завершить не позднее срока погашения
задолженности.
Статья 42
Величина резервов предстоящих расходов и платежей не может
превышать необходимые для этого суммы.
Резервы, отраженные в балансе по строке "Прочие резервы",
подлежат раскрытию в пояснениях к отчетности, если они являются
существенными.
Раздел 8. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНЕНИЙ К ОТЧЕТНОСТИ
Статья 43
1. Помимо информации, обязательной к раскрытию в соответствии
с иными положениям настоящей Директивы, в пояснениях к отчетности
следует представить по крайней мере следующую информацию:
1) использованные методы оценки различных объектов учета в
годовой отчетности, а также методы, применяемые для расчета
корректировок стоимости. Для отражения в годовой отчетности
объектов, выражаемых или первоначально выраженных в иностранной
валюте, необходимо раскрыть методы, использованные для их
пересчета в национальную валюту;
2) название и юридический адрес каждого предприятия, в
котором либо само хозяйственное общество, либо лицо, выступающее
от своего имени, но по поручению хозяйственного общества, владеет
по крайней мере минимальной долей капитала, установленной
государствами-членами в пределах до 20%, при этом раскрываются
доля капитала, находящегося в собственности, величина капитала и
резервов, а также финансовый результат данного предприятия за
последний отчетный год. Данную информацию можно не отражать, когда
для целей статьи 2 (3) ей можно пренебречь. Кроме того, информацию
о капитале, резервах и финансовом результате можно не отражать,
когда зависимое предприятие не публикует баланс и менее 50% его
капитала находится (непосредственным или косвенным образом) в
собственности хозяйственного общества;
3) количество и номинальная стоимость или, при отсутствии
таковой, учетная стоимость акций, выпущенных по подписке в течение
отчетного года в пределах уставного капитала, без ущерба для
положений статьи 2 (1) "e" Директивы 68/151/ЕЭС ( 994_453 ) и
статьи 2 "c" Директивы 77/91/ЕЭС, касающихся размера данного
капитала;
4) при наличии двух и более видов акций, количество и
номинальная стоимость или, при отсутствии таковой, учетная
стоимость каждого вида акций;
5) наличие сертификатов участия, конвертируемых
необеспеченных обязательств, аналогичных ценных бумаг и прав с
указанием их количества и предоставляемых ими прав;
6) заемные средства хозяйственного общества, подлежащие
возврату более чем через пять лет, а также вся задолженность, в
отношении которой хозяйственное общество предоставило ценное
обеспечение с указанием характера и формы обеспечения. Данную
информацию следует раскрывать отдельно по каждой статье кредиторов
в соответствии с форматами, установленными в статьях 9 и 10;
7) общую сумму финансовых обязательств, не отраженных в
балансе, в случае если данная информация помогает в оценке
финансового состояния. Отдельному раскрытию подлежат обязательства
по пенсионному обеспечению и дочерним предприятиям;
8) чистый оборот согласно его определению, установленному в
статье 28, по видам деятельности и географическим рынкам сбыта в
случае, если данные виды деятельности и рынки существенно
отличаются друг от друга по схеме реализации продукции и оказания
услуг в рамках обычной деятельности хозяйственного общества;
9) среднесписочное число сотрудников в отчетном году по
отдельным группам и затраты на содержание персонала в отчетном
году в соответствии с положениями статьи 23 (6), если отдельно не
были отражены в отчете о прибылях и убытках;
10) степень, в которой на расчет финансового результата
отчетного года повлияла оценка объектов учета, которая была
проведена в данном или предыдущем отчетном году путем отступления
от принципов, закрепленных в статьях 31 и 34-42, в целях
оптимизации налогообложения. В случае, если влияние такой оценки
на предстоящие налоговые платежи является существенным, оно
подлежит подробному раскрытию;
11) разность между налогами, начисленными в данном и
предыдущих отчетных годах, и суммой налогов, подлежащих выплате за
данные периоды, при условии что данная разность существенна для
целей будущего налогообложения. Вместе с тем, общую сумму разности
можно отразить в балансе по отдельной строке с соответствующим
заголовком;
12) размер вознаграждений, выплаченных в отчетном году членам
административных, руководящих и контролирующих органов в счет
оплаты их услуг, а также обязательства по выплате пенсий бывшим
сотрудникам данных органов с указанием общей суммы по каждой
отдельной группе;
13) размер авансов и кредитов, выданных членам
административных, руководящих и контролирующих органов с указанием
процентных ставок, основных условий и возвращенных сумм, а также
размер принятых обязательств в отношении указанных лиц в виде
любых гарантий с указанием общей суммы по каждой отдельной группе.
2. Ожидая последующую координацию государства-члены могут не
применять параграф 1 (2) к финансовым холдинговым компаниям,
которые определены в статье 5 (3).
Статья 44
Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам,
упомянутым в статье 11, представлять сокращенные пояснения к
отчетности без информации, обязательной к раскрытию в соответствии
со статьей 43 (1) (5)-(12).
Вместе с тем, в пояснениях следует раскрывать информацию,
упомянутую в статье 43 (1) (6), в виде общей суммы по всем
соответствующим объектам учета.
Применяются положения статьи 12.
Статья 45
1. Информация, раскрываемая в соответствии со статьей 43 (1)
и (2), может на основании разрешения государств-членов:
a) принимать форму заявления, составленного в соответствии со
статьей 3 (1) и (2) Директивы 68/151/ЕЭС ( 994_453 );
b) не отражаться, когда в силу своего характера она может
нанести серьезный ущерб предприятию, о котором идет речь в статье
43 (1) (2). Государства-члены могут делать такие исключения только
с разрешения административных или судебных органов. В пояснениях к
отчетности следует раскрывать факт неотражения такой информации.
2. Параграф 1 "b" также применяется к статье 43 (1) (8).
Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам,
упомянутым в статье 27, не раскрывать информацию, установленную в
статье 43 (1) (8). Применяются положения статьи 12.
Раздел 9. СОДЕРЖАНИЕ ГОДОВОГО ОТЧЕТА
Статья 46
1. В годовом отчете следует, по крайней мере, привести
достоверный анализ развития предпринимательской деятельности
хозяйственного общества и ее текущего состояния.
Вместе с тем, в отчете нужно указать:
a) важные события, которые произошли после окончания
отчетного года;
b) вероятные перспективы дальнейшего развития хозяйственного
общества;
c) деятельность в области исследований и развития;
d) информацию о выкупе собственных акций в соответствии со
статьей 22 (2) Директивы 77/91/ЕЭС.
Раздел 10. ПУБЛИКАЦИЯ
Статья 47
1. Утвержденную годовую отчетность, годовой отчет, а также
заключение лица, отвечающего за аудит отчетности, публикуется в
соответствии с законодательством каждого государства-члена в
соответствии со статьей 3 Директивы 68/151/ЕЭС ( 994_453 ).
Вместе с тем, в соответствии с законодательством
государства-члена может быть разрешено не публиковать годовой
отчет согласно вышеуказанным процедурам. В этом случае необходимо
обеспечить беспрепятственный доступ к годовому отчету по месту
нахождения хозяйственного общества в данном государстве-члене.
Копия всего отчета или его части должна бесплатно предоставляться
по первому требованию.
2. В отступление от параграфа 1 государства-члены могут
разрешить хозяйственным обществам, упомянутым в статье 11,
публиковать:
a) сокращенный баланс, отражая только счета, пронумерованные
буквами и римскими цифрами в статьях 9 и 10. Отдельному раскрытию
подлежит информация, указанная в скобках D (II) раздела "Активы" и
C раздела "Обязательства", в статье 9, D (II), в статье 10, при
этом приводится общая сумма по всем соответствующим объектам
учета; и
b) сокращенные пояснения к отчетности без пояснений,
обязательных к раскрытию в соответствии со статьей 43 (1)
(5)-(12). Вместе с тем в пояснениях следует раскрывать информацию,
установленную в статье 43 (1) (6) в виде общей суммы по всем
соответствующим объектам учета.
Применяются положения статьи 12.
Вместе с тем, государства-члены могут освободить такие
хозяйственные общества от обязанности публиковать отчеты о
прибылях и убытках, годовые отчеты и заключения лиц, отвечающих за
аудит отчетности.
3. Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам,
упомянутым в статье 27, публиковать:
a) сокращенный баланс, отражая только счета, пронумерованные
буквами и римскими цифрами в статьях 9 и 10. Отдельному раскрытию
в балансе или пояснениях к отчетности подлежат следующие
показатели:
- C (I) (3), C (II) (1), (2), (3) и (4), C (III) (1), (2),
(3), (4) и (7), D (II) (2), (3) и (6), D (III) (1) и (2) в разделе
"Активы", C (1), (2), (6), (7) и (9) в разделе "Обязательства" в
статье 9,
- C (I) (3), C (II) (1), (2), (3) и (4), C (III) (1), (2),
(3), (4) и (7), D (II) (2), (3) и (6), D (III) (1) и (2), F (1),
(2), (6), (7) и (9), I (1), (2), (6), (7) и (9) в статье 10,
- информация, указанная в скобках D (II) раздела "Активы" и C
раздела "Обязательства", в статье 9 в виде общей суммы по всем
соответствующим объектам учета и отдельно по D (II) (2) и (3) в
разделе "Активы" и C (1), (2), (6), (7) и (9) в разделе
"Обязательства",
- информация, указанная в скобках D (II) в статье 10 в виде
общей суммы по всем соответствующим объектам учета и отдельно по
D (II) (2) и (3);
b) сокращенные пояснения к отчетности без информации,
обязательной к раскрытию в соответствии со статьей 43 (1) (5),
(6), (8), (10) и (11). Вместе с тем, в пояснениях к отчетности
следует предоставлять информацию, установленную в статье 43 (1)
(6) в виде общей суммы по всем соответствующим объектам учета.
Положения настоящего параграфа не распространяются на
параграф 1 в части, касающейся отчета о прибылях и убытках,
годового отчета и заключения лица, отвечающего за аудит
отчетности.
Применяются положения статьи 12.
Статья 48
Если годовая финансовая отчетность и годовой отчет
публикуются в полном объеме, они должны быть в той форме и в том
содержании, на основании которого лицо, отвечающее за аудит
отчетности, составило свое заключение. К данным документам должно
прилагаться аудиторское заключение в полном объеме. В случае если
лицо, отвечающее за аудит отчетности, сделало оговорки или
отказалось от составления заключения, данный факт подлежит
раскрытию вместе с указанием причин.
Статья 49
Если годовая финансовая отчетность публикуется не в полном
объеме, необходимо отметить, что опубликованный вариант отчетности
является сокращенным, а также указать реестр, в который была
направлена финансовая отчетность в соответствии со статьей 47 (1).
Факт непредставления отчетности в реестр подлежит обязательному
раскрытию. К опубликованной отчетности в сокращенном виде не может
прилагаться заключение, составленное лицом, отвечающим за аудит
отчетности. Тем не менее, следует раскрыть факт наличия
(отсутствия) оговорок в аудиторском заключении или отказа от его
составления.
Статья 50
Вместе с годовой отчетностью следует публиковать следующую
информацию:
- предполагаемые направления использования прибыли или метод
учета убытка,
- направления использования прибыли или метод учета убытка, в случае если данные статьи не отражены в годовой отчетности.
Раздел 11. АУДИТ
Статья 51
1. a) Годовая отчетность хозяйственных обществ должна
обязательно проходить аудиторскую проверку, осуществляемую лицом
или лицами, имеющими разрешение на проведение аудита финансовой
отчетности в соответствии с национальным правом.
b) Вместе с тем, лицо или лица, отвечающие за аудит
отчетности, проверяют годовой отчет на предмет непротиворечия
годовой отчетности за тот же самый отчетный год.
2. Государства-члены могут освободить указанные в статье 11
хозяйственные общества от обязанности, установленной в
параграфе 1.
Применяются положения статьи 12.
3. При предоставлении освобождения от обязательства в
соответствии с параграфом 2 государства-члены должны закрепить в
законодательстве санкции, применяемые в случае несоответствия
годовой финансовой отчетности и годовых отчетов таких
хозяйственных обществ требованиям настоящей Директивы.
Раздел 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 52
1. Под эгидой Комиссии создается Контактный комитет. В его
функции входит:
a) без ущерба для положений статей 169 и 170 Договора
( 994_017 ), обеспечивать согласованное применение настоящей
Директивы путем проведения регулярных заседаний, на которых
предполагается обсудить конкретные проблемы, связанные с ее
применением;
b) по мере необходимости предоставлять рекомендации Комиссии
в отношении дополнений и поправок в настоящую Директиву.
2. В Контактный комитет входят представители
государств-членов и Комиссии. Комиссия обеспечивает секретарскую
деятельность.
3. Заседания Комитета созываются председателем по его
собственной инициативе или по просьбе одного из его членов.
Статья 53
1. Для целей настоящей Директивы под европейской расчетной
единицей (ЕРЕ) понимается расчетная единица, определенная в
Решении Комиссии N 3289/75/ЕОУС от 18 декабря 1975 года.
Эквивалент в национальной валюте на первом этапе рассчитывается по
курсу, действующему по состоянию на дату принятия настоящей
Директивы.
2. Каждые пять лет Совет на основании предложения Комиссии
должен анализировать и, при необходимости, пересматривать суммы,
выраженные в европейских расчетных единицах, в свете тенденций
развития экономики и валютной системы Сообщества.
Статья 54
Настоящая Директива не затрагивает законы государств-членов,
в соответствии с которыми годовая отчетность хозяйственных
обществ, не относящихся к их юрисдикции, подлежит сдаче в реестр,
содержащий перечень отделений таких хозяйственных обществ.
Статья 55
1. Государства-члены вводят в действие законы, подзаконные
акты и административные положения, необходимые для обеспечения
соблюдения настоящей Директивы в течение двух лет с момента
уведомления о ее выходе. Они обязаны незамедлительно информировать
Комиссию о принятии такого законодательства.
2. Государства-члены могут сделать оговорку, что указанные в
параграфе 1 положения подлежат применению лишь через 18 месяцев
после окончания периода, предусмотренного в параграфе 1. При этом
срок в 18 месяцев может быть продлен до пяти лет:
a) для незарегистрированных компаний в Великобритании и
Ирландии;
b) для целей статей 9 и 10, а также статей 23-26, где
рассматриваются форматы баланса и отчета о прибылях и убытках в
случае, когда государство-член утвердило другие формы
предоставления данных документов не ранее трех лет до момента
уведомления о настоящей Директиве;
c) для целей настоящей Директивы применительно к расчету и
раскрытию в балансе амортизации активов, отражаемых в статьях
активов согласно статье 9, C (II) (2) и (3) и статье 10, C (II)
(2) и (3);
d) для целей статьи 47 (1) настоящей Директивы за исключением
хозяйственных обществ, уже имеющих обязательства по публикации
отчетности согласно статье 2 (1) "f" Директивы 68/151/ЕЭС
( 994_453 ). В этом случае к годовой финансовой отчетности и
заключению лица, отвечающего за аудиторскую проверку отчетности,
применяются положения второго абзаца статьи 47 (1) настоящей
Директивы;
e) для целей статьи 51 (1) настоящей Директивы.
Более того, срок в 18 месяцев может быть продлен до восьми
лет для компаний, основным видом деятельности которых являются
морские грузоперевозки, если они уже существовали на момент
вступления в силу положений параграфа 1.
3. Государства-члены обеспечивают передачу в Комиссию
основных положений национальных законов, принимаемых в сфере,
рассматриваемой в настоящей Директиве.
Статья 56
Обязательства по отражению в годовой отчетности объектов
учета, установленных в статьях 9, 10, 23-26 и имеющих отношение к
дочерним предприятиям, а также обязательства по предоставлению
информации о данных предприятиях в соответствии со
статьями 13 (2), 14 и 43 (1) (7), вступают в силу в то же самое
время, что и Директива Совета по сводной отчетности.
Статья 57
1. До вступления в силу Директивы Совета ЕЭС по сводной
отчетности, без ущерба для положений Директив 68/151/ЕЭС
( 994_453 ) и 77/91/ЕЭС, государства-члены могут не применять к
зависимым обществам группы предприятий, деятельность которых
регулируется национальными законами, положения настоящей
Директивы, касающиеся содержания, аудита и публикации годовой
отчетности таких зависимых обществ при соблюдении следующих
условий:
a) доминирующее общество подлежит регулированию в
соответствии с законодательством государства-члена;
b) все акционеры или сотрудники зависимого общества должны
заявить о своем согласии на получение освобождения от такого
обязательства; данное заявление необходимо делать в отношении
каждого отчетного года;
c) доминирующее общество должно заявить о предоставлении
гарантий по обязательствам зависимого общества;
d) зависимое общество обязано опубликовать упомянутые в "b" и
"c" заявления в соответствии с первым абзацем статьи 47 (1);
e) годовая отчетность зависимого общества должна быть сведена
в годовую отчетность группы предприятий;
f) в пояснениях к годовой отчетности группы предприятий
следует раскрыть наличие освобождения от обязательства по
подготовке, аудиту и публикации годовой отчетности зависимого
общества.
2. Положения статей 47 и 51 применяются к годовой отчетности
группы предприятий.
3. Положения статей 2-46 применяются к годовой отчетности
группы предприятий по мере возможности.
Статья 58
1. До вступления в силу Директивы Совета по сводной
отчетности, без ущерба для положений Директивы 77/91/ЕЭС,
государства-члены могут не применять к доминирующим обществам
групп предприятий, деятельность которых регулируется национальными
законами, положения настоящей Директивы, касающиеся аудита и
публикации отчета о прибылях и убытках таких доминирующих обществ,
при соблюдении следующих условий:
a) доминирующее общество должно раскрыть наличие освобождения
от такого обязательства в соответствии со статьей 47 (1);
b) годовая отчетность доминирующего общества должна быть
сведена в годовую отчетность группы предприятий;
c) наличие освобождения от аудита и публикации отчета о
прибылях и убытках доминирующего общества следует раскрыть в
пояснениях к годовой отчетности группы предприятий;
d) финансовый результат доминирующего общества, определенный
в соответствии с принципами настоящей Директивы, следует отразить
в балансе доминирующего общества.
2. Положения статей 47 и 51 применяются к годовой отчетности
группы предприятий.
3. Положения статей 2-46 применяются к годовой отчетности
группы предприятий по мере возможности.
Статья 59
Ожидая последующую координацию государства-члены могут
разрешить проводить оценку вложений в дочерние предприятия
согласно методу учета по долевому участию при соблюдении следующих
условий:
a) факт использования данного метода оценки подлежит
раскрытию в пояснениях к отчетности хозяйственного общества,
осуществившего такие вложения;
b) величину разницы, имеющейся на момент осуществления таких
вложений, между их стоимостью приобретения и долей в
соответствующем им капитале, включая резервы, финансовый
результат, прибыли или убытки прошлых лет дочернего предприятия,
следует отдельно отражать в балансе или в пояснениях к отчетности
хозяйственного общества, осуществившего такие вложения;
c) в балансе хозяйственного общества, осуществившего такие
вложения, стоимость приобретения данных вложений увеличивается или
уменьшается в зависимости от прибыли или убытка, полученного
дочерним предприятием, в соответствии с имеющейся долей в его
капитале;
d) суммы, указанные в подпункте "c", ежегодно отражаются
отдельной строкой с соответствующим заголовком в отчете о прибылях
и убытках хозяйственного общества, осуществившего такие вложения;
e) когда дочернее предприятие выплачивает дивиденды
хозяйственного общества, осуществившего такие вложения, балансовая
стоимость вложений подлежит соответствующему уменьшению;
f) когда суммы, отраженные в отчете о прибылях и убытках в
соответствии с подпунктом "d", превышают размер дивидендов,
которые уже получены или могут быть взысканы, разность следует
отнести на резерв, не подлежащий распределению среди акционеров.
Статья 60
Ожидая последующую координацию государства-члены могут
установить, что капиталовложения, осуществленные инвестиционными
компаниями согласно определению в статье 5 (2), должны оцениваться
на основе их рыночной стоимости.
В этом случае государства-члены могут также отменить
требование, в соответствии с которым инвестиционные компании с
переменным капиталом обязаны отдельно отражать корректировки
стоимости, упоминаемые в статье 36.
Статья 61
До вступления в силу Директивы Совета по сводной отчетности
государства-члены могут не применять к доминирующим обществам
групп предприятий, деятельность которых регулируется национальными
законами, положения статьи 43 (1) (2), касающиеся размера капитала
и резервов, а также прибылей и убытков указанных в ней
предприятий, в случае если либо годовая отчетность таких
предприятий сводится в годовую отчетность группы предприятий, либо
оценка вложений в данные предприятия осуществляется согласно
методу учета по долевому участию.
Статья 62
Настоящая Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 25 июля 1978 года.
За Совет
Председательствующий К.фон ДОНАНИЙ
--------------- (*) Перевод к.ю.н., доцента Калиниченко П.А.



вгору